дуэль первая... итоги

Здесь будут подведены итоги...

После чего я, как и обещала, независимо от результата, отправлю на электронный адрес Сергея Вебера Диплом Дуэлянта.

ХРОНОЛОГИЯ ДУЭЛИ:


Предисловие к ней здесь: http://www.stihi.ru/2010/11/24/6623

Ровно в 20.00 размещено это:

Пришла зима. Замёрзли речки
Савл Христодав 3-59
http://stihi.ru/2010/11/24/7212

Последняя строка:

"В церковный превратятся прах"...



ПЕРВЫЙ ВЫСТРЕЛ (СЛАДЕНЬКО):

В церковный превратятся прах... останки избранных святейших.
Абзац истории новейшей – от красной строчки сеять страх.
А что потом, за той чертой, за грубой кожей коленкора?
Изведать таинство не скоро случится тем, кто молодой.

Но как обманчивы года, катаясь в чётках у судьбины...
Вчера беспечностью знобило, сегодня - «вместе навсегда»,
«покушать», «спать», «иди готовь»… И много прочих словоблудий.
Что ни глава, то гибнут люди и в прах прессуется любовь.

А завтра… страшно говорить – финал в тоскливых посиделках,
где в новом танце скороспелка предъявит миру ту же прыть,
что я когда-то не смогла дооткаблучивать ногами…
И завтра… я так полагаю – отмироточит мной смола.



ВТОРОЙ ВЫСТРЕЛ (ВЕБЕР):

Лишь обречённая листва, покроет скорбь могилы,
Там, где покоюсь я, во чреве ямы стылой.
А после снегом заметёт, лишь крест виднеться будет.
Продёт всего-то две весны и все меня забудят

И будешь счастлив ты, но не со мной.
Найдёшь утеху ты с другою, молодой.
Захочешь ты её ласкать и целовать.
Не станешь больше обо мне, вспоминать.

Всё это будет знаю, а теперь.
Люби ласкай меня, и мни буд-то зверь.
Мы все умрём, так-что об этом тужить.
Умрём потом, ну а сейчас нужно жить!



ТРЕТИЙ ВЫСТРЕЛ (СЛАДЕНЬКО):

Умрём потом, ну а сейчас...
нужно жить!
Ломать устои недовольства и стенанья -
не овцы мы, чтоб топать на закланье,
покорно подставляясь под ножи.

Любить детей, животных, строить дом,
сажать соседа-выпивоху и деревья.
И разглагольствовать в семнадцати мгновеньях
весны о перспективах и былом.

Цедить вино и ссуды брать взаём,
по бутикам нестись, разнашивая тапки...
Когда в финале подобьём дела и бабки -
счастливые, с достоинством помрём!



ЧЕТВЁРТЫЙ ВЫСТРЕЛ (ВЕБЕР):

Счастливые с достоинством помрём.
Отправимся в дорогу в бесконечность.
Заснём своим коротким, вечным сном.
Ведь, что для вечности смешная наша вечность?

Предстанем мы без плоти пред судом.
Осилив бесконечную дорогу.
Он вынесет вердикт о том,
Кому-то в тьму, кому-то к Богу.

А после будет поздно горевать.
Что поступал порой не так, как надо.
Любил других при жизни осорблять?
А значит ты достоин Ада...



ПЯТЫЙ ВЫСТРЕЛ (СЛАДЕНЬКО):

А значит ты достоен ада,
а мне роднее тёплый рай.
Со мной тебе давно нет сладу...
И мне с тобой - хоть помирай.

С годами слюбится? Не знаю.
Шептали: "Стерпится"... Увы.
Всегда рискует тот, кто с краю
идёт под рокотом молвы.

Канатоходец без страховки,
парламентарий без флажка...
Ты Арлекином был неловким.
Я - Коломбина от горшка.

Со мною просто и опасно,
с тобою сложно и легко...
По пустякам мы не согласны.
Всё перебежками, ползком.

Но так и быть - тебе прощаю
всех баб расфранченный парад.
На небесах не угрожает
твоя судьба - германский ад.

Эдем: ни войн, ни оскорблений.
Благоуханья много лет.
Но здесь не выдержит Арбенин.
Увы, в раю дуэлей нет!



ШЕСТОЙ ВЫСТРЕЛ (ВЕБЕР):

Увы в Раю дуэлей нет, да я об этом не жалею.
Зачем читать там чей-то бред? Ведь головой я не болею.
В ладу и с миром и людьми, живу я в городе старинном.
А кое-кто живёт в Перьми, и с языком ужасно длинным.

