из переписки с коллегой 10

Связался со мной представительница одного издания, попросила написать немного о выставке в Ригас Макслас Телпа, посвященной латвийскому "самсебе****ат" искусству советской эпохи.

Согласился, хотя в свое время я около трех лет был арт-обозревателем в газете "Телеграф", и ходил по 2-3 раза на неделе на открытия выставок, и писал об этом, и мне это надоело, я чувствовал, что начинаю зарапортовываться, повторяться да и художники со своими произведениями мне на тот момент дюже надоели.

Да и критика я в себе почти изжил, раньше я был очень критичен, а сейчас менее. Очень редко кого-то и что-то хочется критиковать, только если уж совсем проберет до печенок.

Но тут согласился, потому что 1) давно ничего не писал про арт и, значит, успел уже отдохнуть от этого жанра, и захотелось вновь побряцать старым своим копьем, 2) писать предложили не критику, а скорее эссе. 3) издание не периодическое, а альманах, который, может, выйдет пару раз, а потом, как всегда, деньги закончаться и следующий номер, может, только лет через десять появится, так что не хотелось упускать момента (хотя мне публикации в латвийских изданиях давно уже не нужны, поскольоку они абсолютно ничего не могут дать мне, как автору, ни денег, ни большой славы (а слава маленькая у меня уже была, когда я вел секс-рубрику в "ЖЗЛ", и маленькая слава меня больше не интересует, так как она практически ничем не отличается от полного отсутствия какой-либо славы!), но если уж редакторы сами просят, то я не вижу смысла им отказывать).

Я сходил - мне очень понравилось, пошел вторично. Сделал снимки камерой, встроенной в мобильник. А текст появится к началу 2011 года.

Замечу, что выставка (до конца года она еще будет открыта) посвящена вовсе не "запрещенному" и не "антисоветскому" искусству, то есть, не только ему. Скорее, маргинальным (для той эпохи) формам искусства (которые и искусством-то не всегда считали). Или не признавали профессиональным.

Например, театры "Рижская пантомима" и "Театр Ансиса Рутентала" долгое время не могли получить статус профессиональных коллективов, хотя работали на высочайшем проф-уровне и гремели на всю страну. Или некоторых фотографов не признавали даже их коллеги: мол, "фотоискусство, это когда красивая женщина в красивой позе красиво снята, или красивый пейзаж и тп. вот, это фотоискустсво, а если ты своего друга сфотографировал, когда он в очереди за пивом стоит, чтобы похмелиться, то какое же это фотоискусство?! Это незнамо что! И даже фотожурналистикой это нельзя назвать, ибо журналистика - социально или политически значима! А что значимого в твоем похмеляющемся друге?"

Или фотографы, которые экспериментировали с различными техниками и с огромным трудом достигали результатов, которые сейчас легкоо достижимы с помощью фотошопа - они тоже были "ад маргинем".

Или живописцы, которых знали и чьи картины приобретали в личные коллекции, но не принимали их в Союз hudoznikov, а значит лишали возможности участвовать в официальных выставках и получать госзаказы.

Или уличные и квартирные перформансеры, или "киноперформансеры" - тоже официально не признавались "художниками".

И рекламные дизайнеры. И авторы инсталляций. И авторы "кинетических" арт-объектов, все это было в те времена ad marginem, даже если советская власть их и не запрещала.

Их советская власть попросту не замечала. И еще вопрос, что хуже


Рецензии