Нг exlibris памяти белы

Амстердам Замок Вааг 1997 После выступления Ахмадулина, Мессерер, Кедров,Вестейн,
Айги


Тень тепла
Она так и не состарилась
2010-12-02 / Константин Александрович Кедров - поэт, философ, член исполкома Российского ПЕН-клуба.

поэзия, стихи / Одна из женских ипостасей русской поэзии.Фото РИА Новости
Одна из женских ипостасей русской поэзии.
Фото РИА Новости

Сейчас вспоминаю первую встречу в Казанском университете. Мы слушали Беллу и читали ей свои стихи где-то в 1964 году. Она была по тогдашней моде в свитере и с высокой прической «домиком». Потом в гостинице «Казань» где-то за полночь она стала дарить нам, молодым поэтам, модный тогда и единственный сувенир – пластмассового Буратино. На каждом написала свои автографы. Он хранился у меня до 90-х годов, пока совсем не рассыпался. А читала она дивную поэму о дожде, который сквозь крышу прорвался в дом и его не могли собрать никакими половыми тряпками. Поэзия Беллы – это и есть такой вечный весенний ливень. Критика часто упрекала ее в молчании, а она больше всего боялась празднословия.

В 1997-м вместе с Беллой, Мессерером, Айги летим в Амстердам и читаем стихи в замке Вааг, там, где Рембрандт написал свою гениальную картину «Анатомический театр». Белла в своей любимой черной широкополой шляпе. Она ей очень к лицу и как-то по-голландски подсвечивается бликами амстердамских каналов. А стихи все такие же, как тогда в юности и в «Юности». Слава богу, она так и не состарилась. В поэзии время движется как-то поперек. Может, в этом вся магия и притягательность. Мне было совершенно все равно, читает она стихи или просто что-то говорит. Границы между поэзией и непоэзией не было, потому что во всем была только поэзия. Еще помню ночь после юбилея Семена Кирсанова у его вдовы. Где-то под утро Юрий Левитанский открывает единственную оставшуюся в доме банку паштета и ест по-фронтовому пальцем. А Белла, как всегда, читает и одновременно что-то рассказывает, срывает со своей руки кольцо с брильянтиком и дарит его актрисе, декламирующей стихи любимого нами Семена Кирсанова, а рядом, как всегда, Мессерер, спокойный, невозмутимый.
Также в разделе:
Дар ангельского свойства
Памяти Беллы Ахмадулиной
Однажды в декабре
Далекий мельк огня
Тень тепла
Она так и не состарилась
Богиня русской поэзии
Пришла и говорила

Потом одна из последних встреч. Сидим на кухне в ее московской квартире. Она все время пытается чем-то накормить, а я пытаюсь превратить это в связную беседу. Но какое там – сплошное стихотворение. Белла рассказывает про черную ворону, с которой она в контакте, часто повторяет строку из Пушкина «не дай мне бог сойти с ума», все время говорит о недавно ушедшем Булатике и о крестике, который он, атеист, ей подарил. Со словами «поэт должен накормить поэта» Белла пытается сделать мне бутерброд. Сыр, нож и хлеб разлетаются по комнате. Хорошо, что вовремя пришел Мессерер и привел все в относительную гармонию. Я ем бутерброд и все время вспоминаю ее гениальное стихотворение про Мандельштама. Во сне Белла кормит его какой-то сладостью и плачет.

Стихи – это еще не вся поэзия. Вся поэзия – это сам человек. Не похожая ни на Ахматову, ни на Цветаеву, она, конечно, одна из трех женских ипостасей русской поэзии. Она протягивает руки навстречу залу, словно выпадая из шерстяных шестидесятнических доспехов, – «Иди ко мне! Играй со мной в игру» – и летит, летит к нам навстречу.

Белла! Я будто поверил, что ты... Ушла.
Что ж, притворюсь, что тебя уже вправду...Нет.
Только осталась волна твоего тепла,
То ли от света тень, то ли от тени свет...
Здравствуйте, константин!
Lorina Todorova прокомментировала вашу ссылка.
Lorina написала: Она и не могла состариться , "Тень - тепла" - представленный Вами портрет БЕЛЛЬІ через эллипс с несовместимыми элементами в настоящем времени, создают впечатление вечной статичности ЕЕ образа. Образа созданного на приеме "прогрессивного двежения мысли" с употреблением двух эллипсов с элементом смены инцидентного ряда :"СВЕТА ТЕНЬ образ сегодняшнего восприятия Бэллы - "ТЕНИ - СВЕТ" - образ вечности , обращенный в будущее. Г.Гийом, утверждает, что настоящее время не существует. Оно представляет пунктирный сегмент вставленный между сегментом прошедшего времени, т.е. реализованного и сегментом будущего времени, должным реализоваться.Прекрасный портрет поэтессы дополняется эллиптическими деталями, реферирующими к идеи вечной экзистенциальности ( экзистенции ) с обобщенными силлогизмами :" Стихи - это еще не вся поэзия. Вся поэзия - это сам человек" Браво, г-н Кедров - вот обобщенный образ ПОЭТА, т.е. Суперфразовый образ вечности гениального творчества гениального Творца - прием тот же : эллипс в настоящем времени, прогрессивное движение мысли, что способствует метафоризац;ии образа, восходящая градация! Очень сильный момент в конце : Ваше обращение к "Тени - тепла": "Иди ко мне! Играй, Белла! Я будто поверил, что ты ...Ушла." два коротких предложения в императиве - обращение к НЕЙ, последованные предложением с нарушением функциональности или, как определяет Реизов, "провалом" ,т.е. три точки - пауза, момент остранения (термин Шкловского ) - КАКОЙ Вы, КОНСТАНТИН КЕДРОВ видите ЕЕ? живой! нет! прекрасной!..."Ушла"- Ваше мысль не закончена...Константин, Вы факир! Создать ТАКОЙ портрет БЕССМЕРТИЯ можете только Вы! благодарю! Лорина

See the comment thread

Ответьте на это письмо, чтобы оставить комментарий к этой ссылке.

Спасибо,
Команда Facebook


Рецензии