Генри Дэвид Торо - О Дикости в литературе
В литературе нас привлекает только дикость. Усмиренная литература вызывает скуку. В Гамлете и Илиаде, во всех писаниях и мифологиях, не изучаемых в школах, нас привлекает и восторгает необузданная свобода и дикая мысль. Подобно дикой утке, которая проворнее и прекраснее домашней, дикость расправляет свои влажные от росы крылья и поднимается над болотом. Действительно хорошая книга такая же естественная, неожиданная и непостижимо прекрасная как дикий цветок, обнаруженный в прериях Запада или джунглях Востока.
Подобно молнии гений испускает свет, разгоняющий темноту, а иногда и разрушающий храм знания, – этот свет так непохож на слабую свечу человеческого рода, бледнеющую при дневном освещении.
Английская литература, начиная с менестрелей до Озерных Поэтов – Чосер, Спенсер, Мильтон, и даже Шекспир – не дышит свежестью, и в этом смысле, дикостью. Это существенно усмиренная и цивилизованная литература, в ней слышится Греция и Рим. Ее дикость – это темный лес, ее дикий герой – Робин Гуд. Да, в ней много искренней любви к Природе, но Природы как таковой немного. В ее хрониках говорится о вымирании диких животных – но ничего о вымирании дикого человека.
Гумбольдовская наука – одно, поэзия – другое. Сегодня поэт, невзирая на открытия в науке и накопленные человечеством знания, не видит оснований для того, чтобы считать их выше Гомера.
Где литература, в которой Природа выражает себя? Настоящий поэт призовёт на службу ветер и ручьи; он найдет слова для примитивных чувств и забьет их поглубже, как фермеры забивают весной вылезшие колья; он пересадит слова на страницы вместе с приставшей к ним землей; его слова будут искренними и правдивыми, свежими и естественными как весенние почки, готовые вот-вот распуститься; они будут лежать среди засушенных листьев в библиотечной книге и распускаться каждый раз для преданного читателя, в согласии с окружающей его Природой.
Мне не известна поэзия, которая адекватно выражает такое стремление к Дикости. Лучшей поэзией до сих пор считается усмиренная. Я не знаю, где искать литературу, древнюю или современную, в которой говорилось бы о Природе. Понятно, что мне нужно нечто, что ни августовский, ни елизаветинский век, ни вообще какая-либо культура, дать не может. Ближе всего к Природе подходит мифология. Насколько плодовитее Природа в греческой мифологии, чем в английской литературе! Мифология – этот тот урожай, который собирал Старый мир, пока его почва не истощилась, а фантазию и воображение не поразила болезнь. Всякая другая литература словно старые вязы, прикрывающие наши дома; она более походит на драконовое дерево с Западных островов, такая же старая как человечество, и неизвестно, сколько она еще простоит; в любом случае она может послужить хорошим удоб-рением для почвы, из которой произрастает.
Запад готов добавить свои сказки к сказкам Востока. Долины Ганга, Нила и Рейна собрали свой урожай; остается ждать того, что предложат нам долины Амазонки, Ла Платы, Ориноко, Св. Лаврентия и Миссисипи. Быть может, со временем, когда американская свобода станет достоянием прошлого – а она уже становится им сегодня - поэты всего мира будут вдохновляться американской мифологией.
Дикие мечты диких людей остаются истинными даже, если они не востребованы публикой. Не всякая истина подходит для здравого смысла. В природе есть место и для дикого клематиса и для капусты. Истина многолика: она может вызывать ассоциации, быть разумной, или профетической. Например, некоторые виды болезней помогают познать здоровье. Недавно геологи обнаружили, что рисунки змей, грифов, летающих драконов и других фантастических украшений геральдики имеют в качестве своих прототипов ископаемые останки вымерших задолго до появления человека животных и следовательно «указывают на смутное знание раннего органического состояния». Индийцы воображали, что Земля покоится на слоне, слон на черепахе, а черепаха на змее; и хотя это может показаться чистым совпадением, но недавно найденные останки древней черепахи показали, что она достаточно велика, чтобы на ней мог поместиться слон. Признаюсь, я лишь частично верю в эти дикие фантазии, выходящие за пределы реальности. Их можно отнести к тончайшим творениям интеллекта.
Другими словами, все достойное обладает дикостью и свободой. Возьмите, например, звук трубы в летнюю ночь, которая напоминает крик дикого зверя в лесу. Дайте мне диких людей, не усмиренных цивилизацией. Дикость дикаря несравнима с ужасающей дикостью цивилизованных людей.
1862
____________________
Перевод по изданию: The Green Studies Reader: From Romantism to Ecocriticism/Ed. by Laurence Coup (Routledge, 2000), Henri David Thoreau, Writing the Wilderness, p.23-25.
Свидетельство о публикации №110120605555
Дикость -- это про меня! И мечтаю и в фантазии верю.
Моё нормальное состояние. Что поделать...
:О))
Студенцова Ольга Андреевна 06.12.2010 19:08 Заявить о нарушении