Как правильно вести себя с ребёнком, дидактика

...чтобы он вырос развитой личностью, обеспечить ему радость бытия и познания мира?
                Ребёнок 2-3 лет интенсивно овладевает речью, общением, культурой мышления. Программы, заложенные в него в этот период, работают всю оставшуюся жизнь.  Умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает, благодаря сложности взаимодействия с окружающей с действительностью. Душевная жизнь начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим" дитятю по своему образу и подобию. Вывод один: духовно обогащённое окружение - главное условие интеллектуального и нравственно-этического развития личности ребёнка.
                В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что  устоявшееся научное название периода второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) - "Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть "посеяны" уже на втором году жизни.   Лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская нервность.
                Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него.
                Не требуйте от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Запреты и наказания за шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.  Покажите, что Вам плохо от его действий, «заплачьте», в конце концов, так, чтобы он поверил. Это очень сильный приём, пользуйтесь им только в крайнем случае. Но обязательно дайте понять, что Вам – «плохо». 
               В этом возрасте они ещё не чувствуют полутонов эмоционального состояния ни у себя, ни у родителей.  Только «хорошо» или «плохо». Зато в ощущении разницы, между этими двумя категориями, они очень точны. Не удивляйтесь, если заметите, что Ваше плохое настроение передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.
            Всё в ваших руках. 
Хотите контролировать ребёнка – контролируйте себя.
Хотите развивать ребёнка – развивайтесь вместе с ним.

Соавтор: Александрова Ирина Александровна


Рецензии