О пошлости в литературе и искусстве

На заре своей сознательной жизни, когда только пробудился у меня интерес к художественному творчеству, созерцанию и оценке прекрасного во всех его проявлениях, наткнулся я на замечание, по-моему, Алексея Максимовича Горького о том, что характерным свойством, смыслоопределяющей чертой личности и творчества А.П. Чехова являлось крайнее неприятие и отторжение по отношению к пошлости всех мастей и сортов. Размышляя над тем, что есть такое – пошлость, со временем и я пришёл к тому, чтобы пошлость в свою жизнь, по возможности, не допускать и держаться в стороне от людей пошлых. Разобраться в понятиях, поскольку и самый термин «пошлость» ввиду частого употребления стал пошлым, и предстоит в этой статье.

Используя в качестве основного метода доказательство от противного, замечу, что пошлость не есть свойство ума или характера человека, ибо характер предоставляется человеку природой (противу которой спорить бессмысленно), а вот ум пошлым никак быть не может, ибо у каждого человека склад этого самого ума особенный и неповторимый.

Пошлость, вопреки расхожему мнению, не тождественна и похабщине. Скажем, вот анекдот про поручика Ржевского: «”*******ская ****опроёбина”, - сказал поручик Ржевский, после чего грязно выругался». Сей образчик народного юмора, безусловно, является форменной похабщиной, однако на пошлость не претендует, ибо, где Вы видели, чтобы в повседневной жизни люди так выражались? Это скорее явление маргинальное и с претензией на творчество в области словообразования великого и могучего.

Пошлость, как это ни покажется странно, не является признаком ограниченности или скудомыслия, поскольку даже образованный и благовоспитанный человек вынужден при встрече пожимать руку, здороваться и интересоваться, как дела у его визави. Он же обязан извиняться, просить разрешения и т. п.

Пошлость также не есть вызов или вид протестного поведения в отношении социума хотя бы потому, что общество само творит и кодифицирует пошлости. Но пошлость нельзя назвать и слепым следованием общественной практике, оттого что, во-первых, и общество, и его практика постоянно изменяемы, и, во-вторых, такое поведение можно считать скорее сортом глупости, а не пошлостью.

Что же тогда есть пошлость, в чём она проявляется? Пошло считать передвижников в России и импрессионистов на Западе вершиной мирового искусства. Пошло, никогда не читав, ненавидеть Горького, Фадеева и Шолохова только за то, что на их произведениях строилась советская машина идеологического подавления. Пошло лицеприятно восхвалять действующее правительство или правящую партию. Но пошло и поливать их грязью и помоями, не считаясь со здравым смыслом и тем малым благом, которое они всё-таки могут приносить обществу. Пошло считать лучшим подарком женщине на 8 марта букет дорогих красных роз. Но и пошло любить, когда тебе дарят дорогие красные розы. Пошло вспоминать о возвышенной и магической природе женщины только в канун 8 марта. Пошло желать человеку здоровья, счастья, богатства и семейного благополучия на день рождения. Но и пошло завидовать успехам человека, принижать его реальные заслуги и достоинства. Пошло отстаивать свои вкусы в качестве эталона, мерила эстетического. Но и пошло вовсе не иметь вкуса. Пошло убеждать окружающих в том, что Вы верите в Бога, и что Ваш Бог – истинный, и что Ваш Бог Вам помогает. Пошло ни во что не верить, прикрываясь бреднями о человеческом разуме, прогрессе науки, уверенности в собственных силах, судьбе и роке. Пошло зятю недолюбливать тёщу, но и пошло любить тёщу настолько демонстративно, чтобы показать всем себя в качестве из ряда вон выходящего примера. Пошло быть эгоистом (или стервой) и основываться в своей деятельности лишь на достижении своекорыстных сиюминутных целей. Но пошло также быть альтруистом и всякий раз скидывать с себя последнюю рубашку, забывая о нуждах своей семьи, близких, друзей, в мечте о попадании в топ-лист книги рекордов Гиннесса или сонм христианских святых. Пошло сравнивать Солнце с золотом, объект своей любви с Солнцем и т. д. Пошло бухать в стране, где 51% мужчин и 39% женщин являются хроническими алкоголиками. Но пошло и вовсе не пить просто потому, что не хочется сравняться с массою русского быдла…

Итак, резюмируя вышесказанное, я констатирую, что пошлостью называется любой сорт конформизма, преклонения перед опытом, практикой, сложившейся ситуацией, языковой и художественной атмосферой, перед конъюнктурой в любых её видах. Но не менее пошлым является и нонконформизм в форме бунта, контркультуры, альтернативы, постмодернистского стёба и положения с прибором на все общественные установления и нормы, то есть любая осознанная и целенаправленная девиация. Нет ничего удивительного в таком странном раскладе, ибо здесь работает универсальный диалектический закон. Наиболее ясно, на мой взгляд, он сформулирован в максиме англичанина Б. Шоу – «служащий королю и бросающий в него бомбу, оба – идолопоклонники».

Собственно, в поклонении идолам, служении предрассудкам путём поддержания их или борьбы с ними, и проявляется наглядно пошлятина в искусстве и литературе. А корнем всему, отсутствие собственной головы на плечах. Нет, государи мои, я готов согласиться с вами, что квадрат Малевича – шедевр и имеет множество великих смыслов, однако на эту тему я прежде должен рассудить по своему разумению, и по своей культуре, а механическая свалка ваших аргументов, взывание к моей совести и авторитетам, ваша образованность в этой сфере и убедительность ваших доводов – тут ни при чём. «Лучше быть, чем казаться», - гласит латинская пословица. Стало быть, лекарством от пошлости в нашем деле, да и в жизни вообще служит умение быть собой, если проще и конкретнее – умение мыслить, чтобы за каждым нашим словом и поступком, будь то банальное «спасибо» или «с уважением» или же длинная многомудрая тирада, стояли наши собственные мысли, чувства и желания, чтобы за каждым «здравствуйте» угадывалось наше неповторимое, уникальное, никогда до нас не созданное и никогда после нас не предполагающееся – Я.


Рецензии
Я понимаю, что ПОШЛОСТЬ многогранна и как искусство, и как преступление. И каждый имеет право судить и рассуждать об этом по своему Разуму, даже извращённому, если это не оскорбительно для Государственных установок и Законов. Поэтому по статье возражений нет. Разве что о "поливании грязью" власти, которая всё-таки может приносить кое-какую пользу. Напрашивается ассоциация с примером из когда-то прочитанного о жалости к скотине, которую надо зарезать так, чтобы ей "было НЕ БОЛЬНО". Или о жалости палача, когда наказуемого усыпляют, чтобы отрубить ему голову. И ещё о "мировом" признании шедевром "квадрата" Малевича: Это не что иное, как публичная и официальная демонстрации сказки Е.Шварца "Голый король" с намёком, что ИДИОТИЗМ "покупаемых" судей и БЕЗГРАНИЧНОЕ холуйство зависимых лиц вполне реальны в НАШИ дни. Ю.М.

Юрий Михайленко   11.05.2022 17:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.