Образ Бога
Чтоб плоть не опалил блеск Иеговы глаз
В расщелине скалы, сокрытый Бога дланью,
Погружен Моисей в пророческий экстаз.
Шептанием уст, едва коснувшись слуха,
Чтоб осознал пророк величье полноты
Его Бог водит, по пустыне Духа,
Сокрыв от глаз предметные черты.
Всех видимых вещей первопричина
Из смутного Ничто осознан был, как Он
Теперь та самая – «неопалимая купина»
Осмыслена, как нравственный закон.
Мол, твёрдо помни, ты и весь Израиль,
У той дымящейся горы никто не видел Нас
Вам только дан скрижалей грубый камень
И слышен был призыва трубный глас.
Аз Тот кто Есмь, вернее Тот кто буду
Ещё вы встретитесь и с образом Моим,
При полноте времён должно свершиться чуду
До воплощения ум храни от грёз живым.
Скажи Израилю, чтоб ни скоту, ни гаду,
Изображений впредь, он больше не творил,
Чтоб не обрёл в земном творении отраду,
Создав в душе своей, вещественный кумир.
И хоть даровано, Творцом, Израилю немало
Закон, не значит, откровениям конец,
Так Бог Иегова – «самосущий» от начала
При полноте времён открылся, как Отец.
В чьих недрах, Слово жизни, обитает,
Которым Сущий, прежде, веки сотворил,
Как нам в Писании апостол возвещает:
«В единородном Сыне, образ Свой явил.
Тот, что пророки видеть так хотели,
О Нём вещал в пророчествах Господь
И это чудо очи наши, ныне лицезрели
И руки трогали Его живую плоть».
Ту тайну Ангелы постигнуть не сумели
И ум учёного в неё, пока что не проник,
Но для святых, Отец открыл, что в теле
Христа Иисуса нам, дарован Бога лик.
22.11.10г.
ИКОНА - ИДОЛ ИЛИ БОГОСЛОВИЕ В КРАСКАХ?
Как для протестанта, для меня всегда было преткновением, наличие икон в храме. Протестант видит в этом, поклонение идолам. Хотя уже сама постановка вопроса неверна, поклонение в Православии воздаётся лишь Богу, есть почитание, как почитается Писание, наставники... Есть большая разница, между, поклонением, как посвящением себя чему то и поклоном, как проявлением почтения. Я живо цитировал места Писания, не замечая, что в отрыве от древней традиции, Предания, вне культурологического и текстуального контекста, Писание обретает иное прочтение, то которое ему придаёт человек. Лозунг протестантизма о всеобщем священстве, породил то, что есть сейчас. Ещё при жизни Лютера, сам протестантизм раскололся на тысячи мелких грызущихся между собой сект, при этом лидеры каждой из них, заверяют о своей исключительности, но не будем о печальном. Попробуем выяснить, отрицает ли Библия изображения?
Основным аргументом, против изображений, служит первая заповедь Моисея, не делать никакого изображения (Исх.20;4). Несомненно, это Божья заповедь, но с одной маленькой поправкой, эта заповедь несёт в себе, узко этнический характер, в рамках одного народа. Читаем - (Вт.4;15-18), здесь более полна раскрыта эта заповедь. Начинается со слов:"Слушай(кто?) Израиль..., твёрдо держитесь того, что вы ничего не видели". Как прискорбно, что первый шаг богопознания, принимается за конечный. Иоанн Златоуст говорил,что как небо отстоит от земли, так Новый Завет от Ветхого. Автор послания к Евреям пишет, что закон является лишь, тенью (образом), будущих благ (Евр.10;11), о каких же это благах идёт речь? Яхве, лишь угадываемый мыслью в Ветхом Завете, в Новом Завете обретает воплощение (Ин.1;14), "Бога не видел никто, никогда...- дальше обычно протестант не договаривает - Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил", так вот то, что не видимо, изобразить нельзя, а то что было явлено, имело образ - можно. Нельзя было изобразить, поскольку истинный образ Бога, был явлен в Сыне, то что не могли видеть патриархи, видели апостолы (1Ин.1;1), но как унизительно, когда Новый Завет, оценивается через призму Ветхого. Ну раз уж речь пошла о Ветхом, рассмотрим, так ли категорична была заповедь Моисея.
