цикл. 33. начало, без черновиков...
тот сон, что Святою землею зовется,
где греет, палит всемогущее солнце
места, что Христос наш пешком исходил!
тот сон, где ступая слегка по земле
я слышала песни - молитвы народов,
душа разрешалась молитвенных родов
молилась о всех, в том числе о себе...
там маки цвели - как Пречистая кровь
всю землю усеяли яркими каплями
о крови Христовой мы искренне плакали
и не было, не было, не было слов...
и не было слов - лишь святое молчание...
душа - словно пламя свечи колебание...
и мысль проникала в глубины веков
как дым растворялось земное отчаянье...
коробками зданий весь город зарос
пустыни, обзора такого уж нету,
но небо с землею тогоже все цвета
и то же все путь, что изведал Христос
арабы кричат - покупай, покупай
а батюшка мне: не зевай, не зевай
упорней дорогою крестной шагай
и мысли о Боге в пути не теряй...
...да... я все шагаю... но мысли теряю...
и чувства свои продаю, покупаю -
за хлеба краюшку, уверенность пая!
иду я порою не в сторону Рая...
и все же порою я вновь вспоминаю,
что мне в 33 наш Господь подарил
не сон это был, а была это БЫЛЬ
НО СНОВА Я ВДРУГ ЗАСЫПАЮ!!!
ВО СНЕ СЕБЯ КРЕПКО ЩИПАЮ!!!
ЧТОБ МОЗГ МОЙ ПОДАРКА ВО ВЕК НЕ ЗАБЫЛ
ЧТОБ СЕРДЦЕМ СУДЬБУ СВОЮ БЛАГОДАРИЛ
И ВОТ С ОЩУЩЕНИЕМ РАЯ И С ЧИСТОЙ ДУШОЙ Я ЛЕТАЮ...
продолжение следует...
ФОТОГРАФИЯ СЕРГЕЯ РАДИОНОВА
всю поломнческую поездку надо востановить - это первая попытка, спустя 2 года...
все фото здесь http://fotki.yandex.ru/users/dilibom75/album/71886/
Свидетельство о публикации №110122301312
Размер вполне выверен (есть отклонения от общего рисунка, но они вполне допустимы)
Рифмы очень слабые. Вам стоит работать над ними, а не бросать в читателя первый, что в голову приходит…
Основные правила рифмовок в двух словах:
1) рифмованные окончания строчек должны повторять 2,5-3 звука, все что меньше – это слабые, неточные рифмы (н-нь, ра-ря, и т.д. – не полностью идентичные звуки, это надо учитывать…)
2) учитывая первый пункт, рифма не должна строиться на флексии (окончании слова, которое изменяется при склонении/спряжении и является однотипным для весомой группы слов). Например: движенье-ущелье – не рифма. Рукой-головой – не рифма. Нужно цеплять основами (корни слов, суффиксы и аффексы…, должны быть более уникальные комбинации)…
3) рифмы не должны быть простыми (пусть и точными), так называемыми школьными рифмами. К таким рифмам относим:
- заезженные рифма типа любовь-вновь-морковь
- глагольные рифмы (рифма на одинаковых формах глаголов): брить-шить, пью-бью, спешит-решит, знал-пал, и далее по списку…
- аналогично однотипные рифмы других частей речи (тебя-себя…)
По сути автор должен стремиться к тому, чтобы его рифма была уникальной, и, следовательно, над каждой парой рифм надо попотеть…
Смотрим, что у Вас:
1 строфа
2 элементарные глагольные: подарил-исходил (при этом всего 2 звука и оба на однотипных суффиксах. Я могу продолжить цепочку подобных рифм до бесконечности «…подарил-исходил-курил-сверлил-убил-забыл-пилил…» - вот такого быть не должно!)
