Сакральная геометрия
Сакральная геометрия — путь познания Вселен¬ной и человека. Пифагор относился к священной гео¬метрии, как «к самой сокровенной науки Бога». В ней исследуются не только пропорции и отношения форм, являющихся матрицами законов и структур мироз¬дания, но и динамические процессы жизни, отража¬ющие взаимодействие энергий и различных планов сознания. Она воплотила в себе открытия многих посвященических школ и метафизических традиций. Гар¬монично соединяя в себе различные виды искусства и науки, прозрения мистиков и принципы кванто¬вой физики, сакральная геометрия доказывает, что форма — это сосредоточение психической энергии, генератор силы, врата в другие пространства.
Используя язык сакральной геометрии, великие мудрецы оставили для нас важные послания, запе¬чатленные в архитектурных, музыкальных и живо¬писных произведениях, а также составляющие осно¬ву мистериальных действ. «Поистине видимое есть образ невидимого». Научившись расшифровывать эти по¬слания, можно найти многие ключи к пониманию бытия, поскольку геометрические образы взаимосвя¬заны со всеми элементами существования.
ВВЕДЕНИЕ
«Главной целью всех исследований внешнего мира должно быть открытие ра¬ционального порядка и гармонии, кото¬рые Бог ниспослал миру и открыл нам на языке математики».
И. Кеплер
Геометрия — удивительная наука. Она не подчиняется част¬ным воззрениям, с трудом признает новые авторитеты, на мно¬гие вещи предлагает поразительно точный ответ и являет собой чистую красоту. Сама природа пользуется ее достижениями; при¬меры этого — повсюду: от спиралей раковины и маленьких цвет¬ков маргаритки до симметрии шестиугольных пчелиных сот и зо¬лотых пропорций естественных каменных образований. «Природа показывает, что она одинаково богата, одинаково неисчерпаема в произведении как самых выдающихся, так и самых ничтожных творений» (И. Кант). Сакральная геометрия предопределяет формы молекул и кристаллов, которые составляют наши тела и Космос. Фактически она есть ключ к созданию и пониманию Вселенной.
В древних посвященческих практиках геометрия упоминалась как «первая и самая благородная из наук». Термин сакральная гео¬метрия используется археологами, антропологами, философами, культурологами и людьми, чья работа связана с духовной дея¬тельностью. Его применяют для того, чтобы охватить систему ре¬лигиозных, философских и духовных архетипов, которые наблю¬даются в различных культурах на протяжении всей человеческой истории и так или иначе связаны с геометрическими воззрения¬ми относительно устройства Вселенной и человека. Этот термин охватывает всю пифагорейскую и неоплатоновскую геометрии, об¬ращаясь также к геометрии вогнутых пространств и фракталов.
В Древней Греции изучение сущности красоты, таинства пре¬красного, основанного на определенных геометрических образ¬цах, сформировалось в отдельную ветвь науки, эстетику, которая у античных философов была неразрывно связана с космологией. Древние греки обладали геометрическим видением универсаль¬ного порядка. Они воспринимали Вселенную как обширное про¬странство разнообразных взаимосвязанных элементов.
Многие ученые, например, П. Дирак и М. Клайн, отмечали неспособность современной математики описать окружающий нас мир и чувствовали потребность в создании новой математики. Такой новой математикой (хотя и существующей многие тысячелетия; но¬вой в смысле методологии) является сакральная геометрия. Еще Блаватская замечала: «Для философов-каббалистов и философов-герметиков все в природе представляется в триедином аспекте; все являет¬ся множественным и троичным в единстве, и может быть символи¬чески представлено различными геометрическими фигурами».
Можно привести несколько примеров действия сакральной гео¬метрии в различных эпохах и культурах.
1) Древние греки приписывали различные свойства плато¬новским телам и некоторым геометрически полученным отноше¬ниям, наделяя их особым значением. «Бог геометризирует», — говорил Платон. Например, куб символизировал царствование и земные основы, в то время как золотое сечение считалось дина¬мическим принципом, воплощающим в себе высшую мудрость. Таким образом, здание, посвященное обожествленному правите¬лю, могло носить следы куба, в то время как храм, посвященный небесному богу, строился таким образом, что в его основании лежало золотое сечение.
2) Когда индусы (древние и современные) собирались возве¬сти какое-либо культовое сооружение — от маленькой придорож¬ной часовни до монументального храма, — они сначала исполня¬ли на земле простой геометрический чертеж, определяя должным образом направления на восток и запад и строя на их основании квадрат. Это несложная процедура на уровне школьного курса гео¬метрии. После этого на полученной диаграмме возводится все зда¬ние. Геометрические расчеты сопровождаются песнопениями и молитвами. Все это делается с целью активации излучающих свойств сооружения и превращения энергии с помощью архитек¬турных свойств здания.
