Плач Иеремии - Эйха - гл. 1
столица многолюдная – в запустенье глубоком,
госпожа племен обложена данью,
владычица городов – оброком.
Ночью захлебывается в рыданьях,
мокры от слез щеки ее и губы.
Преданную лже-дружеством кто утешит? –
обманщикам обманутая не люба.
Разорена, измучена Иудея,
сослана невольницей на повинность,
бесприютно скитается меж народов,
настигают ее гонители в теснинах.
Поросли быльем все пути Сиона,
не паломничают на праздники поселяне,
Храм в руинах, окутались священники скорбью,
плачут девы; горе, куда ни глянешь.
Ненавистники правителями ей стали,
недруги благоденствуют безмятежно –
удручил многогрешную Царь небесный,
враг в неволю увел ее чад нежных.
Дочь Сиона красы и славы лишилась,
уподобились князья ее ланям в пустыне.
Изнуренные, в изгнанье бредут уныло,
под ярмом победителей гнут спины.
Вспоминает Иерушалаим минувшие годы,
в скитаниях горьких – отрады утешные.
Под ругателем беспомощная столица,
над упадком ее глумятся насмешники.
Согрешила она, потому отвержена.
Зрят бесчестье ее прохожие – головами качают.
Почитали славную – опозоренную презрели.
Сторонясь знакомцев, вздыхает она в печали.
ПОлы ее истечениями запятнаны,
кровью скверны опозорены одеяния.
Ниже низкого пала! Утешителя не отыщет,
блудодейная, не думала о воздаянии.
Воззри на несчастную, Господи, смилуйся!
Посмотри, как возрос ее враг заклятый!
На все, что мило ей, наложил руку алчную,
осквернил Храм, презрел его святость.
В Святая Святых – чужаков толпы,
племена, о коих Тобой заповедано:
«Не войдут они в общину Господню» –
похваляются над поверженною победами.
Стеная, молят граждане пропитания,
драгоценности отдают за хлеб насущный…
– Обжиралась бы я как нищенка на помоях,
кем я стала, воззри же, увидь, Сущий!
Не о вас будь сказано, люди добрые,
видят муки мои путники – кровь стынет.
Есть ли скорбь, что подобна моей скорби?
Болью-болей пронзил Он меня ныне.
Попалил в день ярости небесным пламенем,
размозжил кости мои, обугленные истолок.
Спутал сетью шаги, выдал врагу плененную,
на руинах покинул недужную казнящий Бог.
Ярмо грехов обременило выю мою,
обессилели злодеяния падшую, оплели.
Отдал меня Господь истязателям лютым,
хлещут, хлещут – не подняться с земли.
Потоптал богатырей во чреве моем,
нарек срок гонителю – сломить юношей сильных.
Дев иудейских под стопы недругов уложил –
как гроздья отжал в давильне.
О них захожусь слезами, оплакиваю любимых,
истекли очи мои, стали родниками рыданий.
Далек утешитель, спасения нет, одолели враги,
дети мои скорбят в пустыне страданий.
Простирает руки с мольбой дочь Сиона,
о милости тщетно взывает в мучениях.
Окружил Якова ненавистниками Господь,
позорят Иерушалаим, как блудную в истечениях.
Праведен, справедлив Господь карающий.
Не вняла я словам Его, речения уст нарушила.
Узрите же, племена, как прозябаю в горести,
дев моих враг забрал, полонил юношей.
Звала я тщетно сынов лже-дружества,
во славе желали меня – в бедствии не захотели.
Старейшины мои истлевали от голода,
священники хлеба молили – удержать душу в теле.
Воззри, Господи, смилуйся: худо мне, худо!
Перегорело нутро мое, дух пришиблен,
сердце в испуге упало, окружили ужасы:
на улице меч разящий, в доме погибель.
Многие стенаниям моим внимали –
сочувствующего не нашлось безутешной.
Все прослышавшие о бедах моих ликовали,
радовал Ты ненавистников терзанием многогрешной.
Боже, пусть и для них день гнева настанет,
да изведают ярость Твою, как я изведала.
Взгляни на злодейства, что мне учинили,
за обиды мои воздай моими же бедами.
Велики преступленья мои, кары заслужены.
Вздохи тяжкие множит
удрученное сердце недужное.
-------------
*О библейском "Плаче Иеремии" см. мою статью здесь: http://www.proza.ru/2010/11/10/384.
Талмудическое название "Плача Иеремии" - "киннот", траурные элегии, или "плачи". Каждый "плач" (всего их пять, здесь публикуется первый) представляет собой акростих еврейского алфавита (алефбейта), состоящий из 22 стихов. Каждый стих, в свою очередь, делится на три (иногда четыре) полустишия.
В художественном отношении мой поэтический перевод точно воспроизводит ритм и смысл библейского стиха, передает его интонации и отчасти просодию.
Свидетельство о публикации №110122702895