Сразу надо заметить, что протестант, столь приверженный к "старой" заповеди, сам не исполняет её. Ведь в ней не сказано, что нельзя Бога изображать, слова: "...никакого изображения...", ставят запрет на всём, изобразительном искусстве. Теперь вспомним то, что путь к Богу, всегда начинается с отрицания. Любой человек, даже атеист, до своего обращения, имеет своё, пусть карикатурное, но представление о Боге. Обращение, покаяние (греч. метаноя)- перемена образа мыслей, начинается с отрицания, того что знал раньше. Какие образы могли впитать в себя евреи, живя в Египте? Образы богов, в виде людей и животных. Идолопоклонство - поклонение чужим богам, поэтому полное отрицание, было необходимо, чтобы не дать пищу, для языческой привычки. Однако читая дальше видим, что заповедь не абсолютна, а скорее имеет педагогическое значение. Проходит не много времени и Сам Бог при постройке Скинии, говорит: "Сделай херувимов"(Исх. 25;18-22), также встречаем ещё массу образов, ковчег, медный змей и.т.д. Итак, всё таки изображать можно. Пророки обличавшие иудеев, в отступлениях, не укоряли их, за наличие изображений в храме. Христос вошёл в храм, наполненный образами, выгнав менял, Он не сказал, что уберите все эти образы, но назвал храм "домом Своего Отца". Всегда нужно отличать, чистое от не чистого. Чем же были эти образы, украшением, или несли культовый характер?
Начнём с того, что изготовление их было поручено, не только искусным мастерам, но и исполненным Духом людям(Исх.31гл) По завершении работ, все предметы были освящены, помазаны и названы "Святыней" (Исх.40гл) Бог говорил, над крышкой ковчега, посреди херувимов. Он проявлял чудеса, посредством этих святынь, вплоть до смерти наказывался человек, не должным образом подходившим к святыне. Поэтому Божьи мужи испытывали трепет, в присутствии, священных предметов. "Поклонюсь храму Твоему, в страхе твоём"(Пс 5;8)- говорил Давид, чему он кланялся зданию, или месту напоминающему о Боге. Почему священники простирались ниц, перед завесой скинии, с изображениями херувимов (3Цар.6гл) Даниил молился, обращаясь в сторону Иерусалима. Часто Бог проявлял себя, через видимые реалии. Кого видели, Авраам, Моисей, Иезекииль, Даниил, кто такой Ветхий днями? Это были именно образы, а не сама непознаваемая Суть. Бог даёт возможность увидеть безграничное, в ограниченном. Бог открывает Себя в творении (Рим 1;20), в жизни святых (1Кор 4;16), написать книгу, картину, музыку, сказать проповедь, значит - сотворить образ. Образы сопровождают нас всю жизнь, мы мыслим ими. Есть образы словесные, архитектурные, пейзажные..., человеческое мышление, это мышление образов. Сотворить из созданного образа идол, или кумир, одинаковое искушение, как для православного, так и для протестанта. Поклонение иконе также грешно, как поклонение книге, существуют идолы мыслей, идолы чувств. Основной грех иудеев, накануне прихода Мессии, был не в том, что они делали идолов, как раньше, а в том что само понятие Яхве, сделали конечным и ограниченным. Они слепили образ, не из золота и серебра, а из хитросплетённых слов и определений. Идол может быть и словесным, от этого ничего не меняется. Современный протестантизм, в отрыве от апостольского Предание, творит свои образы, далёкие от евангельского Иисуса. Это Евангелие процветания, Иисуса супермена, образ карманного божка у которого всё схвачено, который пришёл для удовлетворения житейских благ, это уже не тот образ, о котором взывает Церковь:"...ей, гряди, Господи Иисусе..."(Отк.22;20) Хотим мы того, или не хотим, образы сопровождают нас всюду. Полный отказ от образов, это путь буддистской медитации, уход в Нирвану. Христианский путь - научиться жить, в сложном мире образов. Ап. Павел говорит: "мы смотрим, как сквозь тусклое стекло, гадательно", это не значит, что нужно разбить все зеркала, за то что они искажают, но это призыв - выработать правильное отношение к образу.