Язык ему мешает жить, мороки с ним ему не мало.
В помойке иногда лежит, потом болтает, что попало.
Но, что мне он, пускай лепечет.
И болтунов ведь время лечит...


Рецензии
Фима Жиганец (Александр Сидоров)
ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ

*****Заранее приношу свои извинения дуэлянтам за предельную откровенность. Но иначе и смысла не было браться. Ничего личного, как говорится.*****

Прежде чем высказать своё мнение – не решение, не вердикт, но лишь частное мнение, - дозвольте пару слов без протокола, как говаривал персонаж Высоцкого.

Дело в том, что я терпеть не могу стихотворных дуэлей. Я считаю их абсолютно бессмысленными.

Что выяснять? «Я лучше тебя пишу», «я талантливее тебя», «я могу быстрее сочинить нечто внятное»?

Прежде всего, автор, считающий себя поэтом, должен быть самодостаточен. Что это значит? Это значит, что он никому ничего не должен доказывать. Если ты кому-то что-то пытаешься доказать, - ты уже проиграл. Изначально.

Я, например, вообще не принимаю вызова на любую дуэль от кого бы то ни было. Мне это смешно. И кто бы как бы к этому ни относился – мне глубоко плевать. И вовсе не потому, что я не могу писать экспромты или стихи на тему. Это – детское занятие, не требующее особых усилий. На стихире я занимался этим лишь однажды, в конкурсе Виктора Авина по его приглашению. И больше не стану. Мне неинтересно. Доказывать свою состоятельность, на мой взгляд, нужно не рифмованными игрищами, не буриме, не экспромтами и прочим. Нужно просто писать хорошие стихи. Я не могу представить, чтобы меня вызвал на дуэль, скажем, Игорь Царёв, Олег Горшков, Саша Брятов и т.д. Для них поэзия – не выяснение отношений, а нечто большее.

В поэтическом конкурсе, в поэтической дуэли приблизительно равных соперников чаще всего побеждает субъективизм судей.

А вызывать на дуэль заведомо более слабого – неприлично.

В жизни дуэль – это защита чести ценою жизни. Перенесённая на поэтическую почву, она превращается в нечто подобное базарной потасовке. Я докажу! Я лучше! Я ловчее!

Да никто никому никогда ничего этим не докажет. Кувыркание двух «рыжих» на цирковом ковре.

Понимаю, что всё это может прозвучать обидно для участников нынешней дуэли. Однако я счёл это предисловие обязательным.

Кто бы ни выглядел в этой конкретной дуэли лучше, заведомо проиграли оба. Ещё до первых обменов экспромтами.
А ТЕПЕРЬ – НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ПО СУЩЕСТВУ ТЕКСТОВ.

Во-первых, господа, ежели вы публично устраиваете дуэль, надобно всё же позаботиться об отсутствии хотя бы орфографических и пунктуационных ошибок. Прежде всего, это касается Сергея. Продёт, забудят, буд-то, так-что, осорблять, Перьми и проч. Но и Софья отметилась как минимум своим «достоен».

Сразу скажу: на мой взгляд, с точки зрения стихосложения Софья превосходит своего соперника. Это вовсе не значит, что её «выстрелы» мне понравились.

Просто есть вещи уж слишком очевидные.

Скажем, первое стихотворение Сергея:

«Лишь обречённая листва, покроет скорбь могилы» и т.д.

Прежде всего, после «листвы» запятой быть не должно, она там ни к селу, ни к городу. По мелочам размениваться не буду, но вот хотя бы –

Пройдёт всего-то две весны - и все меня забудут.

Я позволил себе исправить орфографию. Сразу возникает вопрос: а почему должно пройти именно ДВЕ весны? А не пять, не одиннадцать, не двадцать восемь? Совершенно очевидна НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ПРИТЯНУТОСТЬ этого странного срока. Могут забыть вообще на другой день.

Далее вовсе тихий ужас (если не сказать – громкий):

И будешь счастлив ты, но не со мной.
Найдёшь утеху ты с другою, молодой.
Захочешь ты её ласкать и целовать.
Не станешь больше обо мне, вспоминать.
Не говорю уже о чудовищных, ничем не оправданных нарушениях размера. Но – как можно было вывесить вся эту жкуткую пошлятину? Сразу вспоминаешь «Евгения Онегина»:

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки намарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…

Следующее четверостишие вряд ли поместила бы в свой альбом даже уездная барышня:

Всё это будет знаю, а теперь.
Люби ласкай меня, и мни буд-то зверь.
Мы все умрём, так-что об этом тужить.
Умрём потом, ну а сейчас нужно жить!