3) Христианская религия использует в качестве своего глав¬ного символа крест; в геометрических терминах в средние века он представал в форме развернутого куба (ср. с примером из Древ¬ней Греции, где куб соотносился с царствованием). Многие готи¬ческие соборы были построены с использованием расчетов, полу¬ченных из той геометрии, которая свойственна именно кубу и двой¬ному кубу. Эта традиция продолжается и в современных христианс¬ких церквях.
4) Древние египтяне обнаружили, что правильные многоуголь¬ники могут быть увеличены при постоянстве соотношения сто¬рон с помощью дополнения строго означенной области (которая впоследствии будет названа греками гномон). Египтяне связали кон¬цепцию сохраняющегося отношения расширения прямоугольной об¬ласти с богом Осирисом, которого поэтому часто можно увидеть на древних египетских фресках, помешенных на квадратном троне (квад¬рат = царствование). В основании трона ясно виден квадрат с L-образным гномоном, хотя обычно строительство велось таким обра¬зом, чтобы гномон скрыть от глаз непосвященных.
5) Спирали на ионических столбах древних греческих храмов были размещены по принципу вращающегося прямоугольника — это метод создания логарифмической спирали. Использование та¬ких спиралей в греческой храмовой архитектуре указывает на то, что зодчие преднамеренно использовали в своих творениях прин¬ципы сакральной геометрии. Идея пространственного упорядочи¬вания в виде спирали волнует и современных архитекторов. Тех¬ническая мобильность и гибкость такой системы позволяет адек¬ватно реагировать на динамику развития общества. На рисунке приведен метаболический проект спирального города японского архитектора К. Курокавы:
6) В средневековой семантической геометрии свойства геомет¬рических фигур соотносились с добродетелями геральдики и этикета.
Эти примеры можно приводить до бесконечности. Одна из наи¬более поразительных идей, которая пронизывает сакральные учения всех древних цивилизаций, состоит в том, что Вселенная существует как гармоничное и красивое целое — вне зависимости от того, чувствуем мы это или нет. Основой прекрасного является гармония. Египетская богиня Маат представляла собой воплощение принципа естественного порядка вещей, пропорциональной меры и баланса как вечной истины природы. Греки, учившиеся у египтян, связали с цивилизацией слово космос, буквально переводимое как «вышивка» и выражающее присущие миру гармонию и красоту.
Есть основной структурный закон, космический принцип, ко¬торым поддерживаются все воспринимаемые формы, и который уп¬равляет процессами всех вещей. Он может быть понят только пото¬му, что в равной мере присущ и человеку, и цветку, и звезде; через него мы постигаем в себе космическую единородность — нашу выс¬шую единосущность и богоподобие.
В отличие от современной изолированности различных отрас¬лей знания, древние общества признавали всемирное единство всех наук, единение гармонии и красоты, которое выражается в неразрывности науки, религии, искусства, мифологии, матема¬тики, лингвистики, архитектуры, торговли и политики. Все это суть различные способы рассмотрения всеобъемлющего единства и хода мирового процесса, а также попытка установления с ним состояния равновесия. Указанное единство лучше всего постигается в терминах сакральной геометрии.
Для постижения космической гармонии следует базироваться на следующих первичных источниках осознания вселенских образцов гармоничного целого:
наблюдениях природы, ее циклов, ритмов и архитектуры;
изучении математических образцов чисел в геометрии;
непосредственном откровении.
Собственное человеческое видение, воображение и понима¬ние должны расти и подниматься все к новым высотам, чтобы наиболее полно оценить поразительное наследство, оставленное нам на поверхности земли, в музеях, библиотеках и тонких сфе¬рах.
Техники сакральной геометрии представляют собой компи¬ляцию многих систем духовного обучения, древних и современных, которые направляют человека на путь поиска уникальной связи с источником всего сущего, с Господом. Цель этих практик заключа¬ется в обретении целостности, ответственности за свои поступки, единства и осознания отношения Бога к человеку — на протяжении всей человеческой жизни. Практики сакральной геометрии помогают соединить бессознательное человеческое состояние бытия с любо¬вью, состраданием и пониманием. Выполняя приведенные в этой книге упражнения, медитации, ищущие духовного совершенства ру¬ководствуются священной значимостью первообразов Космоса, ко¬торые представлены на земле в виде геометрических фигур. Для этого нужно использовать методы медитации, дыхания, визуализации мудры (определенные символико-мйстические положения рук) и глубокое чувство любви — для того, чтобы восстановить защитные энергетические поля вокруг физического тела.
