Дух - на пути восхождения. Часть 1

      Царственность духа заключается в огненном сознании, именно, как дисциплина духа, как утвержденный синтез и как явление широты понимания. Так только рабы духа боятся всего огненного, ибо каждое появление Огня опаляет рабов духа. Можно проследить, как царственно идет явленный общинник, озаренный Огнем сознания. Не только достижения явного героизма нужно отмечать, но великий путь царственности духа среди каждодневной жизни. Невозможно ошибиться в потенциале царственного Носителя Огня. Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим огнем и вдохновляют на подвиг; так нужно в жизни присматриваться к тонким действиям царственного духа. Ведь нужно тонко разбираться в героизме, ибо не всегда видим огненный героизм духа, и основание геройства не всегда открыто глазу обывателя. Как прекрасен путь царственного духа!
   Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, 41


                ДУХ – НА ПУТИ ВОСХОЖДЕНИЯ (1)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      (Матерь Мира). Цепь Иерархии Света надо понимать как Начало, связующее весь проявленный Космос в единое целое. Явление материи в глубину бесконечно. Дух на пути своего восхождения в Беспредельность облекает себя в различные ее формы, начиная с грубейших. Путь нисхождения духа в материю обратен, но если нисхождение бессознательно, то восхождение начинает эволюцию сознательную, то есть эволюцию сознания. По мере подъема утончаются оболочки, оформляясь последовательно. Полагают, что физическое тело у всех одинаково. Грубейшее заблуждение: среди миллионов тел нет двух одинаковых — степень утончения каждого по ступеням эволюции различна — совершенно так же, как нет двух одинаковых лиц. Считают, что стены притона разврата и стены пещеры Риши не отличаются друг от друга, так как химический их анализ не обнаружит различия. Но уже знаете, что материальные предметы запечатлевают на себе эманации окружающие. Незримая фотография. При известных условиях отпечатки можно проявить (эти мысли). Точно так же звук запечатлевается в хорошо обыгранной скрипке, увеличивая ее ценность. Глубина материи неисчерпаема. Конца нет. И где-то, на какой-то ступени этого углубления в строение материи, можно будет даже при помощи аппаратов будущего уловить эти отпечатки и доказать, что они как бы входят в состав материи данного предмета и изменяют его. Потому предметы священные, памятные, и предметы обихода, и предметы, насыщенные низкими или убийственными излучениями, имеют различные материальные свойства, еще не уловимые аппаратами современной науки, но уловимые, и чувствуемые, и ощущаемые утонченным сознанием человека. Кольца, ожерелья, старинные вещи несут на себе наслоения многих веков. Бывают счастливые и несчастливые вещи. Бывают предметы, приносящие несчастье, бывают предметы благословения.

      (Матерь Мира). Не в строениях молекул и атомов, но много глубже следует искать эти различия. Наука неуклонно идет к раскрытию этих тончайших различий материальных предметов. Знаем, что свет материален. Знаем, что воздействует на предметы, на которые падает. Знаем воздействие света и все же сомневаемся в том, что свет оставляет след свой на всем, чего касаются его лучи. И если еще не в состоянии обнаружить этих следов, то это совсем не означает, что их нет. До сих пор еще есть грамотеи, которые отрицают существование мысли как явление реально научного фактора жизни. Если пять человек ярко думают о красной розе, а шестой, восприимчивый тонко, даже видит ее, то можно ли утверждать, что она не существует где-то и как-то, облеченная в тонкую материальную форму. И в то, что изображение можно передавать на расстояние и видеть при помощи телевизора, верят, но в том, что по тем же законам можно передать мысль, сомневаются яро, хотя аппараты для приема и передачи имеются у каждого в его собственном организме. Не следует ограничивать ни себя, ни чудесных, еще не изученных, свойств материи никакими представлениями от сегодня, ибо завтра полно сияющими возможностями, к которым человечество ведет наука. Надо лишь отрицание забыть. Отрицание есть признак невежества. Сущее неотрицаемо. Если есть мозг, если он мыслит, то как же можно отрицать мысль — продукт его деятельности, когда мыслью создано все, что достигнуто человеком?! Как же можно говорить о смерти, уничтожении и исчезновении чего бы то ни было, когда первым положением науки служит утверждение, что «ничто в природе не исчезает и не рождается вновь, но лишь изменяет формы своего проявления». Чтобы мыслить научно, надо быть последовательным во всем до конца.

