Азбука из милоша

ВААЛ.
Летом 1862 Достоевский путешествовал по Франции и Англии, и эта поездка обеспечила его материалом для написания коротких «Зимних заметок о летних впечатлениях». Глава пятая,  о Лондоне, названа "Ваал", потому что ему показалось, будто людей жертвовали этому богу Сирии и Ханаана, имя которого переводится как просто "бог". Никто, даже Диккенс на самых мрачных своих страницах, не сказал такие ужасные вещи, которые Достоевский сообщил о тогдашней столице капитализма. Конечно же, как у русского, у него были причины не любить Запад, но его моральное негодование настолько сильно, а его описания, настолько реалистичны, что трудно не поверить им. Бедность, оцепенение, вызванное тяжелой работой, алкоголизм, орды проституток, многие из которых были несовершеннолетними, доказывали, что высшие сословия  Англии приносили в жертву этих людей Ваалу денег. И не удивительно, что пророчество Карла Маркса, родившееся в том же самом Лондоне, было настолько мстительно - властным. Потому что явно ниже человеческого достоинства - подчиниться естественному закону, гласящему, "ешь или будешь съеденным". Мои твёрдые социалистические убеждения произросли из размышлений о  миллионах человеческих жизней, втоптанных в грязь. Правда, можно сомневаться, получат ли те, кто был растоптан, какое-либо удовольствие, узнав о тех других миллионах, которые должны умереть в Гулаге.
Другой русский, Максим Горький, посетил Нью-Йорк в самом начале двадцатого века и изложил свои впечатления в очерке «Город Желтого Дьявола» (имея в виду доллар). Когда я прочёл тот очерк, я посчитал, что он преувеличил, но не очень сильно. Но «Город желтого Дьявола» Нью-Йорк походил тогда и многие из этих особенностей сохранились до сегодняшнего дня. Позже, Горький посетил Соловки и вежливо не заметил, что он посетил лагерь смерти.

ANUS  MUNDI 
(Анус Мира)  Некий немец, так назвал Польшу в 1942 г.. Я провел военные годы там и после этого, многие годы, пытался понять, что же это такое - нести этот опыт в себе. Как хорошо известно, философ Адорно сказал, что нельзя писать лирические стихи после Аушвица, а философ Эммануель Левинас назвал 1941 год, как дату, когда Бог "покинул" нас. Стоит принять во внимание, что я написал идиллические стихи, "Мир" и многие другие, в самом центре Ануса Мира, и ни в коем случае не от незнания. Должен ли я быть осужден за это? Вполне возможно, но было бы хорошо, написать речи для обвинения и защиты.
Ужас – объективная закономерность мира живых существ, и цивилизация заинтересована в маскировке этой правды. Литература и искусство очищают и украшают, и если они будут изображать голую действительность, о которой все подозревают, хотя мы всеми силами сопротивляемся этому знанию, никто не смог бы вынести этого. Западную Европу можно обвинить в обмане цивилизации. Во время промышленной революции и Индустриализации, она жертвовала людей Ваалу Прогресса; затем окопной войне. Давным-давно, я читал рукопись некоего г. Ульриха, сражавшегося в Вердене в немецкой пехоте. А люди, которые были депортированы в Аушвиц, но воды забвения поглотили все их муки и смерть? У привычки к цивилизации есть странная устойчивость и немцы, в занятой Западной Европе были несколько смущены и скрывали свои  цели, в то время, как в Польше, они действовали совершенно открыто. Это было настолько  бесчеловечно и непонятно, что многие ошеломленно кричали: "Это невозможно!" и все же, это случилось. Но те, кто объявляет, что Бог "оставил нас в 1941", действуют как защитники болеутоляющей цивилизации. Разве история человечества, это не тысячелетия взаимных убийств? Не говоря уже о естественных катастрофах, таких как чума, истребившая Европу в четырнадцатом столетии или тех аспектах человеческой жизни, которым не нужна великая арена, чтобы показать их подобострастие к законам земли. Жизни не нравится смерть. Тело, пока оно в состоянии, сопротивляется смерти сокращениями сердца и теплотой вращающейся крови. Нежные стихи, написанные посреди ужаса, служат жизни; они - бунт тела против распада. Они - песни, или заклинания, подразумевающие, что на мгновение ужас должен исчезнуть и должна воссиять гармония - гармония цивилизации или гармония детского мира. Они успокаивают нас, давая нам уверенность, что всё, что происходит в Анусе Мира - преходящее,  и только гармония устойчива — успокаивают, но не убеждают.


Рецензии