Как правильно читать тексты и когда их читать?

          «Текст – это то, что создаётся при чтении»


***

К сожалению, читать то, что называется книгами, я наловчился довольно поздно - годам к четырём только.
Детский сад, наводнённый детьми рабочих огромного эвакуированного завода, был моей первой сценической площадкой, и после полуденного сна
я читал только что пробудившимся слушателям сказки и истории.
Чуть позже - годам к пятнадцати - я впервые осознал разницу, что можно прочесть сюжет, а можно вчитаться в содержание.
Что можно слушать музыку, и можно слышать и вслушиваться в каждый звук.
Так же, как можно смотреть на картину, или же всматриваться в неё так, что даже в неё войти и там навсегда остаться, если, конечно,
ты смог без чьей-то помощи сказать – что же такое живопись?

Годам к тридцати, наконец-таки, я научился пользоваться и текстами.
Во всяком случае, мне хотелось бы так думать.

Вот несколько размышлений с комментариями о том, как вообще начинать читать текст, и о том, что такое интерпретация.

Восприятие текста зависит, в любом случае, как минимум, от четырёх причин:

1 – Прежде всего - от общего соматического состояния читающего к тому моменту, когда текст окажется в руках.

Комментарий:
         Если вы ощущаете, к примеру, резкую боль в животе, то, как бы ни был хорош Фёдор Михайлович, а он вас сильно достанет.
         Достанет очень быстро и глубоко.
         Поэтому лучше спросить себя перед чтением – а не голоден ли я, или,… скорее, наоборот?

2 – От психической и ментальной предрасположенности к чтению текста в данную минуту.

Комм.:
         Интересно, пробовали вы когда-нибудь читать эротические рассказы в пять тридцать утра, или хотя бы в шесть?
         И Цветаеву вы за завтраком и в руки не возьмёте.
         И даже Мандельштама.
         А уж Шпенглера точно нет!
         Точно также «сильно» вас будет тянуть в половине второго ночи читать, скажем, отчёты финансового ведомства или историю восстания сипаев.

3 – От возраста читателя, темы самой статьи и наличия личной заинтересованности в ней.

Комм.:
         Почему-то не очень хочется читать детские сочинения лет в шестьдесят, если, конечно же, вы не учитель литературы в школе.
         Также и подростка лет десяти Мартин Хайдеггер не утешит.
         А вот Жюль Верн - в самый раз.
         Короче – каждому тексту своё время и своя аудитория!

4 – От лимита времени на прочтение и ситуации в имеющейся обстановке, и от отсутствия физических помех извне.

Комм.:
         Случалось ли вам читать серьёзную книгу в день переезда на другую квартиру или, скажем, в день отлёта в отпуск на Мальдивы?
         Сколько бы вы не пытались сконцентрироваться в аэропорту на первой странице «Макбета» или «Войны и Мира», мира в вашем сознании не наступит
         до самого возвращения из дальних странствий.
         Но и при 48 градусах на солнечном пляже бородатый Лев Николаевич в толстовке, однако, тоже никак не смотрится.
         Даже примитивный Паоло Коэльо не смотрится под пальмами вместе с Ричардом Бахом или с Донами Хуанами.
         Ну, никак!
         «Анжелика и король» разве что смотрится или Донцова. (Для таких же «Анжелик» в бикини или лучше топлесс, и соответствующих им «королей»).

         Есть люди, которые так и говорят: – «Ну, не люблю я лирику!» – и поэтому таскают с собою «кирпичи» Стивена Кинга в полторы тысячи страниц,
         делая вид, что даже запоминают содержание.
         А есть такие, которые вообще романов не читали никогда, но пишут стихи, и читают их запоем только их – ибо коротко и потому эффективно.
         Разные люди есть, то есть.

Поэтому, самые лучшие пожелания читателям каких-либо текстов могут свестись к следующему:

        Когда вы полностью расслабленны, и Вам попал на глаза текст, читайте его как минимум дважды, и лучше - в разные дни!
        Если после второго прочтения появятся иные мысли и ассоциации, чем в первый раз, это означает, что смысл в тексте всё же присутствует.
        Вам остаётся только его раскрыть и воссоздать.


        Успехов!

*

3 декабря 2008

***


Рецензии