О хозяйственном механизме
обладающем ускоряющими свойствами развития экономики
Политиков и практиков интересует, существует ли такой хозяйственный механизм, который бы обладал противозатратными свойствами, и в то же самое время стимулировал повышение качества продукции, ускорение научно-технического прогресса, способствовал рационализации всей системы распределения и потребления. Многолетний теоретический поиск показал, что такой механизм есть! Он является следствием формализации и математического описания теории обмена.
Наиболее перспективным во всех отношениях является строго формализованное описание процесса обмена. В настоящее время известно уже несколько математических моделей обмена, как равновесных, так и динамических. Например, такие модели, как игровая, термодинамическая и другие. Основным недостатком известных моделей, помимо неадекватности физической сути происходящих процессов, является то, что эти упомянутые модели не строятся на собственной экономической почве, а являются отдаленными аналогиями, что лишает их выводы убедительности.
При этом безразлично, какая величина принимается за единицу измерения того, чем обмениваются стороны в процессе экономических отношений. Если в качестве единицы измерения принимается количество труда, то при торговом обмене все измеряется количеством рабочего времени, общественно необходимого для «производства» обмениваемых субстанций (См. Капитал, с. 48). Если это – деньги, то все измеряется в какой-то валюте. Если ресурс, то – (например) золотом.
Пусть результаты экономических отношений выражаются в трудозатратах сторон. Ниже приводится элементарный математический аппарат и с его помощью анализируется ряд экономических проблем.
Математически условие эквивалентного обмена выражается равенством:
vТ1 = vТ2 (1)
где vТ1 и vТ2 - трудозатраты обменивающихся сторон.
Прежде всего, величина трудозатрат зависит от того, какой производится продукт. Продукт есть потребительская стоимость, определяемая совокупностью количественных и качественных характеристик. Обозначим меру продукта через п1.
Количество производственно определяемых продуктов обозначим через п2.
На основе сказанного можно уточнить уравнение эквивалентного обмена:
vТ1 (-п1, п2) = vТ2 (п1,- п2) (2)
Знак (-) означает, что продукт отдается, а (+) - получается.
Кроме того, величина трудозатрат зависит от производительной силы труда, которая определяется условиями труда. Эти условия влияют на величину трудозатрат Т. Все они являются продуктом трудовой деятельности общества и входят наряду с п1 и п2 входят в число переменных, от которых зависит функция Т. С целью упрощения дальнейшего анализа будем считать, что Т является функцией только п1 и п2. Дополнительными выкладками можно показать влияние других переменных.
Развернув изменения по правилам дифференциального исчисления, получаем пропорцию обмена:
dТ1 dТ1
vT1 = ------(-vп1 )+ ------( vп2 ) (3)
dп1 dп2
dТ2 dТ2
vT2 = ------(vп1 )+ ------(- vп2 ) (3)
dп1 dп2
dТ1 dТ2
---- + ----
vп1 dп2 dп2
------ = ---------------- (4)
vп2 dТ1 dТ2
---- + ----
dп1 dп1
где dT/dп есть затраты труда на единицу продукции п.
Так как должно иметь место равенство:
п1 * с1 = п2 * с2 (5)
где с1 и с2 - стоимости единиц обмениваемых продуктов, то:
dТ1 dТ2
--- + ---
с1 dп1 dп1 2
-- = -------------- * ------------- (6)
с2 2 dТ1 dТ2
--- + ---
dп2 dп2
Первый сомножитель правой части есть средние затраты труда на производство единицы продукта п1. Второй сомножитель - обратная величина средних затрат труда на производство единицы продукта п2. В модели рыночной экономики, когда число обменивающихся сторон ничем не ограничивается, многократные обмены приводят к возникновению "необходимых в среднем" трудозатрат как нормы, ориентированной на "среднего" рабочего (К.Маркс, Капитал). Существо многих экономических проблем кроется в неверном толковании политэкономами понятия "общественно необходимое рабочее время". Так как для современного общества характерен обмен не между производителями, а между предприятием и обществом в целом, то среднее есть (по смыслу понятия "среднее") время, которое вычисляется по правилу арифметического среднего между трудозатратами совокупного работника предприятия и общественными трудозатратами.
Еще совсем недавно экономисты полагали, что общество оценивает свои трудозатраты по средним трудозатратам предприятий. Такое предположение лежит в основе оценки деятельности предприятий, а значит и всех остальных экономических показателей.
