О сбитом над Японским морем пассажирском самолёте

                2 сентября 1983 года

Их было 237,
Невиноватые совсем.

Скупых и щедрых, злых и добрых,
Философов и узколобых,
Людей счастливых и несчастных,
Но непричастных! Непричастных!

Кто по делам, а кто домой,
Кто спал, кто флиртовал украдкой.
И кто ж бестрепетной рукой
Направил их через Камчатку?

А там заслон, и мощь ракет,
А там земли последней пядь,
Там бога нет, закона нет,
А есть приказ - не пропускать.

И каждый чувствовал - я есмь,
И каждый жил и мыслил - но
Их было 237,
И все они пошли на дно.

Как между жерновов зерно,
Погибла мыслящая плоть,
А жерновам не всё ль равно,
Зерно иль плевелы молоть?

Оскалились материки,
Самих себя ввергая в жуть.
На их пределах тьмы ракет,
Как идолы, что жертвы ждут.

Вражду хоть в камень ты посей,
Она взойдёт и даст плоды.
Их было 237,
Над ними только рябь воды.

Да, мы качали им крылом,
Их уговаривая сесть.
Чья злая воля напролом
Вела их, 237?

А тот, который дал приказ:
"Преследуй, догони и сбей!"
Спокойно ль спит он? Каждый раз
Не снятся ль 237?

О совесть трезвая моя !
А от меня чего ты хочешь?
Куда ж ты катишься , Земля,
И чем ты кончишь?
     1983 г.

Опасен страх, опасна осторожность,
Они способны совесть заглушить.
Становится возможной невозможность
Переступить через запрет души.
     1983 г.


Рецензии
..А тот, который дал приказ:
"Преследуй, догони и сбей!"
Спокойно ль спит он?...

Анна, знаете, что было бы с лётчиком,
не выполнившим приказ командира авиадивизии и
спсобствовавшем нарушению воздушной границы
государства в 1983 году? Суд, лишение звания и наград,
а также либо пятнадцать строгого, либо
смертная казнь, ибо такое преступление относится
к особо тяжким. А теперя прикиньте, ежели бы тем
лицом, на которое была возложена эта жуткая миссия,
был ваш отец, брат или сын(к примеру), то как бы Вы
тогда рассуждали??? Легко судить других-то, не правда-ли?
Кстати, генерал армии А. Корнуков, давший приказ сбить
корейский самолёт, работает ныне заместителем ГД НПО "Алмаз".
которое занимается разработкой современных средств ПВО.
Вот что он ответил, когда его попытались спровоцировать
досужие журналисты.
— Хочу, чтобы вы поняли: мы ни в чем не преступили закон и не превысили своих полномочий. Действовали строго по приказам, инструкциям и закону о государственной границе государства. Но в связи с этим у меня есть ряд вопросов:

1. — Почему экипаж “Боинга-747” — самолета, оборудованного современными средствами аэронавигации, — не смог определить значительного уклонения от трассы R-20, не смог устранить ошибку в курсе в 29°?
2. — Почему экипаж вместо контроля местоположения самолета с помощью бортовых и наземных средств вел в полете личные разговоры?
3. — Почему экипаж не реагировал на сигналы и стрельбу летчика Осиповича?
4. — Как мог опытный командир — пилот Чан Бен Ин, имеющий огромный налет, возивший несколько лет президента страны, — пренебречь элементарными правилами?
5. - Есть вопросы и к наземным службам контроля США и Японии:
6. — Почему они ни в самом начале полета рейса “007”, ни на завершающей стадии не предприняли никаких мер, чтобы предотвратить грубое нарушение воздушного пространства и вернуть его на международную трассу R-20? Все эти посты и просто люди с удивительными безразличием были безмолвными свидетелями происшествия, равнодушно созерцая, как люди неумолимо приближаются к трагическому финалу.
7. — Почему эти же службы, если “Боинг-747” сбился с курса по ошибке, не вступили в контакт с советской стороной и не сообщили ей необходимые данные о самолете?!
8. — Почему радисты в Вакканае на о. Хоккайдо, ведущие круглосуточное прослушивание радиоканалов связи нашей авиации, равнодушно слушали боевые распоряжения, информацию российских летчиков-истребителей, приближающие трагическую развязку? А ведь этот пост частенько выходил на связь с экипажами советских истребителей! Я сам в полете не раз слушал предупреждения японской стороны, когда приближался слишком близко к границе Японии. На эти вопросы я так и не получил ответов ни во время расследования, ни после.

Вот вам и пища для размышлений, Анна.
Гибель пассажирского самолёта - всегда трагедия, однако,
надо любую информацию оценивать объективно, примеряя её
к конкретным обстоятельствам, при которых она произошла.

Евгений Кабалин   18.12.2010 15:02     Заявить о нарушении
Ваши вопросы - мелочи, главное почему ни нашлось ни ОДНОГО трупа.