2 стофа
земле-себе – слабая рифма, там от силы 1-1,5 звука (ударный [э] и предударный [и], но они разделены совершенно разными звуками…)
3 строфа
Кровь-слов – слабая (1,5 звука [ов]-[овь])
Каплями-плакали – тут как-то звук себя особенно ведет, по сравнению с остальными рифмами выглядит оригинально, поэтому тут не ругаю…
4 строфа
Троица рифм Молчание-колебание-отчаянье – очень близко к однотипным рифмам. Они элементарны. Так любой школьник срифмовать может.
5 строфа
Нету-цвета – более менее сильная (2,5 звука) и не такая уж и элементарная… На фоне остальных – неплохо.
Зарос-Христос – слабенькая (2 звука [-ос]- [-ос])
6 строфа
Все 4 рифмы однотипные глагольные, следовательно, элементарные и никуда не годятся совсем: покупай-зевай-шагай-теряй… Халтурненько
7 строфа
Теряю-покупаю – туда же, куда и предыдущую четверку…
8 строфа
Вспоминаю-засыпаю – туда же!!!
Подарил-быль – не рифма (1 звук, и тот из двух по 0,5 собрали [ил]-[ыль])
9 строфа
Щипаю – летаю – глагольная-элементарная, слабая (2 звука)… Не годится.
Забыл – благодарил – глагольная-элементарная, оооочень слабая (1,5 звука)
Рифм. рисунок не однородный, пляшет как хочет, совершенно бессистемно (если это имеет место быть, это должно быть оправдано сильными рифмами, какими-то техническими находками – у Вас этого нет)
Вы рифмуете:
а1-б1-б1-а1
а2-б2-б2-а2
а3-б3-б3-а3
а4-а4-б4-а4
а5-б5-б5-а5
а6-а6-а6-а6
а7-а7-а7-а7
а8-б8-б8-а8
а9-б9-б9-а9-а9
Взялись за кольцевую (а-б-б-а), держите ее до конца. Вам рано пока таким вот образом вольничать.
СУТЬ (НАПОЛНЕНИЕ)
Вы знаете, это не стих. Вы только не обижайтесь, но это так.
Стих – это не текст записанный в столбик, имеющий размер и рифму.
Существует рифмованная проза, а есть стихи-верлибры (без размера и рифмы, и записывай их хоть в строчку, хоть в столбик…)
Поэзию от прозы отличает от, как автор доносит до читателя свою идею…
Хотя и прозой это назвать нелегко…
Вы попытались донести до читателя свои впечатления от поездки, я как фотоальбом пролистал: «Это мы в аэропорту. А тут с Хусейном бану Кабани сфотографировались. А вот пальма…» Это хроника. Вас захлестывают эмоции и переживания от поездки, у вас срабатывает ассоциативный ряд (картинки эти вызывают у вас воспоминания) но мы-то, читатели, там не были, то есть, может, и были, но у нас свои ассоциации…
Вам не удается донести все свои эмоции и идеи в полной мере до читающего ваше произведение.
Чтобы написать хорошее произведение (с претензией на литературность) необходимо очень хорошо владеть теорией стихосложения – это раз, знать в разы больше поэтов, чем нам дает школьная программа – это два… Это просто самый минимум.
Кто Ваш любимый поэт?
Вернемся к самому тексту…
Ляпы:
- 33 – в стихах лучше словом. Чтобы не сбивать читателя…
- «где греет, палит всемогущее солнце» - «палящее солнце» несет в себе негативную коннотацию. Когда Вы говорите «палит солнце», значит оно Вас обжигает и вам от этого неприятно, значит стоит удушливый зной. Но вы в этом контексте описываете это с восторгом. Значит, это лексическая неточность.
- Бог Господь – это как приложение? Тогда оформляется через «–». Так как Вы написали, получается два подлежащих («нужное подчеркнуть!»)…
- «ступая слегка по земле» - слегка в данном контексте что значит? На цыпочках?
- «тот сон, где ступая слегка по земле
я слышала песни - молитвы народов,
душа разрешалась молитвенных родов
молилась о всех, в том числе о себе...» - молитвы-молитвенных-молилась – что за тавтология? Повторы здесь ни к чему.