      «Достижение духа, когда среди земных проявлений, когда среди борений дух находит высшее устремление. Ведь не утвердится дух среди обстоятельств довольства. Потому общинники труда могут доказать силу духа и устремления среди трудов и трудных дней. Как можно достичь высшего состояния и утончения сознания без труда духа? Сколько благословенных забот на пути очищения сознания! Каждое действие, которое отрывает дух от земных вожделений, есть утверждение высшее. Путь к Миру Огненному ведет через труды духа, через земные лишения, и высшие достижения через отрывы от земных явлений – для искания высших. Так, когда сказано – достижение духа пребудет с теми, кто знали борения и искания знания, такое явление есть огненное достижение. Так запомним на пути к Миру Огненному.

      Сердце героя знает самоотверженность во имя Общего Блага. Оно знает самоотречение и Великое Служение. Ведь путь героя усеян не всегда венцами человеческой благодарности. Ведь путь героя идет тернистыми тропами. Потому нужно всегда почитать тропу самоотверженности, ибо каждое продвижение по лицу Земли, утверждающее героизм духа, есть явленный залог нового начала. Сколько героев духа могли быть на пути человеческом, как факелы ведущие! Но незаметны эти огни духа глазу невежества. Так на пути к Миру Огненному нужно почитать героев каждодневной жизни, которые насыщают жизнь достижением каждого часа. Община труда должна воспитывать этих героев, ибо столпы народа утверждаются только качествами героизма духа и сердца. Тот, кто знает героизм самоотречения, не будет случайным героем времени – рекорды пространства отметят навсегда труды героя духа.

      Дерзание духа есть начало восхождения. Явление истинного дерзания указывает духу как утверждение мерила всех действий, так и направление, ибо дерзание не допускает малодушия. Дерзание искореняет все попытки предательства. Кто познал в духе истинное дерзание, тот знает красоту Служения. Дерзающий знает путь достижения и не страшится ничего. Жизнь его полна преданностью Иерархии. Каждый общинник может подумать о красоте огненного дерзания, ибо оно освобождает дух от всех житейских оков. Дерзающий не страшится явления одиночества, ибо в духе чувствует связь с Иерархией Света. Дерзающий знает, что радость духа заключается только в достижении. Не нуждается дерзающий в человеческих признаниях, ибо его достижение есть венец, сплетенный трудом и устремлением. Только герои духа знают истинное достижение. Так дерзающий будет освобожден от самости. Он знает истинное Служение на благо человечества. На пути к Миру Огненному запомним о дерзании» Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, 37, 43, 55.

      Быть со Мною всем сердцем всегда – задача, которая под силу лишь немногим. Большинство не выдерживает напряжения и отступает. Хрупкие оболочки Свет удержать не могут. Вмещение качеств напряженного пламени не под силу обычному сознанию. Потому столько отходящих. Не раз приходилось наблюдать, как дары Света, в обилии даваемые, вызывали обратные результаты. Потому Говорю – не отягощайте слабосильных громадой доверия и обилием даров духа. Не выдержат, и отвергнут, и, отвергнув, вернутся во тьму. Ученик живет в Свете Учителя, обыватель – во тьме внешней, которую Светом считает, ибо не знает, что такое Свет. Конечно, Свет – это радость. Но знание нести нелегко среди тяжких и тесных условий земной жизни. Знание говорит о свободе, но плотный мир – цепи для духа. Много мужества надо, чтобы в темнице земных ограничений свободу от них утвердить.

