Для детей

Что такое «Творчество для детей»?

Мои взгляды на проблему следующие.
Я много задумывался о творчестве. На разных этапах своей жизни. А творчеством я занимаюсь с малолетства.
Я видел огромное количество творческих людей. Я всегда с интересом слежу за такими личностями. Читая, слушая, наблюдая чужое творчество, я всегда интересуюсь не только непосредственным собственным впечатлением, влиянием на себя и окружающих, но и задумываюсь над тем - как сделано, почему так, а не иначе. Меня всегда занимали биографии творческих людей.
Я много преподавал у разных возрастов. Много преподавал именно творческие дисциплины.
Я много общался, играл с детьми. Играл и в творчество в том числе.
Я неоднократно посещал секцию детской литературы при нашем союзе писателей. Много общался на темы детской литературы там с авторами, с разными авторами. Читал свои произведения для детей, разбирал то, что они написали, вместе мы обсуждали известных авторов, классиков, разных авторов - и Пушкина и Хармса, и Мориц и Григорьева, и Хармса и Остера, и Кэролла и Супервьеля, и фольклор и собственно творчество детей.

На данный момент я пришёл к следующим выводам.

1. Дети от взрослых ничем не отличаются. В корне. Взрослый шовинизм недопустим.
2. Если дети и отличаются от взрослых, то по-разному на разных возрастных стадиях.
3. Основное отличие ребёнка от взрослого - буквальное восприятие мира. Дети не владеют подтекстами. Их поступки, мысли и речь - спонтанны. Тождественны. Только взрослые способны говорить и что-то делать не впрямую, а добиваясь каких либо отдалённых целей. После 5-6 лет у детей начинает развиваться способность ставить отдалённые цели, вести себя и говорить не сообразно с данной ситуацией и продуцируемыми ею эмоциями, а сообразно со своей ролью, целью. Эта способность развивается медленно. К 13-16 годам человек либо овладевает ею, либо становится зависимым от неё. Качество интеллекта напрямую вытекает из этой способности. Умным мы называем того, кто имеет чувство юмора, владеет образным мышлением и образной речью, может просчитывать своё поведение, свою роль, ситуацию на несколько ходов вперёд, может владеть ситуацией, продуктивно и результативно проявлять инициативу, руководить действиями и мыслями других людей. Это всё от той самой способности к подтекстам, к параллельному реальности независимому индивидуальному мыслительному процессу. Если человек не овладевает этой способностью, а мозг у него достаточно развит потенциально, но воли владеть им не хватает - он становится зависимым, безынициативным, не умеющим воспринимать и генерировать чувство юмора, относится с иронией к себе и своим поступкам, планировать и добиваться целей. Это ущербность и инфантилизм.
4. Ещё одна грань отличающая взрослого от ребёнка - это ответственность. Ребёнок находится в руководимом состоянии, в состоянии опеки, заботы. А взрослый - несёт полную ответственность за свои поступки, слова, за других людей. И здесь возможны отклонения, когда на ребёнка ответственность сваливается слишком рано, или слишком поздно. Во втором случае - также развивается инфантильность и не возникает естественное интегрирование в общество на равных правах.
5. Взрослые обладают более широким кругозором, эрудированностью и опытом. Мера их ответственности за свою судьбу предполагает всю информацию об окружающем мире поверять собственным опытом. Ребёнок, даже самый начитанный, долгое время пребывает в иллюзиях, принимает на веру установки социума. Более того, он их развивает,  выстраивает свои конструкции, основываясь лишь на собственных фантазиях и предубеждениях, а не на реальных фактах, синяках, победах и поражениях. Здесь тоже есть опасность чересчур глубокого погружения в эти иллюзии, которое не позволит человеку в дальнейшем стать полноценным членом общества, тоже может развиться инфантилизм.
6. Взрослые физиологически детерминированы на вопросы пола, на своё либидо. Дети свободны от этого, при том, что их интерес к этим вопросам всё равно огромен. Половое созревание неотделимо от полового просвещения. И то и другое при этом не обязательно происходит параллельно, и уж совсем необязательно - своевременно. От этого тоже случается и раннее и позднее развитие, и всяческие психологические проблемы, которые распространяются на всю последующую жизнь.
7. Инфантилизм и прочие приведённые здесь психические отклонения - лишь свидетельства отхода от некоторой здоровой нормы, позволяющей человеку быть ближе к ощущению гармонии, представлению о счастье, внутренней и внешней бесконфликтности. К творчеству это имеет мало отношения. Известно, что творческая мотивация может развиваться на основе как раз отклонений, травм, шрамов, проблем и комплексов. Но это отдельная тема. К этой теме - теме взрослых и детей – имеет отношение лишь то, что у ребёнка, каким бы психологическим уровнем здоровья, характером он ни обладал – всегда присутствует ощущение непостоянства, «проходимости», ситуации. Всегда есть надежда и оправдание на то, что всё пройдёт, что когда он вырастет и станет взрослым – всё будет иначе. С точки зрения психологии это заблуждение. Ибо причины всех пороков как раз находятся в детстве. Как взрослый человек не имеет права откладывать решение проблем на потом, должен жить сегодняшним днём, так и ребёнок каждый день и час должен жить в реальности, а не в будущем. Но, по вышеизложенным причинам этого не может происходить. И это аксиома. Это и называется детство – период развития человека – когда он почти безнаказанно может пробовать, может совершать ошибки, естественным образом менять убеждения, развиваться. Взрослому из всего этого остаётся только возможность позитивно, прогрессивно развиваться, на ошибки взрослый уже не имеет права.