Итак, практические методы сакральной геометрии:
поддерживают нас в состоянии осознания того, кто мы, откуда пришли и почему находимся сейчас здесь;
учат глубокому размышлению о тайнах бытия и способах обретения духовного совершенства;
обращаются к древним и современным знаниям о духовных мирах, которые обеспечивают возможность установления равно¬весия на всех планах существования;
наделяют душу ответственностью за совершаемые поступ¬ки, состраданием и любовью.
Истинный геометр не изучает чистую геометрию из-за того, что она полезна: он изучает ее, так как восхищается ее красотой. Для некоторых людей сакральная геометрия — это изучение древних хра¬мов, мест и копирование космических форм, сделанных с помощью специальной техники со спутников. Для других — это средство выхо¬да за пределы физического тела с целью путешествий в другие изме¬рения. Но на самом деле, наука и искусство сакральной геометрии — средство становления индивидуальности, способ познания Божествен¬ного и метод осознания земного опыта.
Сакральная геометрия объединяет мудрость многих мистичес¬ких школ, как существовавших задолго до нашей эры, так и со¬временных, связывающих эзотерику с последними достижения¬ми квантовой физики. Эта удивительная наука признает все ти¬пичные формы проявления высшего знания, рассматривая их как чаши, содержащие информацию о проявленном мире и о месте человека в нем. Все есть энергия, вибрация, гармония и диссонанс частоты; все есть геометрия.
Сакральные геометрические формы не являются просто произ¬ведениями искусства. Воспринимать их надо в связи с теми сокро¬венными явлениями, которые они помогают выразить и украсить.
Все сокровенные структуры имеют в своей основе изначальный гео¬метрический Логос: египетские и мексиканские пирамиды, храмы в Индии, пагоды Китая и Японии, палатки индейцев Северной Аме¬рики, церкви и соборы христианского мира.
В данном исследовании рассматриваются геометрические об¬разцы Вселенной во взаимосвязанных аспектах их архетипичных форм и звуковых ассоциаций, божеств и космологических прин¬ципов, которые они в себе заключают.
Делается попытка изучить закон соответствий, возникающих между человеком, микрокосмом и Вселенной, макрокосмом — через внутреннюю архитектонику тонкого тела.
Существует традиция использования геометрических образов для прояснения соотношения Божественных ипостасей. На этой основе рассматривается применение знаний по сакральной геометрии для проектирования храмов и в других не менее важных практических аспектах.
Особое внимание в книге уделено янтрам и мандатам — симво¬лам, составляющим часть корпуса эзотерических дисциплин в ин¬дийской (а через нее — и в мировой) традициях. Рожденные внутренним зрением, они раскрывают вневременные истины и, подобно великим произведениям искусства, вдохновляют людей на самосовершенствование. Если игнорировать знания и дух дос¬тижения прекрасного, представленные в этих сложных символах и формулах, они могут быть навсегда утрачены под воздействием мощных потрясений, переживаемых современным миром.
Сами по себе символы, являющиеся компонентами единой гео¬метрической структуры бытия, содержат лишь частичные зна¬чения и не могут отразить ту смысловую Вселенную, которую содержит фигура как целое.
Символический синтаксис геометрической фигуры раскрывает вселенскую модель целостности существования, в которой иерархия внешне различных планов образует мистический синтез. Этот синтез позволяет человеку открыть для себя единство мира и в то же время становится свидетельством собственного предназначения человека как составной части этого мира.
В нашей физической действительности энергии, вибрирующие с различными частотами, представляют весь диапазон Творения — от Бога до материального мира. Все эти проявления Господней воли организованы в определенные образцы. Эти образцы знаменуют со¬бой сущность сакральной геометрии. Таким образом, эта наука по¬нимается и как основа всего того, что существует, существовало и будет существовать.
По мнению некоторых ученых, орган для восприятия и обработ¬ки геометрических образов Вселенной находится в шишковидной железе. Все железы связаны на тонком плане с определенными гео¬метрическими фигурами, а шишковидная железа, как считается не¬которыми мистиками, объединяет в себе все изначальные формы. Именно эта железа работает с акаша-хроникон, записью всего про¬исходящего во Вселенной. Под термином акаша понимается тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все простран¬ство.
Фактически, она является Всемирным Пространством, в кото¬ром неотъемлемо заключена вечная мыслеоснова Вселенной вес по¬стоянно меняющихся аспектах на плане материи и объективности. Из Всемирного Пространства излучается первое Слово, первый звук, постижение которого происходит также с помощью сакральных об¬разов восприятия.