      Крайний полюс ограничения духа в материи служит, по Закону противоположностей, отправной точкой пути, ведущего к освобождению от власти ее. Сама сущность жизни плотной восстает и противодействует утверждению огненной свободы. Отсюда явление неизбежной упорной борьбы и победы. Незнающий может успокоиться и примириться с незнанием своим, но крыльями духа коснувшийся Света покоя уже не знает, ибо коснулось его дыхание вечности. Отсюда вечная тоска по огненной, свободной, надземной родине духа, откуда пришел. Говорю – Сынов Света чары Земли ни удовлетворить, ни насытить не могут, ибо они от огня, а огонь с землею не сочетается. Так в жизни земной обречены они на вечное искание и устремление к тому, что не достижимо на Земле. Но, дети Мои, устремленные, знайте – что не достижимо здесь – там яро осуществляется. Самые смелые, самые дерзновенные мысли и желания ваши будут насыщены и осуществлены там, в сияющем пространстве Света, где возможно все. Говорю об условиях тонких и мире светящейся пластической материи, подчиненной духу.

      Эволюция длительна, ибо ее цель – преображение плотной материи в утонченную и подвижную, одухотворение и разрежение земного в духовное. Чтобы этой цели достичь, Земля и человечество должны пройти семь Больших Кругов и завершить Великий Цикл. Путь долог. И микрокосм человеческий является ареной этого постоянного преображения плотного в тонкое, поднимая и увлекая за собою преображаемую им Землю. Планета связана с микрокосмом человеческим неразрывными узами связи. Микрокосм человека, пропуская через сферу свою элементы земные и энергии Земли, в этом длительном и постоянном процессе все время их утончает и одухотворяет. Материя, протекшая в течение даже одной жизни через микрокосм подвижника или святого, одухотворяется тоньше и быстрее, чем при прохождении ее через сферу и оболочки обычного человека. Но даже и обычный человек в какой-то степени служит этой же цели. И не только человек, но все формы растительного и животного царств. Все развивают и утончают тело Земли, пропуская через себя ее элементы и сброшенными оболочками своими строя, создавая и обогащая плотную структуру планеты. Это затрагивает и касается всех планов, и каждый план обогащается в зависимости от ступени эволюции, достигнутой данной формой.

      Конечно, человек как форма жизни наивысшая больше всех и приносит на алтарь преображения плотной материи Земли в более тонкую. Тучная почва, служащая подножием богатой растительности, создана из сброшенных оболочек растений и их телами обогащена. И каменный уголь, и нефть, и известковые отложения, и многие другие наслоения прошлого созданы оболочками умерших организмов. Особенно подвижен и заметен этот процесс в мире ментальном, или мире мысли, когда материя мысли течет, трансформируясь через сознание человека, и наполняет собою, и составляет содержание невидимых миров различных градаций.

      Человек есть трансформатор для Земли энергий земных и энергий космических в формы, идущие на построение плотных и тонких тел нашей планеты. Старое вечно преображается в новое, более высокое и более утонченное. Человек служит преображению Земли. Новое Небо и Новая Земля обусловлены непреложно Законами Эволюции. Микрокосм человеческий есть этот трансформатор огненный, вечно находящийся в работе на всех трех планах: физическом, астральном и ментальном. Человек этот процесс проводит сознательно, стремясь дать продукцию своей психобатареей высшего качества. Утончая свои мысли, чувства и тело, утончает все три потока материи, текущие через его микрокосм, ускоряя тем самым процесс эволюции Земли и земного человечества. Владыки Служат на преображение мира. Этой же цели служат и все идущие за Ними сознательно. Разница лишь в том, что люди обычные трудятся как рабы, знающие же трудятся сознательно и свободно. И орудием, или инструментом, служит им чудесный, сложный, изумительный аппарат микрокосма человека со всеми неисчерпаемыми возможностями его постоянно раскрывающегося огненного потенциала. Огненное будущее человека велико и несоизмеримо с той временной формой его выражения, в которой он проявлен в данный момент. Велик Свет впереди, и несравним Свет будущего с тьмой настоящего.

