Успенский собор. Пасха. 1498 год
Скромный выход великого князя
В окружении тучных бояр
В письмена, что арабскою вязью,
В пёстрых платьев пасхальный пожар,
В итальянский восторженный говор,
В онемевшую гордость купцов,
В лиц стрелецких спокой пресуровый,
В любопытство зевак и юнцов,
И в согбенные рабские спины
Злых холопов, усталых дворян,
В ряд медовый, и около - винный...
Воздух Пасхи - торжествен и прян.
Посреди молодого народа
Государь, словно рыба в воде.
Единение, Пасха, в приходы
Высыпается люд. И везде
Вдохновенные мудрые речи,
Прибаутки, услужливый вид.
Князь ступает неспешно. Навстречу
Ему дряхленький митрополит
Осеняет священным знаменьем
Кремль древний, подмёрзший народ.
В светлый праздник Христа Воскресенья
Все равны - государь, нищий сброд.
И юродивый в гневе прикажет:
"Поклонися, тщеславный Иван".
Князь падёт ниц. И грязь не измажет
Миром мазанного. Ураган -
Пронесётся ввысь - грозное слово:
"Поклонился Христу, но не мне,
Освященному Божьему роду,
Что в московской цветёт стороне".
© Copyright:
Егор Червяцов, 2010
Свидетельство о публикации №110121101472
Рецензии
Егор, мне кажется, здесь нужно примечание. Ведь конкретное событие, конкретная дата. Я, например, попробовала найти, что связано с этим годом, но больше чем сожжение Сованаролы и Васко де Гама с Колумбом, ничего не нашла.
Вообще-то я подумала, что этот эпизод связан с Василием Блаженным. Но он жил позже, при Иване Грозном.
А историческая сцена у тебя выписана добротно, с точными деталями. Вся Москва, вся Русь. Игра классная: "грязь не измажет миром мазанного".
Но как хороши наши древние храмы - цитадели со щёлками бойниц! Как богатырь в окружении четырёх сыновей...
Мария Антоновна Смирнова 11.12.2010 16:27
Заявить о нарушении
Ты, Маш, от меня невозможного требуешь. Пасха кожный год на Москве приблизительно одинаково проходила. В Кремле имеется в виду. Толпы народа, кругом базар, и посредь всего это чинно-благородно - с одной стороны князь, с другой митрополит. Здесь детали именно Ивана Великого. При Грозном не было ни итальянцев, ни таких разнузданных юродивых, кроме Николки Псковского, пожалуй. Блаженный Василий гадостей Грозному не говорил, только величие предвещал Грозному и царство Фёдору Иванычу. Комментарий тут излишним будет. Не знаю я, как тогда Пасха прошла - это образец, и сводный комментарий. В 1498 году произошло важное событие - впервые шапка Мономаха была одета на московского правителя - им был внук Ивана III - владимирский князь Дмитрий Иванович, трагической судьбы товарищ. До него, этого бедного юноши, никто никогда не венчался на всероссийский престол. Я именно в этих условиях хотел подчеркнуть единство. Храмы наши - песня отдельная. Несть им славы и похвалы в словесах людских, но токмо в очесах Божиих.
Егор Червяцов 11.12.2010 22:11
Заявить о нарушении
Я тоже связала с событием помазания Дмитрия, но это было в феврале. Егор, я пала жертвой твоей исторической достоверности: эпизод так выписан, что я убеждена была: это зафиксированный в анналах факт. Хотела у Соловьёва рыть. Что ж, прими как комплимент.
Мария Антоновна Смирнова 11.12.2010 22:38
Заявить о нарушении
Это могло быть когда угодно - в другом виде и в другом месте. В конце концов большинство рассказов о Василии Блаженном тоже басни. Но включены в житие. Я атмосферу передал, а не единичный факт.
Егор Червяцов 11.12.2010 22:49
Заявить о нарушении
Если написать вместо даты "Время Ивана Третьего" - будет как-то некрасиво и грустно. С другой стороны, юродивый, который главный смутьян тут, может быть и смыслообразом. Например, это совесть князя.
Егор Червяцов 11.12.2010 23:15
Заявить о нарушении