Содержащиеся в пределах двух- и трехмерных космических об¬разцов, формы несут в себе отпечатки архетипов. Шишковидная же¬леза работает с архетипами, воспринимая их как записи акаши. Эти записи часто сравниваются с огромной библиотекой, содержащей все опыты всех душ в течение их воплощений. Шишковидная железа является даже не только органом, воспринимающим тонкую инфор¬мацию, но и хранилищем определенной ее части — а именно той, где говорится об опыте индивидуальной души, накапливаемым за воплощения. Предлагаемые в книге методы помогут научиться счи¬тывать эту информацию, а тем, кто уже читает записи акаши, — усовершенствовать свое искусство.
«Что наверху, то и внизу». Эта мысль в сакральной геометрии логически продолжается до тезиса: «что вовне, то и внутри». Это понимание действительности, которое признает Бога внутри себя, пребывающим в душе каждого человека. Таким образом, работа по познанию Господа начинается с работой над собственной душой. Нуж¬но излечить собственную душу от пагубных наслоений и вибраций; таким образом, мы сделаем первый шаг к осознанию Божественной реальности.
Все во Вселенной — энергия, находящаяся в непрерывном состоянии преобразования. Корни растений преобразуют минералы в плоды; листья преобразуют солнечный свет в живую ткань; жид¬кость преобразуется в газ; свет — в высокую температуру; нагрев — в толчок.
Мы живем в геометрически регулируемом мире. Все действия на физическом плане повинуются математическим законам. Тво¬рение непосредственно выражается через гармонию. Сакральная гео¬метрия определяет законы бытия и доводит их до человека посредством языка чисел, углов, форм и отношений. Это универсальный язык чистых математических истин. Сакральная геометрия описыва¬ет силы самоорганизации, которые формируют мир. Она измеряет гармонические колебания, которые поддерживают жизнь на всех уровнях бытия.
Наука сакральной геометрии показывает качество связи меж¬ду уникальными и индивидуальными различиями и демонстриру¬ет, как разнообразные элементы могут быть организованы в це¬лое — при сохранении их индивидуальности.
Она объединяет физические, материальные аспекты Творе¬ния с духовной сущностью. Это взаимодействие видимого и неви¬димого, проявленного и неочевидного, конечного и бесконечно¬го, мирского и возвышенного. Сакральная геометрия играла и иг¬рает основную роль в искусстве, архитектуре и философии мно¬гочисленных культур на протяжении тысяч лет.
До воплощения на физическом плане мы пребывали на ду¬ховном плане существования. При переходе на материальный план мы принимаем физическую форму. Мы не можем вернуться на духовный план, пока имеем тело, однако можем достигнуть про¬бужденного состояния духовного понимания. Одухотворение ма¬терии происходит, когда мы испытываем Божественное присут¬ствие. Мы — духовные существа, обладающие человеческим опы¬том. Этот опыт раскрывается через постижение изначальных форм.
Практики сакральной геометрии — невероятные методы, ко¬торые соединяют человека непосредственно с Богом. Количество Божественной любви, которая может течь через человека для ис¬целения души, зависит от степени активации сознания самого ценителя. Приемы сакральной геометрии чрезвычайно мошны. Использование их гребует расширенного сознания — чтобы обре¬сти способность работы с огромными количествами самых чис¬тых духовных энергий Бога, энергий Любви. Методы духовного целительства позволяют направлять Любовь Бога через собствен¬ное тело медианта в нужном направлении.
Огромные количества духовных энергий проходят через руки целителя, вооруженного приемами сакральной геометрии; он пред¬ставляет силу Господню на земле. Использующиеся энергии на столько высоки, что они буквально преобразуют матрицу человека на субатомарном уровне, трансформируя ослабленные клетки и здо¬ровые. Эти преобразования выполняются с помощью Бога, являю¬щего Себя через геометрические формы. Методы целительства со¬прягаются с поиском древних алхимиков вещества, способного пре¬вращать материю в золото: просветлять человеческую душу.
Эти замечательные методы требуют, чтобы человек обладал всей ин¬формацией относительно того, как расширять со¬знание, чтобы благопо¬лучно манипулировать с огромными количества¬ми Божественной Любви. Мы будем рассматривать методы расширения со¬знания, используя сак¬ральные геометрические формы. Эти изначальные тела даны человечеству, чтобы с их помощью транслировать
истинное знание о Боге и Космосе. Геометрический стиль как способ осмысления бытия охватывает все сферы мировоззрения человека.
Свидетельство о публикации №110122000486