Призраки Петербурга, часть 1

 Владим Филипп







1.

...На Английской набережной  стоит особняк Отто Бисмарка.
Жёлтое, двухэтажное здание.
С длинным балконом метров в семь по второму этажу.
Особняки после революции, дворцы, более менее значимые, были переведены под жильё или конторы.
Этот - под жильё.
Шло время. 
Комнаты начали постепенно пустовать.
Жильцы разъезжались.
Освободился  зал, центральный, парадный, когда-то явно предназначенный для танцев или приёмов.
Его отдали под аренду и творческую мастерскую Союзу художников.
В этом зале и теперь мастерская художника, моего приятеля В.
Но каждый раз бывая у него, всегда чувствовал какую-то настороженность... словно кто-то смотрит..
Оттого стал бывать у него всё реже и реже, а потом перестал совсем.
Никак не мог избавиться от какого-то неуюта в мастерской В.
И тем более после рассказанной как-то им истории:

«.... Знаешь, я всё-таки от своей мастерни балдею.  С паркетом, правда, ничего не сделать... Посуди сам, ему почти 150 лет. Но дубовый. Наборный, по принципу маркетри собран.
Сложен в реставрации, да и затратно - аренда всё ж временная.
А вот потолок...
Квартираны как только его не уродовали: то ли люстры, то ли абажуры вешали. Весь в крюках. Где-то отколот,  где-то лепнина нарушена..
А главное, роспись по центру - «небо» - когда-то мастерски сделанная монументальная работа.
Ну, в общем, поставил леса... и из уважения к архитектору всю роспись восстановил...
На спине на лесах трудно, краска в лицо капает - а стоя?
Никак - рука затекает.
Зато НЕБО стало... классика!
Провозюкался,  почти год восстанавливая.
Ничего не заработал за это время.
Натали* просто обалдела.

Чуть отметили завершение... любуясь.
Наташка домой уехала, я остался чуть поработать.
Да сам знаешь, ночи белые, на время не смотришь…солнце и солнце... Вдруг, заметил, мосты поплыли вверх - разводка.  Понял, надо оставаться ночевать здесь.
 
Я-то часть мастерской перевёл под антресоли, потолки шестиметровые позволяли - койку там поставил, стеллажи с книгами и прочее.
Стопки журналов туда перетащил.
И лёг. Заснул.
Точно заснул.

... Было 4.30 утра, меня словно кто-то в бок ткнул.
Проснулся.
Сна ни в одном глазу.
Чуть с койки привстал и чуть не.…
У парадной балконной двери стоит.
Глядя на Неву.

- Кто стоит!?- не выдержал я.

- Мужик. Панталоны в обтяжку... чёрный сюртук… манишка белая... Воротничок стоечкой.
Бант какой-то или галстук,  не понял - он вполоборота стоял - а в одной руке (руки  на груди сложены) держит  цилиндр.

Он, главное, не заметил, что я его увидел.  Он на Неву смотрел.
Там как раз проводка судов завершалась... обратная - с Ладоги в Финский.
Видно, койка моя скрипнула...
Он повернулся...

- И? ... Лицо-то видел?
- Не видел… против света же... Только он сразу таять стал... и в какой-то момент я сквозь него  суда даже видел, и мост... И исчез совсем...
- Привидение??!!
- Не поверишь, я в армии так по боевой не собирался....
   Как из мастерни выскочил... не помню!

- А как теперь?
- Как? ...Никак! - В.улыбнулся. - После того случая из мастерской стал уезжать засветло, пока шум городской, голоса с улицы, пароходы и катера на Неве...
Страшно стало оставаться...
И продолжалось так года четыре.
А потом привык.
Он меня не трогает...
Я его тоже...

- А как-то проявляется?
- Да. 
- То есть?
- То вдруг карандаш гранёный по столу катиться начинает, и на пол падает... То ваза с кистями опрокидывается... То эскизы куда-то пропадают... Знаю, оставил тут, ищу, … нет и всё!
Тогда говорю: «Кончай... шкодить! Дружно же соседствуем!» - и, представляешь, только книгу передвигал, ничего не было, а тут - ту же передвигаю, а он (эскиз) - вот родименький.
- А ночевать как?
- Так дружим же... как бы. Да, кроме того, весь особняк уже расселён, ни одного жильца, только пока я остался. Наверное, больше аренду продлевать не будут... Придётся новую мастерскую искать... Федю жалко.
- Какого Федю?- спросил я.
- Да привидение... Я его Федей стал звать. Вроде, не возражал, не хулиганил…».

Я слушал приятеля и думал про свою мастерскую, которая тоже имеет некоторые странности.


2.

Петербург имеет свои патогенные зоны.
Одна из них идёт строго по каналу Грибоедова до Калинкина  моста.