Геннадий Иваныч   18.12.2010 15:59   Заявить о нарушении
Альтернативные версии

Существует мнение, что инцидент с Боингом является всего лишь частью крупной операции, проводившейся США в небе на восточных границах СССР.
В книге «Сахалинский инцидент. Истинная миссия рейса KAL 007» исследователь Мишель Брюн утверждает, что 1 сентября 1983 года воздушное пространство СССР нарушили и впоследствии были сбиты советскими силами ПВО как минимум девять самолётов. Там же утверждается, что южнокорейский Боинг-747 рейса KAL 007 на самом деле был сбит намного южнее той точки, которая признана в официальной версии (примерно на 400 миль/640 километров — то есть над территорией Японии), и не советскими ВВС. В качестве обоснования приводятся заявления, что при поисковых работах возле острова Монерон не было найдено ни одного трупа пассажира, было поднято большое количество бытового мусора, был найден обломок стабилизатора сверхзвукового самолёта[14]. Автор заявляет, что обломки не могли быть унесены на юг, так как в данной местности есть только течение с юга на север. Вместе с этим, автор многократно лично находил осколки материала ячеистой структуры (из которого выполнена обшивка Боинга) в зоне прибоя в рыбацких деревнях в окрестностях Ниигаты[14]. «Сбитый» Боинг КАЛ-007 выходил на связь с Ниигатой через 50 минут после своей якобы гибели от ракет Г. Осиповича, после чего уже действительно пропал. В районе Ниигаты были найдены обломки американской ракеты.
Некоторые исследователи выражают сомнения[источник не указан 245 дней], что столь крупный самолёт как Боинг-747 был сбит одной лёгкой ракетой Р-60 (по свидетельству пилота перехватчика, ракет было две). В качестве оснований своей версии эти исследователи приводят инцидент 20 апреля 1978 года, когда другой самолёт Боинг-707 был лишь повреждён попаданием двух ракет Р-60 и был вынужден совершить аварийную посадку на советской территории[15] (следует отметить, что по лайнеру была выпущена одна ракета[16][17]).

Геннадий Иваныч   18.12.2010 16:04   Заявить о нарушении
Этот не МОИ вопросы, уважаемый имярек, а генерала Корнукова.
Я прекрасно знаю о целях миссии того корейца, поэтому и написал
рецензию. А с другой стороны, речь в стихо Анны идёт об
эмоциональных аспектах той трагедии, и я разделяю горечь от
гибели заложников дяди Сэма вместе с нею.

Евгений Кабалин   18.12.2010 16:15   Заявить о нарушении
Я помню ужас и стыд, испытанный мною, когда я узнала о сбитом самолёте. Я не знаю, да и никто не знает,наверное, что там было. Но никакая объективность не заставит перестать меня спрашивать: "Куда ж ты катишься, Земля, и чем ты кончишь?"

Анна Кулакова 3   19.12.2010 00:16   Заявить о нарушении
И давайте не рассуждать по принципу:
В нашей-то копанийке
Троглодиты паиньки,
А в соседнем буераке
Людоеды буки-бяки.

Все хороши.

Анна Кулакова 3   19.12.2010 02:18   Заявить о нарушении
Анна, Министр Обороны Устинов незадолго до этой трагедии подписал
документ, в котором советским ВВС и ПВО запрещалось сбивать
пассажирские самолёты. Проблема была в том, что кореец вёл
себя не как пассажирский самолёт, а как разведчик: есть такие
профессиональные признаки. Комдив Корнуков до последнего ждал,
что Боинг вернётся на свою траекторию, но он специально
демонстрировал беспримерную наглость, надесясь на свою
безнаказанность. Однако, всё пошло не по сценарию США и
для прекращения полёта самолёта-разведчика под видом
пассажирского лайнера, было применено оружие на поражение.
Никто не знал, что находится у Боинга на борту, понимаете?
Он вполне мог быть переоборудован под стратегический
бомбардировщик с ядерным оружием внутри или быть напичкан
разведывательной аппаратурой для фиксации излучений РЛС ЗРК ПВО.
Вот почему он был сбит. Если бы советский самолёт вёл бы себя
так же в границах США - то итог был бы точно таким же - уничтожение.
Люди всё время пытаются обливать грязью тех людей, в шкуре
которых им самим бывать никогда не случалось. Давайте не
надевать на себя судейские тоги, ибо дело это дюже наблагодарное.

Евгений Кабалин   19.12.2010 11:15   Заявить о нарушении
Я никаких судейских тог на себя не надеваю. И прокурорских тоже. Я думаю, вернее, надеюсь, что генерал Карнуков отдал этот приказ не с лёгким сердцем. Если бы внимательно прочли моё стихотворение, то поняли бы, что речь идёт о существующей ситуации в мире, когда любой "чужой" рассматривается, как потенциальный враг. Если тут кого и винить, то Господа Бога, который вложил в человека инстинкт убийства.
И вообще, это было 27 лет назад, тогда же и написано стихотворение, так может быть, поговорим о качестве текста?

Анна Кулакова 3   19.12.2010 14:53   Заявить о нарушении
Анна, бывают стихи, в которых качество текста отходит на задний план.
Вы подняли весьма болезненную тему, о которой теперь мало кто
вспоминает. Я просто хотел обратить внимание на то, что наши
военные вели себя не как мизантропы, а как нормальные люди,
до последнего давая шанс шпиону вернуться на свой разумный курс.
Не надо осуждать ни Осипенко, ни Корнукова. Возможно даже,
что действия последнего в той ситуации и предопределили его
последующее назначение на должность командующего ВВС РФ.
Призываю и Вас, и всех читателей УВАЖАТЬ наших военных и не
делать из них монстров и моральных уродов, ибо они всегда
ОХРАНЯЮТ покой своей Родины и делают это профессионально.
Всего доброго.

Евгений Кабалин   21.12.2010 23:00   Заявить о нарушении