Святой Николай против расизма
В XIX веке святой Николай нередко фигурировал в детской литературе, щедро награждая благонравных детей и сурово наказывая озорников и лентяев. Появился он и на страницах одной детской книги, вышедшей во Франкфурте-на-Майне в канун Рождества 1845 года. Ее автором был врач Генрих Гофман. Впоследствии она под названием "Штруввельпетер" (в русских переводах - "Степка-Растрепка")была переведена почти на все языки мира и стала одной из самых популярных детских книг. "Штруввельпетер" состоит из нескольких поэтических рассказов о "преступлениях и наказаниях" маленьких шалунов. В одном из них рассказывается о том, как святой Николай искупал в огромной чернильнице трех озорников, смеявшихся над африканцем.
Это стихотворение заметно выделяется в книге. Во-первых, нетипичностью "преступления". В отличие от других персонажей, играющих со спичками, сосущих пальцы и капризничающих за столом, "герои" этого стихотворения дразнят африканца, встреча с которым на улице немецкого города XIX века была большой редкостью. Во-вторых, нетипичностью наказания. В других стихотворениях Г.Гофман показывает, что наказание не приходит извне, но является следствием преступления. Иными словами, ребенка наказывают не злые взрослые, а его собственные поступки: игравшая со спичками Паулинхен кончает свою жизнь в огне, отказавшийся от супа Каспар умирает с голоду и т.д. Но в данной ситуации объективные причины не действуют: на помощь африканцу является сам святой Николай. По сравнению с другими персонажами, юные расисты отделались сравнительно легко, но лишь вследствие того, что наказание пришло извне, и его носителем был святой. Но представьте себе, какого страха натерпелись они, извиваясь в огромной руке разгневанного святого или барахтаясь в наполненном чернилами бассейне!
Почему же Г.Гофман в книге для маленьких детей коснулся проблемы расизма, которая в данное время и в данном месте не была особенно актуальна? Дело в том, что африканец в данной ситуации является символом всех непохожих, к которым столь часто бывают жестоки и дети, и взрослые. Речь здесь идет о ксенофобии, то то есть ненависти к чужим, которая, меняя свои формы в зависимости от конкретно-исторической ситуации, является одним из самых страшных и, увы, одним из самых неискоренимых пороков рода человеческого. Недаром для борьбы с ней с неба спускается сам святой Николай.
Свидетельство о публикации №110121906788