      Главное – не отрываться от Учителя. Быть вместе с Ним в духе всегда совсем не означает, что нельзя думать ни о чем другом. И в то же время все мысли и действия наши в жизни обычной должны проходить в осознании постоянного контакта с Учителем. Тело часто не чувствуем и даже не думаем о нем, однако всегда знаем, что оно с нами и мы в нем. Точно так же нужно внедрить в сознание и явление невидимого Присутствия Учителя в духе, сознательно или подсознательно, но всегда утверждая его. Когда это понимание дойдет до сердца и в нем утвердится прочно, то и поведение перед Ликом Великим изменится соответственно. Думаете, что одни, что Учитель не Видит и не Знает? Какое заблуждение! Считайте, что живете в доме стеклянном и что Око Ведущего Видит все. Не на словах считайте, но в действительности, ибо Вижу и Знаю. Суровую школу проходят хотящие Света. На подвиг Учитель Зовет. А путь подвига не розами устлан, но терниями.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Освобождаясь от тела, сотрудники Братства освобождаются от земных забот, но берут на себя заботы пространственные, еще более ответственные и тяжкие. В Братстве нет безработицы и безработных. В этом уклад жизни Братства. Нужно приучить себя к мысли, что везде труд и что труд бесконечный – единственный путь эволюции духа. Правда, в Девачане можно отдохнуть, но и этот отдых временен, и особенно сильные и самоотверженные духи отказываются от него и берут на себя подвиг надземный. Великий Дух, сказавший: «Се Аз Есмь с вами всегда, во все дни, до скончания века», – Взял на себя также и Огненный Подвиг Великого Служения людям не только в мире земном, но и в Мире Надземном.

      Через периоды ужасных давлений тоже надо пройти и выдержать их, не теряя связи с Учителем. Как бы ни были они сильны, не могут они сокрушить дух, ибо дух несокрушим, и ничто не может уничтожить его. Именно только испытания дают эту несломимую уверенность в нерушимости духа. Через столько уже прошли, и все они в прошлом, а дух остался. Река жизни течет мимо, а сидящие на берегу, ученик и Учитель, созерцают ее, не втягиваясь в ее поток и ее водовороты. Трудно научиться смотреть, как бы стоя в стороне, как бы будучи только зрителем, словно в кино или театре. И смотрит человек, и переживает, и получает радость или огорчается за героев, сознавая все время, что он – только смотрящий, но не участник происходящего. Это можно усвоить, если понять, что царство духа не от мира сего, но выше. Можно яро отметить, что все Великие Духи, приходившие на Землю, Считали Себя только путниками, приходящими в мир и имеющими свой особый путь дальше в будущее, в жизнь, которую Полагали Они вечной. Так и вы стремитесь осознать себя путниками пути беспредельного, путниками в Беспредельность.

      Конечно, мировые события имеют большое значение для людей. Но ведь были они и сто, и двести, и тысячи лет тому назад. И тоже имели значение для людей того времени. И все они прошли и сменились другими, имеющими не меньшее влияние. Сменятся и уйдут в прошлое и события текущего времени, но останется дух, который так же будет смотреть на поток уже новых событий, так же, как и прежние, обреченных на забвение во времени. Хочу, чтобы более ярко осознали мысль о преходимости текущего часа и о непреходимости и вечности духа. Говоря, что «и это пройдет», Соломон имел в виду мысль о нерушимости духа и превосходстве его над всеми текущими явлениями жизни плотного мира. Нелегко сочетать это положение со значимостью, необходимостью и смыслом земных воплощений. С одной стороны, мираж Майи и проходимость и кажущаяся реальность земных снов, с другой – путь земных воплощений как единственная возможность эволюции духа и приобретения им опыта и знаний, столь нужных для его развития. Многое зависит от умения сочетать полюсы противоположных явлений, ибо на явлении противоположностей основана жизнь.

