Самоучитель по PS-3D поэзии 3

Данный пост открыт как третья часть Самоучителя по PS-3D поэзии (урок 3-ий)
http://www.stihi.ru/2010/11/07/3189

За отправную точку взял мысль:
«Сегодня только скажу,что писать хорошие стихи не научишь, можно только показать, как не надо писать.» (Просто Санта)
с которой я в корне не согласен. 

Во-первых: чтобы писать хорошие стихи нужно учиться (и многие авторы мечтают о хорошем учителе). Который
Во вторых: может показать как надо писать стихи (т.е. даёт положительный вектор в творческом развитии автора изначально, в процессе обучения показывая слабые места, говоря о том, что стихотворение могло-бы быть лучше, если бы...)

Изучая стихи многих современных авторов, заметил одну особенность (присущую стихам разных эпох, в основном из западной поэзии) - это отсутствие зрительных образов, отрыв от вещественного, окружающего мира, иногда грамотно, а иногда пошло упакованный в слова, в поток сознания (как будто меня, как читателя хотят в чём-то убедить). И получается, что я контактирую со стихопроповедником (поддаваясь его внушению или нет, это неважно), но я нахожусь вне авторского видения знакомого мне (общего для нас) мира (и с каждым новым таким стихотворением я всё отчётливей понимаю, что мой читательский интерес такая поэзия не удовлетворяет)       
 

Итак в качестве примера, я взял стихи двух достаточно крепких авторов:

http://www.stihi.ru/avtor/trianon    страница автора: Нэйл
http://www.stihi.ru/avtor/mistery890    страница автора: Просто Санта



*** мастер китайской пытки (Нэйл)
http://www.stihi.ru/2009/11/05/4118 
.
капля за каплей – слово и камень точит
шторм нарастает в чёрной пучине ночи
бьётся о борт тоска за тоской – бермудно
для потерпевших вряд ли наступит утро
.
вряд ли наступит время цветов и радуг
не прорастут – посевы побиты градом
день ото дня – проверка на крепость тверди
битва за жизнь заблудших в долине смерти
.
битва с собой, друг с другом и миром прочим
правда на правду – колья обид пророчат
гимн победившим, с горечью пораженья
цепи свободы, эго тугой ошейник
.
туго сплетенье будущего с прошедшим
строчка за строчкой – счастье с ума сошедших
мысли бегут, но им не догнать улитку
viva любовь, ты мастер китайской пытки
.
.
.
*** дзен (Просто Санта)
http://www.stihi.ru/2010/05/24/8933
.
это - запретно, а так - можно всем.
я выбираю меж небом и прахом.
тот, кто другим подарил образец,
следом идущих отправил на плаху.
.
бог мудрецов обжигает горшки,
бог самозванцев штампует короны.
Бог мой, ты пламя в душе разожги,
чтобы напомнить двоих из Вероны.
.
в каждом мгновенье - дорога ко мне,
меч, возрождающий к жизни заблудших.
дай мне полцарства, чтоб быть на коне!
кто проиграл, если нам станет лучше?


В первом стихотворении я не увидел зрительных образов. Есть слово «капля», которая точит «камень» (реальные понятия становятся отвлеченными,  афоризм  легко узнаваем, подтекст считываем).  «Бьётся о борт тоска» («тоска» перечёркивает тоже вполне вещественное слово «борт»). Не «наступит время цветов и радуг» (значит я не увижу цветов и радуг// также как и посевы, которые побил град).  Я не знаю, что такое «колья обид», «цепи свободы», «эго ошейник». Немного   чужеродной кажется «улитка». Тоже самое и во втором стихотворении - слова в потоке сознания.   


Я бы с большим удовольствием начал урок с другой подборки стихотворений, но данный пример хочу оставить именно таким. Говоря о том, как не надо писать стихи, мы раним автора, вызываем в нём личностный протест и не желение слушать голос читателя, рушим саму возможность адекватной реакции на критику.


