Русский сонет. Подведем итоги
Напомню, с чего все началось. В начале ноября Юлия Акатова http://www.stihi.ru/avtor/mirmnogolik выступила с инициативой закрепить новый канон сонета под названием «Русский сонет». Аргументы и основные постулаты здесь: http://www.stihi.ru/2010/11/02/2218 Коротко: классические формы создают препятствия для сложных архитектонических производных сонета: венок, корона венков, кольцо корон (в терминах В.П.Тюкина – диадема). За основу канонической формы предложено принять вариант, в котором пишет г-н Можаев.
В обсуждении поучаствовали 17 человек, в том числе и Ваш покорный слуга. Я не ограничился коротким «одобрямсом», но написал небольшую статью http://www.stihi.ru/2010/12/04/8117 , где изложил свое видение этого вопроса. Г-жа Акатова любезно проанонсировала мой опус с целью выяснить мнение широкой стихирной общественности.
Итог таков. В течение полутора месяцев статью причитало более 300 стихирников. Если исключить полухулиганские и не имеющие отношения к делу реплики, реальный интерес к поднятому вопросу проявили трое: Алкей Русский http://www.stihi.ru/avtor/golospiita (к сожалению, его страница сейчас закрыта), Евгений Туганов http://www.stihi.ru/avtor/dogerty и Евстасия http://www.stihi.ru/avtor/eustasia , которая просто вклинилась в полемику, чтобы показать свои переводы (кстати, очень неплохие). Все!
Вывод первый.
Широкой стихирной общественности до разбирательства в сонетных формах нет никакого дела. Как верно в свое время подметил Булат Шалвович: «Каждый пишет, как он дышит».
Вывод второй.
Мэтрам (в том числе и г-ну Можаеву) тоже этот вопрос безразличен. И, наверное, это правильно: у Можаева есть свое Дело: он пишет сложнейшее сонетное построение, он выбрал для себя наиболее удобную форму, и будет она признана канонической, нет ли – он будет в этой форме писать.
Вывод третий.
Нет ничего пагубнее для правителя, чем издание законов, которые невозможно выполнить или легко обойти. То же относится и к авторам законодательных инициатив. Форма сонета развивается, отклонений от классических канонов довольно много – ну и Бог с ними! Пусть пишут!
И, наконец, вывод четвертый.
Уважаемые собратья и сосестры по цеху! Давайте осознаем, что форма – это всего лишь форма! Даже такая прекрасная форма, как сонет. В любом искусстве форма – не цель, а средство для художника что-то поведать миру. А то ведь что получается: читаешь иной сонет (тем паче, венок) и думаешь: ну, ладно, ну, сложил – а сказать-то что хотел? Только то, что НАПИСАЛ ВЕНОК? Не маловато ли для художника? Овладение формой – это достоинство для школьника, студента, наконец!
Могу представить себе, что эта статья может вызвать протесты и негодование. Готов ответить.
Однако, думаю, их будет немного. Опыт предыдущей публикации весьма красноречив.
Честь имею.
Сергей Дон.
Свидетельство о публикации №110122302488
Прочитал три Ваши статьи о сонетах.
Принадлежу к узкой стихирной общественности, интересующейся дискуссией о форме сонета. Мне кажется, Ваши семь постулатов приемлемы для удовлетворения большинства авторов.
Хочу уточнить один нюанс о том, что форма не самоцель. Думаю, авторы, только прикасаясь к клавиатуре, уже знают, что будут писать сонет…
Успехов!
Николай Ферапонтов 31.01.2017 15:59 Заявить о нарушении
Сергей Дон 31.01.2017 21:13 Заявить о нарушении