      Человек может забыть то, что с ним случилось в какой-либо день, год, несколько десятков лет тому назад. Он может забыть очень много и все же оставаться самим собою, ибо квинтэссенция памяти выражается в его сознании в виде разных способностей и самосознания. В Тонком Мире нужны опыт, знания и все качества духа, но не нужны воспоминания о земном и привязанности к земным вещам и местам. О них там можно забыть и их не вспоминать, совершенно не чувствуя от этого какого-либо ущерба, и скорее – наоборот, получая от этого свободу для проявления, не зависимого от привязанности к земному. Когда побежденная низшая дуада отпадает и дух освободится от нее и идет дальше, он совершенно не чувствует, что потерял или утратил что-то ценное, ибо все его «Я» он ощущает в себе и с собою. Так отваливаются земные наросты для свободы полетов и полной жизни сознания в Высших Мирах.

      Для того чтобы читать, нужно знать грамоту. Для того чтобы понимать высшую математику, тоже нужна подготовка. Без подготовки и знания нельзя иметь понимания и осознания жизни в Сферах Высоких, ибо сознанию без соответствующих накоплений там нечем жить. Самый глубочайший символ ничего не говорит неподготовленному уму. Когда Говорю, что в Мире Надземном жизнь раскрывается по сознанию, Имею в виду именно подготовленность духа к жизни в Мире Внеплотном. Кто жил на Земле Красотою, увидит ее. Кто жил в свинарнике, грязи и был покрыт грязью, увидит свинарник и ничего более, пока не отмоет грязь.

      Все, что есть на Земле, имеет свое отражение в Мире Надземном, но усиленное во много раз. Спросите: почему усиленное? Отвечу: на Земле человек видит то, что существует в тот момент, когда он смотрит. В Мире Тонком явления наслаиваются одно на другое, сочетая в себе и прошлое, и настоящее явления, и этим они усиливаются в степени воздействия на человека, созвучащего им по своей сущности. Вот почему там все усиливается и обостряется и почему там много труднее бороться с тем, что еще не изжито и что влечет в низшие сферы. Этим и опасны воронки притяжения вихрей астральных, вовлекающие магнитно в свой водоворот созвучных им духов. Притяжение к Сферам Высоким парализует низшие притяжения. Но создается оно на Земле. Невозможно, устремляясь вниз на Земле, вдруг начать устремляться вверх, освободившись от тела. Дух будет двигаться по направлению, утвержденному в плотном мире. И благо тем, кто на Земле к Свету стремился, ибо если на Земле что-то мешало, то притяжение становится сильнее и обостреннее. Хочу уточнить это обстоятельство: на Земле надо есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и массу всевозможных обязанностей чисто земных по отношению к своему телу и людям. Там все это чисто земное отпадает и путь для чистого устремления становится открытым и свободным. Хорошо помыслить о том, что составляет сущность надземной свободы, и о том, как ее утвердить.

      Закон жизни не позволяет нарушать свободной воли людей. Если же они сами его нарушают, то и ответственность сами несут. Действия человеческие порождаются свободной волей, но результаты их уже подлежат карме и свободной воле, их породившей, и избегнуты быть не могут. Таким образом, свободная воля кует цепи свободы или рабства, то есть подчинения цепи причинности, ею самой созданной. Это очень важно отметить и понять. На мысли очень ярко иллюстрируется это условие. Человек творит мысль – это в его власти. Он свободен создать мысль любого порядка, но свободен до тех пор, пока не закончен процесс творчества. Когда же мысль оформлена и пущена в пространство, она начинает самостоятельное существование и воздействует на своего породителя и окружающее уже независимо от того, хочет он того или нет. Для того, чтобы нейтрализовать такую мысль, он должен создать другую, но уже большего потенциала. Та же картина получается и со всеми действиями человеческими: их последствия он должен исчерпать на себе, рано или поздно, в этой жизни или в других, в этом мире или в Мире Надземном.