Из вышесказанного видно, что были изображения и в Израиле, допускалась молитва с обращением взора на предмет, напоминающий о присутствии Бога. Внутренний смысл, заповеди не в том, что нельзя изображать - нельзя обожествлять предмет, творение ставить выше Творца. А обожествить, сделать кумир, можно не только из предмета, но из отвлечённой мысли, идеи. Теперь перейдём непосредственно к иконе (образу), в Новозаветном откровении. С приходом Христа, что то изменилось. Если Израилю Бог говорил: "Твёрдо держитесь того, что вы ничего не видели", то Иоанн Богослов уже говорит: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что осязали руки наши" (1Ин1;1) Последние слова Христа были: " Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями..." (Деян.1;8) они определили дальнейшие события. История Церкви, это практическое осуществление повеления: "Идите и научите все народы...", при этом Иисус не указывает, никаких ограничений в средствах. Он не повелел сделать, как ни мазка кистью, так ни написать какие либо слова на папирусе, ни пропеть ни одной ноты, но всё оказалось пригодным, поскольку способно научить. С первых веков христианства, наряду с литературными произведениями (Евангелиями), мы встречаемся с катакомбной живописью. С изображениями первой символики, в виде голубя, креста, рыбки, якоря, доброго пастыря (Христа), сюжеты из библии. По мере углубления христианской мысли, образы и символика усложнялись, менялось отношение. Иконопочитание не устанавливалось в Церкви, оно вошло в неё, как нечто органичное, естественное, как ребёнок учится ходить или говорить. Установление 7-го собора, в 8-ом веке, было реакцией Церкви, на иконоборческое движение, которое в свою очередь, скорее было политической акцией императора, чтобы угодить мусульманам. В богословском плане, это продолжающиеся монофизитские споры. Иконоборцы 8 века, были гораздо грамотнее современных. Они понимали, что изображать можно, но они спрашивали: "Какую природу Христа, вы изображаете, если человеческую - вы язычники, если божественную, то её нельзя изобразить". Ответ был, не ту и не другую, мы изображаем единую личность Христа, имя.
Несомненно, как в Евангелие, так и в иконе, можно увидеть замысел и стиль автора, написавшего произведение, они имеют богочеловеческий характер. Однако, по мере того, как Христос отображается в человеке, Он отображается в его творении, уводя за рамки личности. Во всех видах деятельности, искусства, где находит своё самовыражение Церковь, всюду где касается Её рука, можно прочитать проповедь о Христе. Икона - язык символов, её называли Евангелием, для не грамотных, богословием в красках. Ни один проповедник, не обратил столько людей ко Христу, на Руси, как творчество Андрея Рублёва. Вглядевшись в его "Троицу", можно прочитать всё Евангелие. Фигуры, трёх Ангелов, пришедших к Аврааму, аллегорически уводят нас ко Христу, образуя собой форму чаши, где на фоне ветхозаветной жертвы, выступает Агнец, закланный, за грехи мира. Христианство создаёт новую культуру, не похожую на прежние. Идеалом греков, была гармония - зримая красота. Идеалом иудеев, не проявленная, не воплотившаяся, ни в чём предметном, лишь проявленная, как нравственный порыв, как голос совести. С одной стороны, красота - безразличная к нравственности, с другой нравственность - к внешней красоте. Боговоплощение, соединившее в себе безмерное, с соразмеренным; проявленное, с не проявленным (то что для иудеев соблазн, а для греков безумие), породило новый, христианский идеал. Он включил в себя и зримую красоту и нравственный порыв, только это было не механическим соединением одного с другим, а чем то новым преображённым третьим. Красота, в прежнем смысле, нарушена, но невидимая прежде безмерность, пугавшая греков, выявляется и ощущается, как новая красота, новая гармония - человека, вместившего в свою душу бесконечность. Не пропорциональность, удлинённость лиц, на византийской иконе, не всегда красивы. Но физическая привлекательность, только отвлекала бы от главного, того что в глазах. Глаза возвышают, просветляют душу, размыкают границы личности, уводя за горизонты - к безграничной любви, способной залечить раны всего мира. Икона, не фотография, иконописец старается передать не столько внешний облик, сколько подчеркнуть характер, добродетель, того или иного святого, которой он обладал при жизни. Так же, как евангелист, даёт своё повествование не как, свод заповедей, а как описание нового Адама, нового идеального характера, которому никакие заповеди не нужны. Нагорная проповедь - по существу икона, нового совершившегося во Христе человека.
