Ген сибирского характера. 4. Совпадение тотемов
Несмотря на гибель Ермака, Кучуму не удалось и в дальнейшем противодействовать успешному продвижению казаков. И, кто знает, может быть, причины таким образом сработавшего на пользу похода «встреч солнцу» нужно искать в смутных глубинах коллективного бессознательного сибирских аборигенов? Тотем медведя отнюдь не чужд был и казакам с повадками «берсерков»(неистовых викингов в медвежьих шкурах). А вот когда один испанец увидел в качестве божества морду зверя из семейства кошачьих, эта горгулия языческого капища вызвала в нем непреодолимое отвращение. Существенная разница в восприятии.
Каким–то образом происходило братание русских пришельцев с остяками, вогулами, селькупами, кетами, обитателями татарских улусов. Почему-то абориген имел резоны для того, чтобы объединиться с пришлыми казаками против своего ненасытного начальства. Не похлопывал ли мансийский вождь дружественно по плечу царского посланца из-за Уральского Камня, называя его «русским медведем»? Не надо забывать и того, что казаки были такими же страстными охотниками и рыболовами, как и ханты, манси, селькупы. И хотя пришли они по государеву велению, ортодоксальными «государственниками» их вряд ли можно было назвать, ведь они были порождением казачьей вольницы с ее стойкими представлениями о народной демократии и справедливости. Вот и еще точки сближения.
Важно было и не допускать перегибов во время присоединения завоеванных. Не потому ли религиозный ритуал перехода в подданные православному царю подменялся воинским? В знак верности русскому самодержцу заставляли целовать казацкую саблю.
Алтайские легенды повествуют об Эрлике и Ульгене – Зевсе и Хароне верований верхнеообских племен. Герои алтайского эпоса совершают дорогие сердцу простого люда подвиги «под приглядом» этих богов. Образ казака-конкистадора вполне мог вписаться в подобные представления. Тем более, что истинный рыцарь(даже если его, как Ивана Кольцо, приговорили к плахе), жесток только в бою, а в перерыве между сечами – готов делиться своими победами с побежденными вполне в духе отказывающихся от всего мирского нищенствующих монахов. Не сбросишь со счетов и того, что Ермак в конце концов стал проводником «расширительной» политики наихристианнейшего Ивана Грозного. Иоанн прославился не только войнами с Ливонией или истреблением бояр, но и дипломатическими «ходами» сватовства к монаршим дамам европейских королевских домов.
Да, Иоанн Великий карал огнем и мечом. Но и он же проявлял изощренную куртуазность в искусстве сочинения писем Курбскому, бывал непредсказуем в умении миловать приговоренных. Он великодушно амнистировал Ивана Кольцо, которому вменялось «воровство» за уничтожение направлявшейся в Москву ногайской миссии. Пожалуй, и Ермак не мог отказать себе в удовольствии не только казнить, но и миловать, ведь он был подданным своего великого самодержца. И в момент зенита славы, без сомнения, представлял собою величину близкую по значимости Малюте Скуратову с его опричным орденом метлы(символ ведьмы) и собачьей головы( напоминающей о «псах бога»- доминиканцах). Мобильная инквизиция чуждого рутинного иезуитского делопроизводства опричного войска – чем не «зеркальное отображение» «силовой структуры», возглавленной Ермаком? Правда, задачи этих «экспедиционных корпусов» были диаметрально противоположными – опричное войско направлялось на объединение путем жестокого подавления внутренних «оппонентов», ватага Ермака на присоединение внешних земель. И то, что к православным были применены более жесткие меры, чем к инородцам – удивительно ли? Мансийский шаман не претендовал на роль архиепископа. В то время как мятежный боярин был прямой угрозой трону. Бесспорно, здравый смысл при столкновении экспедиции с местным населением торжествовал еще и потому, что Ермак(Скуратов наоборот) забрался слишком далеко, и контролировать его действия Грозному было так же сложно, как и маршруты конкистадорских галеонов испанской короне. Писарро шел за сокровищами Инков. Ермак за таежной пушниной. И принимая те или иные решения, они исходили не столько из приказов центра, сколько из собственных представлений о благе.
Свидетельство о публикации №110112707906
Без гена культуры:
Хоть верьте-не верьте,
Чужой мозг – не щуры..
Денис Побединский 06.04.2018 15:21 Заявить о нарушении