Как правильно читать тексты и когда их читать?
***
К сожалению, читать то, что называется книгами, я наловчился довольно поздно - годам к четырём только.
Детский сад, наводнённый детьми рабочих огромного эвакуированного завода, был моей первой сценической площадкой, и после полуденного сна
я читал только что пробудившимся слушателям сказки и истории.
Чуть позже - годам к пятнадцати - я впервые осознал разницу, что можно прочесть сюжет, а можно вчитаться в содержание.
Что можно слушать музыку, и можно слышать и вслушиваться в каждый звук.
Так же, как можно смотреть на картину, или же всматриваться в неё так, что даже в неё войти и там навсегда остаться, если, конечно,
ты смог без чьей-то помощи сказать – что же такое живопись?
Годам к тридцати, наконец-таки, я научился пользоваться и текстами.
Во всяком случае, мне хотелось бы так думать.
Вот несколько размышлений с комментариями о том, как вообще начинать читать текст, и о том, что такое интерпретация.
Восприятие текста зависит, в любом случае, как минимум, от четырёх причин:
1 – Прежде всего - от общего соматического состояния читающего к тому моменту, когда текст окажется в руках.
Комментарий:
Если вы ощущаете, к примеру, резкую боль в животе, то, как бы ни был хорош Фёдор Михайлович, а он вас сильно достанет.
Достанет очень быстро и глубоко.
Поэтому лучше спросить себя перед чтением – а не голоден ли я, или,… скорее, наоборот?
2 – От психической и ментальной предрасположенности к чтению текста в данную минуту.
Комм.:
Интересно, пробовали вы когда-нибудь читать эротические рассказы в пять тридцать утра, или хотя бы в шесть?
И Цветаеву вы за завтраком и в руки не возьмёте.
И даже Мандельштама.
А уж Шпенглера точно нет!
Точно также «сильно» вас будет тянуть в половине второго ночи читать, скажем, отчёты финансового ведомства или историю восстания сипаев.
3 – От возраста читателя, темы самой статьи и наличия личной заинтересованности в ней.
Комм.:
Почему-то не очень хочется читать детские сочинения лет в шестьдесят, если, конечно же, вы не учитель литературы в школе.
Также и подростка лет десяти Мартин Хайдеггер не утешит.
А вот Жюль Верн - в самый раз.
Короче – каждому тексту своё время и своя аудитория!
4 – От лимита времени на прочтение и ситуации в имеющейся обстановке, и от отсутствия физических помех извне.
Комм.:
Случалось ли вам читать серьёзную книгу в день переезда на другую квартиру или, скажем, в день отлёта в отпуск на Мальдивы?
Сколько бы вы не пытались сконцентрироваться в аэропорту на первой странице «Макбета» или «Войны и Мира», мира в вашем сознании не наступит
до самого возвращения из дальних странствий.
Но и при 48 градусах на солнечном пляже бородатый Лев Николаевич в толстовке, однако, тоже никак не смотрится.
Даже примитивный Паоло Коэльо не смотрится под пальмами вместе с Ричардом Бахом или с Донами Хуанами.
Ну, никак!
«Анжелика и король» разве что смотрится или Донцова. (Для таких же «Анжелик» в бикини или лучше топлесс, и соответствующих им «королей»).
Есть люди, которые так и говорят: – «Ну, не люблю я лирику!» – и поэтому таскают с собою «кирпичи» Стивена Кинга в полторы тысячи страниц,
делая вид, что даже запоминают содержание.
А есть такие, которые вообще романов не читали никогда, но пишут стихи, и читают их запоем только их – ибо коротко и потому эффективно.
Разные люди есть, то есть.
Поэтому, самые лучшие пожелания читателям каких-либо текстов могут свестись к следующему:
Когда вы полностью расслабленны, и Вам попал на глаза текст, читайте его как минимум дважды, и лучше - в разные дни!
Если после второго прочтения появятся иные мысли и ассоциации, чем в первый раз, это означает, что смысл в тексте всё же присутствует.
Вам остаётся только его раскрыть и воссоздать.
Успехов!
*
3 декабря 2008
***
Свидетельство о публикации №110122606165