Этот обучающий принцип иконы, мне был ещё понятен, но какова функция иконы, в молитвенной практике? Первое - икона служит напоминанием и побуждает к молитве, ни одна цитата из Библии повешенная, как плакат, не оказывает такого действия, как образ. Каково отношение Бога к образу? Уже мы видели, как в Ветхом Завете, Бог являя свою славу, пророкам, открывался в ограниченных образах и почесть проявленную к ним, принимал как к себе. Честь оказываемая образу, восходила к первообразу. Я думаю отец не осудит ребёнка, если когда он далеко, напоминанием служит фотография. Даже если ребёнок будет говорить с ней, или поцелует, отец воспримет эти почести, как себе. Однако, это не означает, что православный, может молиться лишь перед иконой, любая молитвенная практика, известная протестанту, известна и православному. Молиться нужно всегда, однако существуют, определённые дни и часы, для молитвы и богослужений. Молиться можно, на всяком месте, однако существуют храмы, места для собраний. Чтобы не о суетится, человек нуждается в поддержке и напоминании. Второй момент, икона помогает концентрации мыслей при молитве, даже закрыв глаза, человеку сложно справится с потоком посторонних образов. По словам Игнатия Брянчанинова, даже перед образом, молитва должна быть "безобразной". Человек взывает, не к иконе, а к тому, кто изображён на ней. Нигде не услышите, что православный говорит: "Икона, помоги мне", но называет имя изображённого. Подтверждением того, что Бог принимает это, служат чудеса которые совершает Бог, через иконы. Так же, как они проявлялись, через святыни Ветхого Завета. Они проявлялись и в Новом, исцеляла, тень ап. Петра, опоясания ап. Павла, одежда Иисуса, если человек, подходил к этому с верою. Не икона творит чудо, а Бог видя веру человека, снисходит к его немощи. Дух дышит, где хочет и не нам определять, через что Он может проявляться, а через что нет. Я не хочу побудить протестантов, начать сразу же почитать иконы, но хочу призвать - начните с того, что перестаньте осуждать. Отнеситесь к православным, хотя бы как к детям, как к немощным в вере, без споров о мнениях. Разве отец осудит ребёнка, который принёс бумажку с рисунком и сказал: "Папа это ты, а это я рядом", скорее в этих каракулях, он увидит любовь сына. Говорить, что икона не библейское установление, по крайней мере не этично, по отношению к православным и безграмотно, даже с точки зрения Библии.
Свидетельство о публикации №110112505435
Рада видеть Вас!!
Дмитрий, я много по этому поводу размышляла..
Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла.
Из Книги Премудрости Соломона:
Не обольщает нас лукавое человеческое изобретение, ни бесплодный труд художников - изображения, испещренные различными красками,
взгляд на которые возбуждает в безумных похотение и вожделение к бездушному виду мертвого образа.
Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых - все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья - тот же горшечник.
И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его.
Место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Втор 4:16-18; Рим 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать "славы Своей иному и хвалы Своей истуканам".