А теперь, откручиваем 5-ть минут времени назад и начинаем правильный урок:

Попробуйте написать отклики на стихи китайских авторов, сохраняя их ритмику, попробуйте поработать со зрительными образами (на сопоставлениях внешнего и внутреннего) без этого понимать и тем более писать 3d/ps стихи невозможно.


*** Тао Юаньмин (перевод Л.Эдлина)
.
Краски цветенья нам трудно надолго сберечь.
День увяданья отсрочить не может никто.
.
То, что когда-то, как лотос весенний, цвело,
Стало сегодня осенней коробкой семян...
.
Иней жестокий покроет траву на полях.
Сникнет, иссохнет, но вся не погибнет она!
.
Солнце с луною опять совершают свой круг,
Мы же уходим, и нет нам возврата к живым.
.
Сердце любовно к прошедшим зовет временам.
Вспомню об этом - и все оборвется внутри!
.
.
*** Мэн Хаожань (перевод Л.Эдлина)
.
Листья опали, и гуси на юг пролетели.
Северный ветер студен на осенней реке.
.
В крае родимом крутые излучины Сяна.
В высях далеких над Чу полоса облаков.
.
Слезы по дому в чужой стороне иссякают.
Парус обратный слежу у небесной черты.
.
Где переправа? Кого бы спросить мне об этом?
Ровное море безбрежно вечерней порой...
.
.
*** Ду Фу (перевод А.Гитовича)
.
Дикого гуся несет из Монголии ветер,
С севера дуя, он мелкую гальку несет.
.
Звонко свистит - и в лесу содрогаются ветви,
Пышные травы к земле в три погибели гнет.
.
Семьи в богатых домах собираются вместе -
Флейты звучат там, тепло, и веселье, и свет.
.
Там не узнают о путнике в южном предместье -
Он до сих пор еще в летнее платье одет.
.
.
*** Цзо Сы
.
Ветер осенний, все холодней на ветру -
Белые росы инеем станут к утру.
.
Слабые ветви вечером стужа скует,
Падают листья ночи и дни напролет...
.
Там, над горами, всходит луна в облаках,
Воздух прозрачный в лунных струится лучах.
.
Утром, подняв занавеску, выгляну в сад -
Дикие гуси в утреннем небе кричат.
.
К дальним просторам дух устремляется мой -
Дни коротаю в комнатке этой пустой.
.
Долго ль еще скитаться в чужой стороне?
Сумерки года... боль и досада во мне.


*** Гу Кайчжи
.
Вешними днями вновь начинается год,
Белое солнце в облачной дымке встает.
.
Здесь, на вершине, радостно мне и легко,
Тяжкие думы так далеко-далеко.
.
Быстрые кони топчут в низине цветы
Иль отдыхают возле крутой высоты.
.
Рву орхидеи я на широком лугу,
Дикие травы рву на речном берегу,
.
В чаще белеют ранних цветов лепестки,
В зарослях плещут волны весенней реки.
.
Только недолгой в сердце была тишина;
Грустью внезапной снова душа смятена,
.
Не исцелиться даже волшебной травой -
Только отшельник ведает высший покой.
.
.
*** Шэнь Юэ
.
В лодке узорной с милой подругой вдвоем
Вдаль заплывем мы, снова назад повернем...
.
Леска зацепит стебель кувшинки речной,
Легкие весла уток пугают порой.
.
Вот и настала ночь незаметно для нас, -
В позднюю пору выпал нам радости час.
.
.
*** Шэнь Юэ
.
Лопнули почки, ветки топорщит бамбук,
Кажется, весь он зазеленеет вот-вот,
.
Пышная крона сверху накроет стволы,
Зелень побегов снизу к стволам подойдет.
.
Ветер подует - скатится с веток роса,
Выглянет месяц - тень упадет от ростков:
.
Выбрали место возле окна твоего,
Не захотели жить у речных берегов...
.
.
*** Шэнь Юэ
.
Дворик тенистый
…....................белыми убран цветами,
Возле ступеней
…....................вьюга траву замела.
С яшмовой башни
…....................падают белые хлопья,
Зелень вершины
…....................наполовину бела...
.
.
*** Хэ Сюнь
.
Странник вздыхает: грусть и усталость томит,
Лодку причалил к берегу вешней реки...
.
Солнце садится. Ветер над заводью стих.
Вдаль уплывая, песню поют рыбаки.
.
Травы сверкают там, у предела небес,
Клубы тумана движутся в зеркале вод.
.
Вижу, как лодки - одна не успеет пристать,
Тотчас другая прочь одиноко плывет.
.
Мальчик печальный удочку держит в руках,
Грустная девушка молча сжимает весло.
.
В сердце скитальца тоже печали и грусть, -
Чем он поможет, раз самому тяжело!