В девяностые только за один год вдоль этого разлома:
У Банковского мостика возле казино «Джой» убили «Кирпича», гражданина Кирпичникова, одного из авторитетов того смутного времени, ставшего главным персонажем фильма «Бандитский Петербург»…

Недалеко от Львиного мостика убита в парадной Галина Старовойтова...

Через два месяца на пересечении канала и проспекта Римского-Корсакова убит лидер ЛДПР по Петербургу...

Через два или три месяца у парадной лестницы дома, в котором моя мастерская, убит выстрелом в голову член комитета по имуществу  города  Троппер - владелец крупного рекламного агентства.
Убит за полчаса до моего прихода…

Мастерская большая - несколько комнат. Гулкая, хотя и мансарда,  продуваемая ветром, жутко холодная зимой, т.к. конструкция деревянная, каркасно-засыпная.
И окна все на север, что даёт ровный, холодный свет.
Зимой в ней валенки очень даже кстати.

Её грабили несколько раз с крыши,  и я  стал в ней проводить много времени, а в итоге даже стал ночевать, так как милиция во внимание эти ограбления не принимает, а технику и работы жалко - в конце концов, ради дела художник и живёт.

Был у меня в то время пёс.
Лохмач эрдельтерьер по кличке Шериф.
Спать пёс ложился только рядом с диваном, на котором сплю я.
И терпеть не мог спать ночью на своей подстилке в коридоре.
Просто брал свой матрасик в зубы, перетаскивал и клал рядом с диваном на пол.
Сейчас кот - тоже спит только рядом.
И НИКОГДА в коридоре.

Ночуя, стал замечать:
стуки на кухне, которые повторяются изо дня в день около  двух – трёх ночи;
то дверь вдруг откроется, словно от сквозняка.
Не скажу, что сие приятно, но пёс рядом, всё-таки как-то уверенней себя чувствовал…

Однажды ночью я услышал шаги.
Не просто шаги.
ТАК могла идти только женщина.
Острый и звонкий стук каблучков.
Шпилек.
Они были настолько звонкие, что проснулся и я, и пёс, который сразу же залился лаем.
Мы оба выскочили в коридор.
Он был тёмен.
Шаги прекратились где-то у входной двери.
Посмотрел на часы. 3:30.
Потрепал пса за уши и сказал:  «Пошли спать».
Что это было, не знаю.

Стуки на кухне через некоторое время прекратились после ритуала, который посоветовала сделать одна женщина:
«Домовушка у тебя, барабашка - они сладкое любят. Оставь на ночь пирожное, хотя бы раз в году, и блюдце с молоком; можешь письмо  или записку дружескую и добрую.
Обратись к нему, как к хозяину. Они это уважают. »
Всё было сделано по совету и всё прекратилось.



3.

Есть в Петербурге улица Рубинштейна.
Так сложилось, что на ней живёт несколько моих знакомых - по нечётной стороне, начиная от Невского: дома 1, 3, 5.
На уровне второго и третьего этажа.

К знакомым в дом 1 пришёл и сразу заметил, что-то случилось.
В передней на полу валялся абажур, в гостиной – книги, на столе  опрокинутая ваза с цветами.
- Что случилось? - спросил хозяйку.
-Да сама не знаю... уже не в первый раз. Сначала упал абажур, потом с полок посыпались книги, словно их кто-то изнутри выталкивал. Потом упала ваза с цветами, но не разбилась, а только подкатилась к краю стола... И, напоследок, опрокинулся ночник у кровати и повис на шнуре…
Мистика какая-то.

Я ничего не сказал, хотя знал, что произошло в соседнем доме 3... тоже по второму этажу несколько днями раньше.

В доме №3 по Рубинштейна жил сын моего знакомого, тогда был с ним близок, у меня шла программа с выставками по Франции, и я  привлёк его жену - она знала французский и была переводчиком по моим контактам.
От сына и узнал:

Квартира, комнату в которой он (сын) с женой занимал, была странной.
Там непроизвольно открывались двери.
Опрокидывались  стаканы на столе.
Высыпалась крупа из кулька или вдруг лопался пакет с сахарным песком.
Вдруг открывался водопроводный кран.
Не говоря уже о странных звуках в ночное время.
В итоге все жильцы, приватизировав свою жилплощадь, её продали  и благополучно покинули, купив жильё в другом месте...
Что интересно, квартира в доме 1 и квартира в доме 3 почти на одном уровне...











* Натали - жена В.,  тоже была художником и очень хорошим; и фамилию имеет известного итальянского композитора, не буду рассекречивать. (Вл. Фил.)



( « Антология странных событий » )








Здесь с сокращением. Перепечатка с согласия автора.
Оригинал: http://www.proza.ru/2010/11/28/1199


Рецензии