Здесь мне все понятно.
Заходите в гости. Поговорим.
С уважением и теплом!
Светлана Мангутова 3 13.09.2011 10:38 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 14.09.2011 04:17 Заявить о нарушении
Сколько разговаривала с православными священниками на сайтах...
Задавала всевозможные вопросы... Но толкового ответа, чтобы было по Писанию мне не дали.
Многое - из Преданий святых... А для меня есть Библия. И ничто другое не может добавить ее. Эту Книгу я прочитала за год. Усердно читала. И хочу, чтобы ссылки именно на нее были. А мне их не дают.
Спасибо, Дмитрий.
Очень рада видеть Вас!
Заходите.
Светлана Мангутова 3 14.09.2011 08:58 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 14.09.2011 14:30 Заявить о нарушении
Про иконы, которые целуют и напрямую обращаются к ним в молитвах.
Про умерших. Зачем о них молиться и "отпевать" в церкви? И за это плату получать?
Много еще...
Пока этих хватит.
Буду рада беседе с Вами, Дмитрий.
С теплом души.
Светлана Мангутова 3 15.09.2011 12:19 Заявить о нарушении
Что касается перевоза мощей, думаю это, не должно вас смущать. Вспомните исход Израиля из Египта, вместе с прочим скарбом они везли мощи своего праотца Иакова. Что касается прикосновений к мёртвому телу, если помните, в Ветхом Завете был запрет на это и для этого были веские основания. Однако очень многое поменялось, когда Сам Бог воплотился в тело человека. Иисус прикасался к мёртвым телам. Ну я думаю вам Светлана более интересно почему почитают мощи?
Прежде всего сам Христос, как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (см.: Мф. 8, 14-15), прикосновением исцелил глухонемого (см.: Мк. 7, 32-36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин. 9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14-15). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: Лк. 8, 43-46).
Но Христос есть глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (см.: 1 Кор. 3, 16) Той же самой благодати удостоились и ученики Иисуса, вспомним хотя бы тень ап. Петра (Деян. 5,15). Платки и полотенца святого апостола Павла, полагались в его отсутствие на недужных и одержимых бесами. Тогда больные исцелялись, а бесы изгонялись (Деян. 19,12). Но вот так получилось, что не только при их жизни, но и после смерти, чрез их тела и гробницы исходила благодать и люди получали исцеления. Подтверждает ли библия такую возможность? Несомненно!!!
Наиболее вразумителен пример чуда от костей пророка Елисея. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4Цар. 13,21) А как можно не почитать, то что прославлено Богом?
2. Про иконы, которые целуют и напрямую обращаются к ним в молитвах.
Про иконы. Сразу отделим миф от истины. К иконам не обращаются напрямую, нет таких молитв в Православии: «Икона помоги мне…» Если какая-нибудь безграмотная бабушка в глухой деревне так и делает, то это грех. По учению отцов, даже молитва перед образом, должна быть БЕЗОБРАЗНОЙ, нельзя ничего представлять. Икона язык символов, напоминание, обращаются не к ней, а к изображённому и целуют это знак почтения не больше, тоже если бы вы поцеловали фотку близкого человека. Иконы почитают, а есть ли для этого основания в библии? Сколько угодно.
Начнём с того, что изготовление их было поручено, не только искусным мастерам, но и исполненным Духом людям(Исх.31гл) По завершении работ, все предметы были освящены, помазаны и названы "Святыней" (Исх.40гл) Бог говорил, над крышкой ковчега, посреди херувимов. Он проявлял чудеса, посредством этих святынь, вплоть до смерти наказывался человек, не должным образом подходившим к святыне. Поэтому Божьи мужи испытывали трепет, в присутствии, священных предметов. "Поклонюсь храму Твоему, в страхе твоём"(Пс 5;8)- говорил Давид, чему он кланялся зданию, или месту напоминающему о Боге. Почему священники простирались ниц, перед завесой скинии, с изображениями херувимов (3Цар.6гл) Даниил молился, обращаясь в сторону Иерусалима.