Страх, помноженный на ужас и возведённый в степень кошмара… Это даже стыдно комментировать. О грамотёшке умолчим. С таким понятием о грамотности не на дуэль надо идти, а просто застрелиться. Ноу комментс.

Надо сказать, что в дальнейшем Сергей несколько собрался (видимо, насколько мог). Его экзерсисы стали хотя бы более вменяемы. Понятно, что рифмы бесконечность-вечность, дорогу-Богу, горевать – оскорблять и т.д. – это даже не осетрина и даже не второй свежести, а полусгнившая селёдка. Но хотя бы рифмуется – и то плюс… Пропустим и описание загробного суда, который отправляет кого-то «в тьму» (правильнее всё же – во тьму), кого-то – «к Богу». Вообще-то судит сам Бог, причём без присяжных. То есть Бог отправляет сам к себе. Я бы понял, ежели бы здесь присутствовала хотя бы какая-то тень иронии (сам грешен, в «Балладе о драной душе» писал о Боге, что он «вкусит того, что Сам послал Себе же»). Однако ни о какой иронии и речи нет.

Обращает внимание на себя и явное косноязычие – «вердикт о том, кому-то в тьму» и т.д. Странный синтаксис. Странный, если не сказать больше… По-русски так не говорят, не говорили и очень надеюсь, что и не будут говорить.

Вообще смысл второго «выстрела» Вебера не менее примитивен, нежели первого. В первой строфе вроде была попытка соригинальничать (что для вечности смешная наша вечность?), но затем всё скатилось к чудовищной банальщине: надо делать хорошо и не надо – плохо.

Вообще-то совершенно справедливый посыл, не поспоришь. Но в поэзии (и не только в поэзии) его следует облекать в несколько иную форму; это всё-таки не «Юности честное зерцало», где молодых людей учат не сморкаться в занавески.

Наконец, третий «выстрел» Сергея несколько более удобоварим – но лишь потому, что автор от проблем философских к обычной перебранке. Причём достаётся не только противнику, но даже ни в чём не повинной Перми, которая противопоставлена «старинному городу», в котором живёт Вебер. Правда, и Перми уж скоро 300 лет, но дело вовсе не в том. Когда к выяснению отношений привлекают место жительства, цвет кожи, очертания носа и прочее, это уже выходит за пределы приличий.

А в строке о языке автор экспромта так запутывается в местоимениях, что уже непонятно, «кто на ком стоит», как говаривал профессор Преображенский:

«Язык ему мешает жить, мороки с ним ему не мало.
В помойке иногда лежит, потом болтает, что попало»…

Кому с кем мороки немало? Кто «в помойке иногда лежит»? Это уже напоминает суд из «Алисы в Стране Чудес», где Белый Кролик зачитывал «разоблачающую улику»:

Я дал им три, они нам - пять,
Вы шесть им посулили.
Но все вернулись к вам опять,
Хотя моими были.
ИТАК, ЭТО – ВСКОЛЬЗЬ О СЕРГЕЕ ВЕБЕРЕ.

Но и Софья не явила нам образца стихосложения. Это как минимум.

Конечно, в них больше претензий на образность и философичность. Но, на мой взгляд, претензии эти нередко превращаются в претенциозность, что сказывается и на характере образов.

«Но как обманчивы года, катаясь в чётках у судьбины»...

Это уже к Тургеневу: друг Аркадий, не говори красиво.

«Кататься в чётках у судьбины» – косноязычие не меньшее, нежели «вердикт о том, кому-то в тьму».
Или что значит – «знобить беспечностью»? Почему – «знобить»? Чтобы срифмовать «судьбины – знобило»?

На ум приходит незабвенное:

Я поэт, зовусь Незнайка,
От меня вам балалайка.

В стремлении к оригинальности Софья теряет элементарное чувство вкуса - и дело доходит, на мой взгляд, до нелепостей.

«Отмироточит мной смола».

Извини, Соня, но ты хоть сама поняла, что сказала? Смола – мироточит?! Тобой?!
Нет-нет, не заставляй Чапаева представлять квадратный трёхчлен…

К слову, даже неологизм подчиняется законам русского языка. И если ты не смогла – то «ДООТКАБЛУЧИТЬ», то есть глагол совершенного вида, а не «ДООТКАБЛУЧИВАТЬ».

