Об одном

Не одному совсем не просто быть,
Женатый ты иль холостой.
Так помоги поэту, Господи,
Гомер, Есенин и Толстой.

Для Аполлона бельведер готов,
Для Музы стол и свечка, но -
Ты Пушкин - значит, ты не Лермонтов,
Одно, не всё, тебе дано.

Тома на полках не прополоты,
По строкам не пройтись косе.
Ты избран - стало быть, не полон ты,
Ты лучший - значит, ты не все.

Из эгоизма вряд ли вырулим,
Быть одному - Адамов грех.
Тут каждый так конфигурирован,
А кто поэт - однее всех.

И пусть манеры не в Версаль нести,
Пусть во грехах, а не в шелках,
Я так хочу универсальности,
Не в жизни, Боже, так в стихах.

Иль раздвоюсь в шизофрении я,
Или развоюсь, одержим.
Прошу я с миром перемирия,
Чтоб быть в троичности одним.


Рецензии
Сравню Есенина с Гомером,
себя - с английским важным пэром.
Скажу, что Лев Толстой не лев,
а львёнок, что литература -
мираж в пустыне или блеф,
или, как пуля, просто дура.
. . . . . . . . . . . . . . .
Сравнив себя со Львом Толстым
я со стыда нырну в кусты.

Николай Лукка   24.11.2012 17:24     Заявить о нарушении
О, а для меня Гомер, Есенин и Толстой здесь - нечто вроде иконы "Отечество" в Третьяковке -

http://img-fotki.yandex.ru/get/25/liblion.f6/0_168b0_1b8fcdb_XL

большоой бородатый Лев держит на коленях золотоголового малыша - а Гомер излетает из первого через последнего.

Касательно же сравнений - тут очень хитрая штука вырисовывается.
Любой гладко пишущий посредственный автор и вправду лучше Толстого или Гоголя - в чем-то лучше - ну, хоть во гладкости - ни Толстой, ни Гоголь не гладки, не ровны (Катков был прав, желая "Анну Каренину" печатать без эпилога). Т.е. посредственность чем-то Толстого и Гоголя да превзойдет - может быть, всем - кроме гения, который у них был, а у посредственности - нет, и который не вытрудишь и не выучишь и даже не вымолишь у Господа.

Гоголь и Толстой берут чем-то, что - "Икс", и - "ах!", и - голова у тебя вздергивается кверху и рот раскрывается, а подумать, что это было - так сразу и не скажешь. Но можно отучить голову вздергиваться, и рот - раскрываться, и тогда покажется, что в Гоголе и Толстом ничего особенного и нет, а литература - дура.

Где-то так.

Мария Москалева   25.11.2012 11:20   Заявить о нарушении
Нет, любой, пишущий гладко (а они все пишут и "сладко"),
будь то писатель или художник, тоже пишущий гладко и как бы
"лижущий" кистью свои холсты, - хуже пишущих совсем не гладко
Гоголя, Рембрандта, Стендаля или Франса Хальса.

Николай Лукка   25.11.2012 12:24   Заявить о нарушении
Да; но я - о том, что какое-нибудь корявое место у Толстого (у него есть корявые) действительно хуже какого-нибудь гладкого места у, скажем, Данилевского - что и дает возможность всем Данилевским мира, будь у них желание (а желание всегда есть) ткнуть пальцем во свое гладкое и его корявое и возопить: ну и где ж тут гений!

Я - об этом: нерешаемая проблема (разве что Данилевский увидит, где тут гений, и замолчит - но возопит другой Данилевский, и т.д.)

Мария Москалева   25.11.2012 12:40   Заявить о нарушении
Хотелось бы добавить к уже сказанному, но кратко.
И Тициан (особенно поздний Тициан) писал совсем не гладко.
Взгляните хотя бы на его эрмитажного "Святого Себастьяна".
Вы могли бы сказать, что Рафаэль писал гладко.
Да, но не "сладко", как, впрочем, и Лепнардо да Винчи или
учитель Рафаэля Пьетро Перуджино, или Сандро Боттичелли.
А уж кто как не Франсиско Гойя пришёл к совершенно не
гладкому письму! Кстати, Пушкин тоже пишет (взять хоть его
"Евгения Онегина") довольно "гладко", но не "сладко".
А в его "гладких", но не "сладких" эпиграммах приходится
не очень сладко его недругам

Николай Лукка   25.11.2012 12:46   Заявить о нарушении
Пусть возопят все вместе взятые данилевские, что с того?
Время неумолимое всех поставит на свои места.
И все шиловы вместе взятые пишут гладко и сладко! И это - не беда!
Зато Франсуа Вийон, поэт Позднего средневековья, "мягко стелет,
да жёстко спать!", хотя прошло более 500 лет, как он исчез с лица
земли навеки.

Николай Лукка   25.11.2012 13:05   Заявить о нарушении
Да вот же, надеются обычно на время - но не пощадило же оно греческой живописи, и Апеллес для нас так же легендарен, как Аполлон.
Я на вечность надеюсь, которую Вийон наследует - а Шилов - нет.
И опять же, сами понимаете, гладкость - прием, один из легко усвояемых-усваиваемых приемов; в хороших руках - хороша, в дурных - дурна. Да и корявость легко перенять и применять как прием (применяют), просто широко платящая публика предпочитает пока что гладкость.

Тут никак не рационализируешь (если бы рационализировалось, можно было бы легко доказать автору плохих стихов, что его стихи плохие, а этого не докажешь).

Но вечность - в силе.

Мария Москалева   25.11.2012 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.