А это как раз является принципиальным заблуждением, теоретической ошибкой, вызывающей как следствие многие осложнения в экономике и являющейся сущностью тормоза ее развития.
Затраты государства должны приниматься на уровне лучших мировых показателей!
Основанием для этого является, конечно, не только то, что должна быть выдержана форма определения "среднего". Этим выражается потребность общества в продукции высшего качества. Вычисление общественно необходимых затрат в соответствии с формулой среднего, в которой затраты общества устанавливаются на уровне лучших мировых показателей, явилось бы отправным моментом создания такого хозяйственного механизма, который обладал бы рядом перечисленных ниже свойств и позволил бы благодаря этим свойствам решить ряд экономических проблем в России.
Основными принципами нового экономического механизма могли бы быть следущие:
-цены на изготовленную продукцию устанавливать на самом низком уровне, соответствующем наивысшей производительности труда;
-оплату труда производить прямо пропорционально повышению производительности труда;
-цены на производственно потребляемую продукцию устанавливать в соответствии с реальными трудозатратами на ее изготовление;
-продукцию более высокого качества рассматривать как новую продукцию, трудозатраты на которую считать пропорциональными информационной сложности продукта и обратно пропорциональной затратам ресурсов на ее создание;
-при повышении качества продукции цены на нее устанавливать в соответствии с наивысшей производительностью труда именно для новой продукции.
В условиях, когда общественные затраты определяются по формуле среднего, имеют место следующие закономерности:
-стимулирование производительности труда и качества: так как предприятие поставляет государству свою продукцию не по ценам, рассчитанным по затратам живого и обобществленного труда (плюс надбавки), а по более низким ценам, если предприятие не обеспечивает производительности труда, соответствующей лучшим мировым достижениям; цены непрерывно увеличиваются пропорционально достижениям мировых показателей (и превышения их); предприятия реализуют свою продукцию по более высоким ценам и начинают получать доход, как только их производительность труда начинает превышать средний уровень по стране (это уже другое среднее - среднее по всем предприятиям); такой доход не является
получением дотаций за счет других - он заработан предприятием и может быть реализован на мировом рынке, особенно, если показатели качества и производительности труда достигают мировых показателей; так как имеет место изложенное выше, то этот процесс, как пропорциональная обратная связь причины - состояния производства и следствия - получаемое вознаграждение, силой автоматизма создает постоянное улучшение работы предприятия;
- сохраняет силу принцип социальной справедливости:
предприятие не может получать сверхприбыль, так как даже при достижении мировых показателей оно получает в два раза больше вознаграждения (при существующих средних уровнях производительности труда); по мере подтягивания остальных предприятий к передовым различие в доходах у них будет нивелироваться, хотя доходы всех предприятий будут расти абсолютно; общество в целом будет становиться богаче;
- происходит дифференциация задач: центральные органы получают возможность на основе анализа хозяйственных показателей в стране и в мире устанавливать уровень высших показателей (ниже или выше мировых достижений); так как высшие показатели (как все мировые рекорды) редко меняются, центральным органам можно будет сосредоточить свое внимание на формировании политэкономических доктрин и стратегий (программ) их достижения, на планирование пропорций; с другой стороны, за предприятиями остаются все меры (в рамках законов) по обеспечению высших показателей производительности труда и качества;
- цены на продукты: предприятия могут устанавливать сами, в то же время находясь под контролем центральных органов, которыми устанавливаются высшие показатели;
- обеспечивается высокий научно-технических уровень производства: предприятия сами определяют свой уровень производительности труда; механизм управления по среднему делает невыгодным предприятию как сокрытие своих возможностей, так и преувеличение их; действительно, если предприятие заявляет о достижении более высоких уровней производительности труда, то ему устанавливаются более высокие задания, которые оно не сможет выполнить; если же предприятие скроет свои резервы, то ему будут установлены более низкие задания, что сразу же скажется на расчетном доходе предприятия;
- исчезает "вал": хозяйственные связи между предприятиями (непосредственно или через государство), устанавливаемые на основе определения стоимостей продуктов по формуле среднего (значит, как действительно общественно необходимые), препятствуют наращиванию стоимости за счет полуфабрикатов и ресурсов, так как цена продукта на каждом шаге его производства определяется заново из сопоставления с мировыми образцами, которые конечно не имеют "излишков"; наличие последних в продукте ведет к снижению качества, а значит и цены продукта; поэтому предприятия в условиях хозяйствования по "средним" показателям сами не станут вводить в продукт ничего лишнего, не говоря о том, что за эти излишки надо еще и платить другим предприятиям;
- очень важным является идеологический аспект: так управление государственными предприятиями в этом случае строится в полном соответствии с теорией обмена; в полной мере проявляются преимущества централизованного прогнозирования, планирования, организации производства и контроль посредством экономических методов (через самостоятельность предприятий, самофинансирование, хозрасчет и т.д.).