3. Про умерших. Зачем о них молиться и "отпевать" в церкви? И за это плату получать?
Церковь организм, а не организация, не клуб, не кружок по изучению Библии. В теле каждый орган, взаимосвязан друг с другом, болеет один, болеет всё тело, где молитва, как кровь, связует и животворит, каждый орган. И нет значения, на земле человек или на небесах, все в Господе, мёртвым может быть только тело, у Бога все живы. И нет ни чего пред рассудительного, когда христианин, по слову ап. Павла свершает молитвы:"...со всяким постоянством и молением о ВСЕХ святых".Еф.6;18 О всех, без ограничений. Нигде в библии не написано, что нельзя молиться за умершего. Отпевание было всегда и в иудаизме и исламе и в христианстве, нет только в буддизме, но у них и Бога нет, всё решает закон кармы, не к кому обратится как к Отцу за милостью. Если помните, то ап. Павел упоминает о такой раннехристианской практике, как крещение за умерших. Людям не безразлична судьба близких и заповедь о любви заставляет молить. Ведь души находятся в ожидании Судного Дня, а молитва праведного многое может. Ведь умершие уже ничего не могут изменить в своей судьбе сами, но вот вопрос, может ли Бог простить грех человеку, по вере другого? Вспомните историю с расслабленным, которого спустили к Иисус через кровлю. Написано, что Он видя веру их(принесших), сказал прощаются тебе грехи... Вспомнил историю, как один святой молился за самоубийц, ему сказали: "Разве ты не знаешь, что по канонам Православия запрещено за них молиться, они сами определили свою участь, это бесполезно". Он на это ответил: "Кто может мне запретить обращаться к моему Отцу и просить о том, о чём болит душа моя. Я понимаю их положение и переживаю за их участь, поэтому и взываю не к справедливости, а к милосердию, а уж как Бог рассмотрит...? На то Его воля". Православие вещь многогранная и не всегда ограничена жёсткостью канона, также как и не у каждого протестанта учебник по догматике в груди вместо сердца.
Дмитрий Кульпин 16.09.2011 05:52 Заявить о нарушении
Все это понятно! Но, ты(давай так - удобнее)все это говоришь о тех вещах, которые есть в Библии. Они, эти люди, увековечены, поскольку эта Книга вечная. Зачем нам надо к тем именам приписывать другие -о которых не говорится в Библии? ( А кто добавит или убавит...) Даже нет такого повеления - будут последователи, мощи которых дадут жизнь... Молитесь им... И пр.
И душа согрешающая - та умрет. Это прах. Что дает мертвое тело кому-то, даже, если этот человек в прошлом служил Богу? Он только для себя сделал лучше - будет воскресен в первое же воскресение. И только.
2.В церкви висят иконы. Разные. Люди смотрят - к какой подойти. Потому что по разным поводам надо к определенной подходить... Целуют ее и начинают обращаться к ЭТОМУ лику в молитве: Помоги, святой Георгий... Это не к Богу обращение. Георгий тоже грешен, как и любой другой из нас...
Я была в одной большой церкви, думаю, ну что-то новенькое увижу, может, дойдет... Просмотрела все - красиво! Вижу, лики висят, а под ними свечки ставят. Не зная их предназначения, я все же купила и стала думать: Куда же поставить? Везде их много... Стала искать Иисуса... Еле нашла и... Расплакалась.... У него стояло пять свечек. У остальных - места не было... (Я вот и сейчас плачу...).
3. Нигде в Библии не написано, что нельзя молиться за умершего...
.............
В могиле нет ни размышления, ни знания, ни мудрости... Там не вспоминают о Боге и не призывают Его имени. Поэтому мертвый не может принять Его, как своего Спасителя. Это личное желание каждого и делается это только при жизни. Мы можем молиться о живых, чтобы Бог им явился, но не о мертвых, которые при жизни не изъявили такого желания... Насильно веру не вложишь даже живому...