      Единственная свобода, которая всегда неотъемлема от человека, – это свобода выбора. Где бы он ни находился, в каких бы условиях ни оказался, но выбрать устремление к Свету или во тьму всегда он свободен. Таким образом, повернуть с тропы зла на путь Света человек может всегда. В этом заключается дар свободной воли, которой никто и ничто не может отнять у человека. Все воздействия, которые производятся на него со стороны, давят на окружающие его условия, на его тело или оболочки, но если дух его крепок и несломим и свободная воля его утверждение нерушимости и неуязвимости духа сделала целью своею, то нет ничего в мире, что могло бы сломить дух. Примеры такого несломимого мужества и стойкости мы видим на жизни тех Великих Духов, которые Свет свой Пронесли неугашенным через всю жизнь, и ни муки, ни страдания, ни поношения, ни преследования, ни вся тьма, на Них ополчившаяся, не могли Их сломить. Они Дали людям пример несломимой стойкости духа. Их свободная воля восторжествовала над всем, что противодействовало и что восставало на Них со всех сторон. Свобода духа силой берется и завоевывается в процессе титанической борьбы с тьмою. Свободою воли творится светлая карма, которая становится уже не цепями, но крыльями духа.

Линию жизни  –  в далёкий предел,
Света где много, и жизни чредой,
дальше задумки прекрасной волной;
мыслью достигнуть Далёких Миров,
и от сегодня  –  в чудесную новь.

Быть на планете, не раз где прошли,
с прошлого в ныне  –  к нам лучшие дни,
и построения  –  с мыслей вперёд,
где незакатное Солнце нас ждёт.
   23.12.2002

      (Гуру – Н.К.Рерих). Путники беспредельного пути называются так потому, что путь эволюции, путь восхождения духа не имеет конца. Каждое достижение, как бы высоко оно ни было, показывает, что за ним должно последовать новое, еще более высокое. И где бы, на какой бы ступени ни осознал себя победитель, эта ступень временна, это только упор для дальнейшего подъема. Успокоиться нельзя ни на одном достижении, ибо остановиться – это значит начать спускаться обратно. Двигаться можно только вперед. Назад пути нет для восставшего духа. При этом очень хорошо и полезно осознавать свои несовершенства на данной ступени, чтобы тем лучше увидеть совершенства следующей, которые могут оказаться несовершенствами для ступеней, еще более высоких. Состояние и ощущение восхождения, постоянного и обязательного во всех условиях и во всех мирах, необходимо утвердить как самую сущность жизни. Это высший долг духа перед самим собой. Когда восхождение совершается по Лучу, продвижение становится светоносным, приносящим свои дары пространству.

      Через овладение собою и через власть над собой приходит человек к власти над тем, над чем хочет он ее утвердить. Начинать и продолжать это утверждение можно во всяких условиях, ибо это процесс внутренний, который может идти независимо от того, что происходит вовне. Обычно человек – раб своих настроений. Настроения меняются самотеком, который имеет явно выраженный рефлекторный характер. Человек просто подчиняется воздействиям или со стороны людей, или пространства, или своих собственных рефлексов. Но в это течение может вмешаться его воля. Можно, отложив в сторону любое настроение, создать свое собственное, прямо противоположное данному, независимое от него и построенное творческим воображением и волей. Мир, который выше обычного разумения, извне не придет. Он придет изнутри, из глубин духа. Но его надо призвать, его надо оформить в сознании силой воображения, и притом не считаясь ни с настроениями окружающих, ни с чем бы то ни было идущим со стороны. Сумасшедшие могут жить своими собственными настроениями и эмоциями, вне зависимости от окружающего. Неужели здоровый, нормальный человек, призвав свою волю и желание, не может оградиться от отрицательных или темных воздействий.