И понеслась…

«Всегда рискует тот, кто с краю
идёт под рокотом молвы».

Можно мне объяснить: чем рискует тот, кто идёт с краю? Хоть «под рокотом молвы», хоть без оного. Соня, ну это же смысловая белиберда. Разве не так. Я понимаю – ходить по краю. «О наслажденье – ходить по краю!». Это мне доступно. А здесь? С краю ЧЕГО? Да и «рокот молвы»… Почему рокот, а не визг, вопль, шипение или клёкот?

«Канатоходец без страховки,
парламентарий без флажка».

Судя по первой строке, задана тема риска – канатоходец без страховки. Но тогда каким боком сюда лепится «парламентарий без флажка»? На фига попу баян?

Парламентарий – это член парламента, а парламент – высший представительный орган государства (или – представительный и законодательный). Какие у парламентария должны быть флажки? И чем они его могли бы защитить от кого бы то ни было?

Совершенно очевидно, что ты Софья подразумевала ПАРЛАМЕНТЁРА БЕЗ БЕЛОГО ФЛАГА. Но парламентарий и парламентёр – это, как в анекдоте про Карла Маркса и Фридриха Энгельса, четыре разных человека :).

Я не стану уже останавливаться на «Коломбинах от горшка» и прочих «германских Адах», которые, на мой взгляд, приплетены для «красоты слога», а на самом деле – косноязычны, неуместны и, честно говоря, смешны.

В ОБЩЕМ, МОЁ МНЕНИЕ:

В ЭТОЙ ДУЭЛИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕТ.

Собственно, это было сказано уже в самом начале.

Фима Жиганец   27.11.2010 14:15     Заявить о нарушении
увы, и в мой текст, как говорится, "всрались очепятки". Прошу за них прощения.

Фима Жиганец   27.11.2010 14:24   Заявить о нарушении
Спасибо Фима за справедливый разбор дуэли.

Сергей Вебер   27.11.2010 14:45   Заявить о нарушении
Если, по мнению эксперта, противные стороны получили примерно равное количество царапин, то ранение Сергея связанное с запозданием ответного выстрела (второй по общему счёту) перевешивает победу на сторону Софьи.
Сергей признал этот факт, и со стороны его секунданта возражения не было.

С уважением и симпатией ко всем Серж

Серж Курдюков -Полемика   27.11.2010 19:06   Заявить о нарушении
ну, я бы не стал заострять внимание на запозданиях выстрелов.

Софья ведь указывала на то, что сие не так важно. А главное, мне, например, претит, когда из поэтического соревнования делают спринт.

Фима Жиганец   27.11.2010 19:14   Заявить о нарушении
Согласился бы с Вашим мнением, Фима, но в правилах сказано, что необходимо предупредить противника о задержке выстрела.

Когда я написал замечание, то перед этим не удосужился прочитать предыдущую рецензию - рецензию ещё одного эксперта.

На мой взгляд вопрос дальнейшего выяснения не требует.
По большинству Ваших замечаний обоим противникам я согласен.

С теплом и симпатией Серж

Серж Курдюков -Полемика   27.11.2010 19:23   Заявить о нарушении
Благодарствую, Серж.
Хотя и понимаю, что всё-таки мои отзывы порою слишком резки. Наверное, стоило бы быть сдержаннее и лаконичнее.

Но - чёрного кобеля не отмоешь добела :).

Фима Жиганец   27.11.2010 19:31   Заявить о нарушении
Фима, Вы. как сторожил Стихиры и авторитетный автор, в этом не нуждаетесь (в мойке).

Очень надеемся на понимание и дальнейшее сотрудничество.
Дело в том, что иногда только поэтическая дуэль способна погасить накал противоречий конфликтующих сторон, который грозит потерей страниц.

Серж Курдюков -Полемика   27.11.2010 19:43   Заявить о нарушении
Наверное. Не знаю. Я стараюсь не впутываться в подобные разборки. Хотя не всегда получается.

Фима Жиганец   27.11.2010 19:47   Заявить о нарушении
Поржал. Один дуэлянт подскользнулся и случайно выстрелил в пролетающую мимо ворону, которая упала в рот зевнувшему второму дуэлянту.

Бугога!

Лирик85   30.01.2011 13:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.