В условиях действия принципа эквивалентности обмена должна учитываться только та доля трудозатрат предприятия, которая равна средней между фактическими затратами его и общественно необходимыми трудозатратами. Следовательно, стоимость единицы продукта должна быть пропорциональна этому среднему:
dТ1 dТ2
--- + ---
dп1 dп1
с1 = к*---------------- (7)
2
Так как объем производства прямо пропорционален производительности труда, то доход от реализации продукции будет равен:
Д = с1*п1 = с1*Т/(dТ1/dп1 ) (8)
Полученному выражению дохода может быть дана эквивалентная форма произведения постоянной часовой ставки на доли средних трудозатрат от полных.
Учитывая равенство (7), получим:
dТ1 dТ2
--- + ---
dп1 dп1
Д = Т/(dТ1/dп1 ) * к * ----------- (9)
2
Зависимость величины дохода от производительности труда производства имеет вид, показанный на Рис. 1.
x 0.5 0.75 1 1.25 1.5
y 0.75 0.875 1 1.125 1.25
В первом из пяти рассмотренных случаев производительность труда составляет половину от прогрессивных нормативов, но предприятие получает три четверти дохода, а не половину. Даже в том случае, когда предприятие не работает, оно получает половину дохода (от центральной ситуации) за счет общества.
В третьем случае производительность труда равна прогрессивным нормативам. Эта ситуация определяет как бы начало координат (является центральной).
В пятом случае производительность труда предприятия в полтора раза превосходит прогрессивные нормативы. В этом случае предприятие получает на 25 процентов больше дохода по сравнению с центральной ситуацией.
Предполагается, что прогрессивные нормативы сохраняются несколько лет, например, в США 5 лет. Это дает возможность тем, кто превысил прогрессивные нормативы, заработать на своих усовершенствованиях технологий.
Что касается Акционерных обществ, то государственная политика управления ими строится на основе анализа свойств модели трехстороннего обмена. Независимость Акционерных обществ обеспечивается тем, что государство не получает прибыли от их деятельности, используя механизм сбалансированности налогов и кредитов.
Равенство трудозатрат в обмене является математическим выражением принципа эквивалентного трудового обмена. Этот принцип должен быть принят за начальный при рассмотрении любых видов общественных отношений: в политике - между государствами; в экономике - между государством и предприятием; в социальной сфере - между предприятием и работником. Иначе невозможно выбрать объективную основу для анализа политэкономических ситуаций.
Линия на равенство является самой существенной чертой социал-демократической направленности в жизнедеятельности общества. Однако создать условия настоящего равенства трудно. Например, в области политики - надо иметь равные с другими странами экономический, интеллектуальный, моральный и военный потенциалы.
Поэтому задача любой экономики сейчас (как и раньше, и в будущем) - достигнуть мировых уровней показателей во всех областях жизни общества. Например, оценка деятельности предприятия (бригады, работника) должна определяться степенью близости к мировым показателям (мировым образцам, лучшим мировым достижениям). Эта идея уже пробивает себе дорогу в жизнь.
Оценка трудозатрат на создание потребительской стоимости (а значит, меновая стоимость) должна производиться не по затратам работника (бригады, предприятия), а вычисляться как средняя величина между индивидуальными затратами и затратами по показателям мирового уровня. Если средний показатель ниже мирового уровня, то излишние затраты не должны входить в оценку полезных общественных затрат и должны покрываться за счет самих работников. Зато достижение мирового уровня должно щедро вознаграждаться (максимум удваиваться - по свойству среднего, что важно с позиций социальной справедливости). Причем, увеличение оплаты не есть расход общества. Так как цена растет пропорционально квадрату улучшения качественных характеристик, то реализация качественной продукции на мировом рынке дает чистую прибыль.
Средством достижения этого результата является экономический механизм, который действует на основе оценки общественно необходимых трудозатрат как средних между высшими и реальными показателями, и в котором высшие показатели устанавливаются обществом, его центральными органами.
1988
Свидетельство о публикации №110112506366