Итоги ноября. Андрей Чемоданов
это стихотворение, несмотря на созерцательность, привлекло меня своей внятностью, точностью и небанальностью образов. тайны ночи, ее величие передалось мне.
Равнина воздуха. Широкий, влажный пласт,
Над комьями земли, с прослойкой паутины,
К стене прижался сад, огромен и глазаст,
В нем созревает тьма, в нем светятся глубины.
И если по тропе ведущей под уклон
Спускаться до конца по каменной брусчатке,
Ты выйдешь на обрыв, на край, на небосклон,
Где каменных зверей дымятся отпечатки.
Где вдавлены в гранит трехпалые следы,
И в ямах от когтей перекисает глина,
И стынет в пустоте дыхание воды,
Стоящее внизу, как туша исполина.
**
опять же, ощущение погоды, ветра как могучей и грозной силы, на фоне которых особенно забавна неожиданная ирония по отношению к дождю. панельные дома из какого-нибудь купчино или автово узнаваемы. последние строки особенно впечатлили
Декабрьский ветер, на расправу скор,
Срывает с дам меха и флёр Шанели.
Поёживаясь к вечеру, собор
Стоит а la Акакий без шинели
Дождь-неудачник никому не мил,
Стараясь показаться мокрым снегом,
Ночлега просит из последних сил
У новостроек, собранных из Lego.
Горят огни ростральных маяков,
Со шпиля ангел - мокрый и субтильный
Глядит как под бурчанье стариков
Скользят подростки из другого фильма.
***
тут все прекрасно. неожиданные точные детали, красивые, но не кричащие образы, атмосфера и, извините за выражение, оптимизм.
Который век
В стране моей ненастно,
Но как бы ни были
Кинжальны и тесны
Объятья зим
Я выживу, согласно
Закону сохранения весны.
Искрится изморозью
Времени конвейер,
Рисуй, рисуй, алмазная фреза,
Перо жар-птицы,
Росный луг и белый клевер,
Речного полдня
Стрекозиные глаза.
Преодолеет вдохновенная коровка
Коробки спичечной
Картонный карантин,
И хлынет лето,
Остановится штамповка
В цехах
По производству вьюг и льдин,
И волны
Ветром развеваемого тюля
Осу поймают,
И составят мира ребус
Пух тополей, большой пион,
Стакан июля,
Вороний гвалт
И газированный троллейбус.
****
ощущение бессмертия, а ведь передать его далеко не просто. поверить в него и заставить поверить читателя. чувство полета в конце
Я не умер, я просто остался в бою,
Я прикован к весне, словно к дубу Баюн
Не спешите секунду на век занимать,
Засыпайте. Здесь завтра настанет зима
Дымный город накроет морозным плащом,
Как родная сестра, поцелуи - не в счет,
Им тонуть в полынье первобытных крестин.
Засыпайте. Здесь завтра цвести и цвести.
Будут окна - на юг, будут лодки - со дна,
На далеких лугах - тишина, тишина.
По сугробам - кисель, по ручьям - молоко...
Засыпайте. Назавтра здесь будет легко
Будут перья жар-птицы и пух тополей
Время пара и жатвы футбольных полей
Будет месяц над крышей звенеть, как брелок.
Засыпайте. А завтра - вставать на крыло...
Я не умер - я здесь, я лечу, я в строю
И горячий штурвал помнит руку мою
Что-то шепчет во сне, приближаясь, земля
И качаются цепи под звон хрусталя
*****
все очень точно. нежность и загадочность кожи. отсутствие архитектурных излишеств. чуть покачали последние строки разъясняющие понятие лабиринта
Просто это рождается в пальцах, но свет включи:
Так видней, где искать от лабиринта ключи,
Еле-еле прикрыты подушкой или простынкой;
А на коже зебра следов от тугой резинки.
Просто это рождается в пальцах: дыши, замри,
Проходи дактилоскопический лабиринт,
Его стены — шёлк, бахрома; ветви тёрна, лавра.
И в конце то ли свет,
а то ли рёв Минотавра.
******
в этом стихотворении, в отличие от других, в основном описательных, происходят некие события. оно динамично и загадочно. масштабность почти как у заболоцкого. образы прекрасны.
Застройщику привидится во сне
что в шлепанцах и клетчатом халате
стоит он у расстеленной кровати
и ровно в то же время спит на ней.
При этом из-за собственной спины,
глядит на двух себя со стороны.
С какого-то неявного рожна
такое растроение героя
застройщика несказанно расстроит,
поселит холодок и чувство дна.
Смущенный безотчетностью вины
он сам отныне станет строить сны.
Решительно из самых лучших чувств,
и вместе с тем задетый за живое,
он для начала мглу себе присвоит,
окутав ей обычную свечу.
Подсвечиваем снизу, имярек
по счету три начнет подъятье век.
Впервые заклубятся облака,
пока еще какими-то рывками,
но слово и вода, а с ними камень
уж грезят о явлении белка.
Из моря, первозданно хороша,
полезет жизнь, кусаясь и киша.
И вот уже разумный протеин
обрящется в своем монтажном рвеньи,
он прирастет этажностью строений,
она же превозможет рост руин.
В апофеозе этого пути
к орбите первый спутник полетит.
Проектику творения познав
и прокляв созидательские корчи,
застройщик, через это ставший зодчим,
раздвинет горизонты яви сна.
Иных планет чарующая близь
стремит его с мельчающей Земли.
Душа теперь возалчет новых дел –
возжаждут ум и пламенное сердце
строительно-монтажных трансценденций
туда, где и Всевышний не радел –
в неведомые дали и просторы,
к последней пяди мира, за которой
один забитый досками предел.
*ВЛАДИМИР ПУЧКОВ, "Равнина воздуха. Широкий, влажный пласт..."
http://www.stihi.ru/2005/04/22-773 номинатор Ноев Ковчег
**АНДРЕЙ ПШЕНКО, "Питерское предновогоднее"
http://www.stihi.ru/2009/10/05/1058 номинатор Алексей Котельников
***АЛЕКС НЕЖЕБУД, "Коровка"
http://stihi.ru/2004/06/15-694 номинатор Ирина Зиновьевна
****АРТЕМОНА ИЛЛАХО, "Ковры-самолёты тоже падают"
http://www.stihi.ru/2009/02/26/6851 номинатор Оскар Боэций
*****АЛЕКСАНДРА АКСОЛОТЛЬ ПЕТРОВА, "Дактилоскопическое"
http://stihi.ru/2010/08/31/1494 номинатор Евгений Петропавловский
******ОЛЕГ ЛЮБОШЕНКО "Застройщику привидится во сне.."
http://www.stihi.ru/2010/10/14/3276 отборочный тур БЛК
Свидетельство о публикации №110121102559
башмакофъ искренне восхищен рецензентом и удивлен отсутствием банальностей в обзоре
Башмакофъ 13.12.2010 06:56 Заявить о нарушении
человек я чрезвычайно самолюбивый, самонадеянный, самодовольный, короче говоря, клинически тщеславный, поэтому не могу не выразить своего негодования по этому поводу. :)
Дмитрий Артис 13.12.2010 18:41 Заявить о нарушении
Башмакофъ 13.12.2010 20:39 Заявить о нарушении
Дмитрий Артис 14.12.2010 09:20 Заявить о нарушении