- «душа - словно пламя свечи колебание...» - инверсия (измененный порядок слов) да еще однопадежная конструкция (кто чего колебания?) Пишите без инверсий, они не естественны для языка. Должно быть «колебание пламени свечи». Не влезаете в размер – подбирайте слова… Русский язык богат и могуч…
- «как дым растворялось земное отчаянье…» - откуда у Вас отчаяние появляется? Ни с того ни с сего… Весьма позитивный стих и тут улетучивается отчаяние. Если оно было, об этом надо было сказать читателю раньше.
- порою-порою у вас повторяется. Надо убирать.
У вас не выстроена логика повествование… Вы садитесь писать и вас, простите, несет. На выходе – сумбур, близкий вам по переживаням, но очень далекий от читателя.
Тяжко с образностью. У вас засилие религиозной лексики, вы человек верующий и стремитесь поделиться своими эмоциями с окружающими. Но это поэзия!!! Здесь чтобы сказать «мне одиноко» не пишут прямо «ме одиноко», а выражают это образно. Вам стоит приноровиться.
Советы:
Этот стих переделывать бесполезно, его придется писать с нуля.
Но! Замечания на будущее учтите. Это раз.
Посидите над теорией стихосложения. Это два.
Читайте. В огромном количестве. Вы должны почувствовать, как меняется поэзия от Жуковского, потом к Золотому веку, после 2-ая половина 19 века, затем Серебряный век, поэты тридцатых и поэзия военной плеяды, шестидесятники, современная поэзия… Дополнительно посмотрите поэзию Эмиграции…
Не зацикливайтесь на религиозных темах. Пишите о том, что вас окружает. Добавьте иронии и сатиры, напишите оду кипятильнику…
Изучайте, а я пойду ковыряться еще в двух ваших опусах.
Болотов Никита 10.02.2011 11:35 Заявить о нарушении
мне вашу рецензию - неделю изучать!)))))
очень интересно! прямо лекция целая!спасибо! после такой рецензии - вообще стыдно что-то писать!))))) Я думаю в тех вещах ошибки будут аналогичные((((((
А как же вас отблагодарить!?
Морозова Наталья Гамаюн 10.02.2011 11:56 Заявить о нарушении
Болотов Никита 10.02.2011 12:36 Заявить о нарушении
вот строчка
тот сон, где ступая слегка по земле
"ступая слегка" - я хотела передать благоговенье, ну и не веря в происходящее - как сон для "сна" такая походка как бы подходит? - или тогда так и написать:
где благоговейно я шла по земле
но мне кажется это ужу как то тяжело звучит и напыщенно...((((((
Морозова Наталья Гамаюн 10.02.2011 15:08 Заявить о нарушении
Морозова Наталья Гамаюн 10.02.2011 15:09 Заявить о нарушении
Я много чего люблю)))
У меня огромные подборки избранных текстов))))
Так что...
Болотов Никита 10.02.2011 16:13 Заявить о нарушении
Морозова Наталья Гамаюн 10.02.2011 16:30 Заявить о нарушении
Морозова Наталья Гамаюн 10.02.2011 16:57 Заявить о нарушении
Морозова Наталья Гамаюн 10.02.2011 17:14 Заявить о нарушении
И никогда дословно не верьте критику. Мы все субъективны!!!
Научитись находить в критике то, над чем вам стоит поработать... Не полагайтесь полностью на мое мнение)))
Болотов Никита 10.02.2011 18:38 Заявить о нарушении
от весомого поэта
оду я про кипятильник
сочинить должна за это….))))))
уже трудЮсь!))))
Морозова Наталья Гамаюн 13.02.2011 01:31 Заявить о нарушении
первый блин клином)))
Морозова Наталья Гамаюн 13.02.2011 02:56 Заявить о нарушении
Морозова Наталья Гамаюн 13.02.2011 19:48 Заявить о нарушении
Болотов Никита 13.02.2011 20:53 Заявить о нарушении
Морозова Наталья Гамаюн 13.02.2011 22:28 Заявить о нарушении