Из всего этого я для себя делаю следующие выводы по поводу взрослого творчества для детей.

1. То, что для детей - не должно быть глупее того, что для взрослых.
2. Так же как взрослых учить некрасиво, так и нравоучительность в том, что для детей - нехорошо. Даже в таком виде творчества - как учебники. Не через зубрёжку и вдалбливание в искусстве познаётся мир и истины, а через увлечение, игру, азарт, эмоции, воображение, сопереживание, мысли.
3. То, что для детей - должно быть сообразно тому, что дети знают и могут воспринять. Должны быть возрастные градации - до 3-х лет, до 6-лет, до 10 лет, до 14 лет. Это не должно противоречить п.1.
4. То, что для детей - должно быть не скучно, не занудно, т.к. должно учитывать способность детей владеть вниманием и восприятем, которая слабее, чем у взрослых.
5. То, что для детей - не может не быть интересно взрослым. Если взрослым неинтересно - значит и детям неинтересно.
6. Художественная структура - это образная структура, а это подтексты, вторые смыслы и пр. То, что для детей - должно развивать образное, небуквальное мышление. Если что-то останется ребёнку непонятным - это не плохо, он сможет заинтересоваться этим, вернуться, понять чуть позже. Если что-то будет понятно только взрослым - тоже ничего страшного. Вполне возможно, что произведение для ребёнка может носить несколько пластов понимания, одни из которых будут доступны только взрослым. Это будет говорить о глубине произведения, о его художественном значении и силе.
7. Грубо говоря, то, что для детей - ничем не должно отличаться от того, что для взрослых, просто оно должно быть настолько интересным, увлекательным, образным, ярким, что сможет приковать внимание ребёнка в доступных ему областях.
8. Вопросы о доброте и морали - субъективны и вариативны, зависят от времени, менталитета общества, этнической и религиозной принадлежности. Лгать и взрослым и детям - плохо. Насаждать иллюзии - преступно. Разрушать иллюзии можно лишь тогда, когда на их место вкладываются здоровые и позитивные установки. Это и называется здоровый цинизм.
9. Юмор - это обязательное условие того, о чём п.4, п.7 и п.8.


Рецензии