Рецензии
анатолий доброе утро
Не могли бы взглянуть
На мое последнее произведение
Я из кожи вон вывернулся
Слишком много туда запехнул
Даже реальные события
Мне кажется я переборщил ?
Либо мало текста
нехватает ( телефон )
Простите ссылку вставлять
Не умею


Юрий Мит   20.05.2011 03:49     Заявить о нарушении
Возьму только четыре строки:

"Светило солнце . Море не устанно
шлифуя камни , труд тысячелетий .
О , скалы! Ваш утес вершина
Громадный череп . Но внимая..."

1. Всегда (у меня это на подсознании) по первым двум строчкам стиха вхожу в ритм стихов и очень скверно себя чувствую (если это не верлибр) когда ритм сбивается. У Вас две строчки 11-ти сложные две другие 9-ти сложные (и это на самом ровном фрагменте)

2. При резанности строк сохраняется их одноопорность (соответственно выстроить циклические мосты не получиться) так писать можно (так пишет большинство авторов) но это не наш случай

Пробую показать на примере (насколько это возможно меняя Ваш вариант)

1. На небе солнце. Жёлтый одуванчик
2. над росною травою. Кружит ворон
3. тысячелетье. Волн зелёных память
4. разбилась вновь о камня чёрный череп.

Построчно показываю что делаю:
1. Описываю банальный зрительный ряд: Солнце-одуванчик (разноопорные слова, сопоставление/скрытая метафора сезонное слово - одуванчик пока он жёлтый это весна конец мая)
2. Строчка рассказ, но! над травою и солнце и одуванчик и ворон (кроме того росной я уточняю время действа: сорее всего это утро)
3. Смысловая строка и одновременно от зрительного ряда перехожу к визуальному: тысячелетье над травою и солнце и одуванчик и ворон и это всё в памяти зелёных волн (не в траве а в её движении) волны должны кроме того дать ощущение ветра, мимолётности, тщеты.
4. именно это и разбивается о череп камня, который в метафорическом плане является точкой.
.
Не надо просто рассказывать надо рисовать стихи мазок накладывая на мазок изменяя цвета, свойства описываемых предметов и т.д.
.
.
Юрий, вам нужно понять что вы хотите от стихов (не себя увидеть в стихах, а стихи увидеть вне себя).

Психоделика Или Три Де Поэзия   20.05.2011 08:37   Заявить о нарушении
анатолий а если это не
Совсем стих ?
Вы ссору 1 назвали бы стихом ?
что касаемо построения
И ритмики да она хромает
Есть на мой взгляд
2 варианта
1 первый отделить
О , скалы будет потерян контекст в виду 2 строки либо 3
убрать запятую смысл поменяется
на них слишком
Много завязано
С учетом названия И Без

2 вариант написать новое

РЕАЛНЫЕ события
Такие
Громадные рыбы с интелектом
море
Скала череп
Корабль под парусом буквой V
Светило солнце ) очень важно ?
Морехо

у стиха вообше нет формы

Юрий Мит   20.05.2011 12:04   Заявить о нарушении
анатолий не могли бы взглянуть в последнем
Произведении на последний куплет вроде немного получилось
Или опять нет

Юрий Мит   20.05.2011 18:26   Заявить о нарушении
Юрий, на две недели буду занят лит.практиками

Психоделика Или Три Де Поэзия   20.05.2011 20:44   Заявить о нарушении
понятно .

отвлекать не буду

Юрий Мит   20.05.2011 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.