Святой Николай против расизма

Епископ города Миры в Ликии (ныне на территории Турции) Николай, живший в IV веке, является одним из самых почитаемых святых в христианском мире. О жизни святого сохранилось множество легенд. Однажды он явился на место казни трех горожан, выхватил  меч из рук палача и всенародно обличил подкупленного судью. Иногда, не будучи в состоянии лично прибыть на место происшествия, Николай  являлся во сне тем, от кого зависела судьба людей. Как-то он приснился императору Константину, приговорившему к смерти трех своих полководцев, и разъяснил ему его ошибку; в другой раз во время голода  спас своих сограждан, явившись во сне хлеботорговцу и велев ему везти товар прямиком в Миру. Даже через много лет после своей смерти святой творил добрые дела: спасал мореплавателей и утопающих, вызволял  из заключения невинно осужденных, исцелял безнадежно больных, а однажды оживил странствующих школяров, убитых и разрезанных на куски хозяином гостиницы. Но, пожалуй, самой известной  в средневековье была легенда о том, как святой, узнав о намерении одного впавшего в нищету  отца сделать своих дочерей блудницами, подбросил в его дом три золотых шара. В результате девицы, получив приданое. удачно вышли замуж.
В XIX веке святой Николай нередко фигурировал в детской литературе, щедро награждая  благонравных детей и сурово наказывая  озорников и лентяев. Появился он  и на страницах  одной  детской книги, вышедшей во Франкфурте-на-Майне в канун Рождества 1845 года. Ее автором был врач Генрих Гофман. Впоследствии она под названием "Штруввельпетер" (в русских переводах - "Степка-Растрепка")была переведена почти на все языки мира и стала одной из самых популярных детских книг. "Штруввельпетер" состоит  из нескольких поэтических рассказов о "преступлениях и наказаниях" маленьких шалунов. В одном из них рассказывается о том, как святой Николай искупал в огромной чернильнице трех озорников, смеявшихся над африканцем.
Это стихотворение заметно выделяется в книге. Во-первых, нетипичностью "преступления". В отличие от других персонажей, играющих со спичками, сосущих пальцы и капризничающих за столом, "герои" этого стихотворения дразнят африканца, встреча с которым на улице немецкого города XIX века была большой редкостью. Во-вторых, нетипичностью наказания. В других стихотворениях Г.Гофман показывает, что наказание не приходит извне, но является следствием преступления. Иными словами, ребенка наказывают не злые взрослые, а его собственные поступки: игравшая со спичками Паулинхен кончает свою жизнь в огне, отказавшийся от супа Каспар умирает  с голоду и т.д. Но в данной ситуации объективные причины не действуют: на помощь  африканцу является сам святой Николай. По сравнению с другими персонажами, юные расисты отделались сравнительно легко, но лишь вследствие того, что наказание пришло извне, и его носителем был святой.  Но представьте себе, какого страха натерпелись они, извиваясь в огромной руке разгневанного святого или барахтаясь в наполненном чернилами бассейне!
Почему же Г.Гофман в книге для  маленьких детей  коснулся проблемы расизма, которая в данное время и в данном месте не была особенно актуальна? Дело в том, что африканец  в данной ситуации является символом всех непохожих, к которым столь часто бывают жестоки и дети, и взрослые. Речь здесь идет о ксенофобии, то то есть ненависти к чужим, которая, меняя свои формы в зависимости от конкретно-исторической ситуации, является одним из самых страшных и, увы, одним из самых неискоренимых пороков рода человеческого. Недаром для борьбы с ней с неба спускается сам святой Николай.


Рецензии