Не праздное

Не праздное

В искусстве есть специфические не праздные понятия. Не праздные не с точки зрения морали (честь, благо, стыд и пр.) или философии (смысл жизни, смысл самой культуры, искусства и т. д.), а именно с точки зрения самого художественного искусства (неважно какого его вида), культуры. Одно из таких понятий – «гениальность». И, как его антитеза – бездарность или графоманство. Это одна из основополагающих категориальных величин. Можно сказать, что сама философская теория искусства, его сущности и насущности для человека держится на этой величине. Поэтому художнику, а тем более литератору - глупо бояться этого слова. Более того - он обязан его знать, знать всё, что оно собой несёт, знать все возможные на него взгляды, и, самое главное (если он мнит себя талантливым) - иметь свой взгляд, свою точку зрения, своё мнение по этому поводу. Сформулированное, аргументированное, выстраданное. Такое же мнение надо иметь по всем основополагающим словам, терминам и понятиям, которые являются основой того занятия, которым ты занимаешься, чтобы чувствовать себя если и не профессионалом, то хотя бы полноценным участником процесса, особенно если это занятие относится к такому неутилитарному и маловразумительному с практической точки зрения виду деятельности человеческой, как искусство. Здравый, нормальный человек отличается от мудака тем, что осознаёт что и зачем делает, может ставить перед собой цели, находить способы их достижения, энергию и силы для движения в направлении поставленных целей. Грубо говоря, знать, владеть – это-то и проистекает из умения сформулировать. К литературе это относится в первую очередь. Актёр должен уметь показать, сыграть, прожить, обмануть, разыграть, художник должен уметь изобразить, передать в цвете, в линии, скульптор - то же самое - в объёме, архитектор - в пространстве, композитор - в звуке - тембре, высоте, долготе, ритме, музыкант - в том, что ему дал композитор, плюс музыкальный инструмент, режиссёр - через актёров, пространство, линии, цвета, объёмы, запахи, звуки и пр. Этим они все друг от друга отличаются. Литератор от них отличается тем, что формулирует. Что формулирует – художественные образы, своё личное отношение ко времени и пространству, выраженное соответствующим способом. Но это отдельная тема…
Про саму гениальность... Да всё просто. Существуют индивидуумы. Все мы рождаемся как индивидуумы с набором способностей. Если мы начинаем развивать себя - мы можем превратиться в личность. Если мы развиваем свои способности - мы можем дорасти до таланта (от рождения дара не бывает, только клинические случаи и прочие мутации). И то и другое происходит на основе одного закона - объединения трёх качеств - способности к целеполаганию, к целенаправленной деятельности и к целереализации. На каком-то этапе личность и талант смыкаются. Нельзя быть бездарной высокоорганизованной личностью, и нельзя быть талантом, лишённым личностного начала. Получается - талант - это масштаб личности, а личность - это масштаб таланта. Гений - это всего лишь достаточновысокая степень развитости личности и таланта. И всё. Для дикаря и ученик первого класса - гений, а для таких как Губанов, Высоцкий, Дягилева, Моррисон, Башлачёв - гениев уже практически не существует... Т.е. на какой-то стадии их развития - для них перестают существовать гении, им всё понятно как сделано, кем, зачем, для чего, почему, когда... Всё становится слишком понятным, слишком предсказуемым, ожидаемым, праздным... Слишком страшно, тяжело, одиноко подобное перенести отдельно взятой, пусть и гения, психике... Потому-то и быстро сгорают все те, кого обыватели, задрав от удивления головы, чтут гениями…
Чаще всего - посмертно...


Рецензии