      Внутренний мир человека – его царство. В нем может он распоряжаться свободно, если поймет, что высшая власть в этом царстве принадлежит нераздельно ему. Хочет призвать мир – утвердит мир, хочет спокойствия – утвердит спокойствие, хочет радости – утвердит радость. В рефлекторное течение своих настроений он вносит волевую струю, направляя их усилием воли. Быть флюгером для чужих ветров не приличествует победителю. Ветер будет пусть свой, созданный его собственной волей. Обычные люди обычно живут, сознательно или бессознательно подчиняясь или собственным рефлексам, или воздействиям, оказываемым на них отовсюду. И никто не думаете том, чтобы, хотя бы внутри себя, в своем собственном микромире, утвердить власть над собою. Как же поддерживать равновесие, если воли своей не призвать к действию? Как же не стать базарной заводною куклой, которую каждый может дергать за ниточки рефлексов, если воли своей над ними не утвердить? Человек – владыка своей мощи. Власть дана ему над всякою плотью, то есть материей, от начала времен. Но ведь в право наследства, космического наследства, надо вступить, и в нем утвердиться, и сделать это сознательно, зная, что это космическое право неотъемлемо. Лучше все потерять, но приобрести это право, чем весь мир приобрести, его, то есть космическое это право свое, утеряв. Многие ищут какие-то другие пути к этой власти. Многие хотят найти ее в магии, в каких-то таинственных формулах тайного знания, многие хотят получить ее от кого-то, многие во власти земной ищут решение этого вопроса. Но путь к могуществу духа лежит только через себя, ибо человек, сам человек, со всем его изумительным внутренним миром, и есть этот путь. Формула достижения могущества духа остается все той же, и формула эта гласит: «Тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить».

      Прошлое понимается как сфера причин, настоящее – следствий, а будущее – как новое сочетание тех и других. В прошлом изменить нельзя ничего, в настоящем – тоже, но будущее пластично в руках человека, и формуется оно в настоящем. Не настоящее изменяется, но в настоящем изменяется будущее путем создания в нем, в настоящем, новых причин, соответствующих желаемым следствиям. При этом необходимо иметь в виду, что энергия прошлых причин должна быть изжита или исчерпана на себе их породителем. Можно изменить свое отношение к ним и тем изменить следствие. Человек, несущий на своих плечах тяжкий крест кармы, может проклинать свою судьбу, но мудрый восклицает: «Благодарение Небу, могу заплатить прежние долги». Так трансмутируется карма. Мудрость понимает, что страдания личности могут быть благословением для духа, ибо приводят его к Свету. И тогда происходит полная переоценка всех ценностей – меняется отношение к жизни.

      Поразительна относительность всех представлений людских обо всем, их неустойчивость и непрочность. Вот почему приходится все время говорить об Основах и утверждать на них сознание. Сколько надо передумать, перечувствовать и пережить, чтобы отдать все имущество свое и богатство, и уйти в неизвестность, и отдаться жизни духа. А такие случаи бывали и отмечены в памяти людей. Без тяжкого груза земной собственности легче коснуться действительности и приподнять покрывало Майи. Все живут, но не знают, откуда пришли и куда идут. И не знают, что со всех сторон окружены Невидимым Миром, в котором идет еще более яркая и напряженная жизнь, чем на Земле, что большая половина всех встреч и связей на Земле идет из прошлого, что нити прошлого не прерываются смертью плотного тела. Какая свобода и простор открываются перед человеком, даже живущим на Земле, если он овладел своими оболочками. Свобода, как ограниченно и несовершенно понимают ее люди!

      Самый здоровый, самый обеспеченный, самый сильный мира сего человек, обладающий всей властью земною, может быть самым жалким рабом именно того, что его окружает и чем, он воображает, что владеет. Высочайшая свобода – это свобода духа, освободившегося от власти своих оболочек и овладевшего ими. Можно летать на самых совершенных самолетах, но свободы полетов в тонком теле это не дает. Можно владеть огромными богатствами, целыми миллиардами, но от власти тела над сознанием и болезнями миллиарды не освободят, ибо истинная свобода – в духе. О ней люди забыли, иначе жили бы, а не прозябали в беспросветном рабстве, и невежестве, и отрицании действительности. Ныне эстафета продвижения в эволюционное будущее передается науке. Она должна вывести человечество на путь познавания космической действительности и приблизить к пониманию Основ.

     Психическая энергия – меч обоюдоострый. При применении она растет, и воля может направить ее как на добро, так и на зло. Очищенное сознание не подвергается опасности, но, пока процесс очищения не закончен, она велика. Прошлые накопления, подлежащие изъятию, но не устраненные, предъявляют свои права и, усиленные поступающей психической энергией, требуют к себе внимания, домогаясь проявления в действиях, мыслях и чувствах. И тут встает необходимость их обуздания. Победа над ними, и овладение ими, и очищение сознания от них становятся необходимыми, ибо их дальнейший рост и усиление грозят пресечь путь духа. Лишенный пищи, человек умирает, точно так же умирает и желание, лишенное питания мыслью. Так же лишатся силы и умрут мысли, пробуждающие нежелательное прошлое, если им не дается питания и сознание отказывается от сочетания с ними. Нежелательные мысли выбрасываются из сознания и сгорают. Но нужны контроль и окончательное твердое решение освободиться от всякого сора.

      Путешествия хороши и полезны еще и потому, что аура человека отрывается от насиженного места. Трудно даже представить себе, насколько прирастает она к привычным и обжитым условиям и насколько связана ими. Окружение становится столь вросшим в сознание, что тюрьма духа уже не замечается вовсе, как не ощущается здоровым телом нормальное атмосферное давление. Подобные прирастания к месту становятся особенно драматичными при переходе в Тонкий Мир, когда человек психически продолжает пребывать в привычном земном окружении. Странники в этом отношении совершенно свободны, ибо не имеют земного дома. Благополучие земное сказывается цепями в Мире Надземном. Если пересмотреть обычную жизнь с точки зрения условий Тонкого Мира, то окажется, что их оценка и полезность могут быть совершенно противоположными оценке земной. Потому орден странствующих и нищенствующих монахов в основе своей мог иметь правильное понимание связанности духа собственностью и жилищем. Но, конечно, свобода и связанность заключены в сознании. Если оно достаточно расширено и озарено пониманием, оно может быть свободным от привязанности к Земле и от рабства у вещей.

      Много видов различного рабства существует среди человечества. И главная беда в том, что это не осознается. Сидящий в темнице рвется на свободу, но тот, кто этого не осознает, никогда не сможет устремиться к освобождению. Также не осознается, что физическое тело – это тоже тюрьма для духа, или крепкий футляр, из которого нельзя выйти, футляр, имеющий пять отверстий для внешних восприятий. Футляр, могущий двигаться, есть, пить и жить психической и животной жизнью, но футляр, постоянно носимый с собою, со всею его неуклюжестью и тяжестью. Полеты в тонком теле и пребывание в нем дают представление о надземной свободе, правда, тоже ограниченной, и только огненное тело предоставляет духу безграничную свободу проявления. Многое нужно понять, от многого освободиться и многое усвоить практически, прежде чем научитесь сознательно действовать в своих более утонченных проводниках. К тому же все они должны быть оформлены, иначе сознательная активность в них невозможна. Путь Огненной Йоги открывает перед человеком эти возможности и рано или поздно позволяет их осуществить.


Рецензии