Спасибо, Дмитрий!
С удовольствием жду продолжения.
С уважением и теплом!
Светлана Мангутова 3 16.09.2011 10:17 Заявить о нарушении
1. - «А кто добавит или убавит..» - Извините Светлана я не понял о чём вы? Я что к книге Откровения дописал ещё одну главу? Или к списку канонизированных, отцами церкви в 4 веке, книг добавил свою?
- Что значит не будет последователей? Со смертью последнего апостола умер последний христианин, или Дух Святой взялся и осталась одна книга, как исторический памятник? Так говорит Писание: «Бог вчера, сегодня и вовеки тот же», Иисус молился не только за Своих учеников, но и о тех, кто уверует по их слову. Он сказал, что дела которые я творю и вы будете творить и даже больше сих. Слово не осталось словом, а СТАЛО ПЛОТЬЮ, оно и сегодня воплощается в жизни христиан и церковь где нет проявления этой благодати, даров Духа – мёртвая. Вернее это уже не церковь, а литературный кружок, по изучению Библии. А Дух дышит где хочет и не нам указывать, через что он может проявиться, а через что нет.
- «И душа согрешающая - та умрет» - Слово душа в Библии имеет несколько значений в данном случае это просто жизнь. О теле, вы знаете, что мы воскреснем в тех же телах, что и сейчас живём? Прах будет восстановлен. Пророк Исайя говорит: «кости праведника расцветут», это уже осуществляется в новой твари. Праведник не живёт для себя, но на благо Целого. Господь проявляет благодать чрез него не только во время жизни, но и после смерти, мы видели это, на примере Елисея ничто не противоречит Писанию. К тому же не все тела прах, есть нетленные мощи, мироточащие, люди получают исцеления и это факт. Который ещё никто не опроверг.
- «Книга вечная» - Светлана, понятием вечен, обладает только Бог, нельзя обожествлять книгу, даже очень умную, это грех идолопоклонства. Мы должны поклоняться Богу, а не книге и не переоценивать её значение. Писания лишь открывают нам наше состаяние и указывают на Спасителя.
- «Даже нет такого повеления»: А разве существуют такие повеления. как написать книги Нового Завета? Иисус, что-то писал? Только на песке...Подарил Он некую книгу или концепцию? Только Себя и Духа Святого!!! Просил ли он об этом апостолов, напишите обо мне Евангелия и послания, потом спустя какое-то время канонизируйте их? Никак. Апостолы собственно и не стремились всё излагать для будущих поколений, поскольку были сильны эсхатологические чаяния, они ожидали, что вот, вот придёт Христос. В основном была устная проповедь. Первая Церковь была не столь идеальна, как иногда это рисуют, возникали проблемы и ереси, которые апостолы пытались угасить. Но Апостолы не вездесущи. Они могли угасить споры в одной общине, а подобные споры возникали тут же в иных. Апостолы и их ученики принялись за первые Богословские труды — Послания, тем или иным церквям. Эти послания писались практически одновременно с Евангелиями, затем переписывались множество раз в каждой общине. Наряду с этим появлялись подложные евангелия и появилась необходимость создания канона, Нужен был авторитет Писания, а его не было, потому что не было Единого, везде принятого канона. В одной церкви принимали те книги, а в другой эти, а те не признавали, начинались споры, решить которые было затруднительно. Начинались сравнительные анализы Евангелий, которые были известны на то время, для того, чтобы отсеять ложь. Как это происходило? Было Предание, которое свято почитали первые Христиане и на основании Предания отбирались Евангелия. То есть, христиане знали, что было то-то и то-то, знали,потому что ни в какое время то или иное событие не поддавалось сомнению. Знали, потому, что это передавалось из уст в уста. И на основе этих знаний они смотрели, что написано в той или иной книге. Если все совпадало - Евангелие признавалось каноническим. Если что-то шло вразрез Преданию или традициям("Предание"-лат.-Tradicio-рус."История"), книга считалась подложной.
Затем отобранные книги сравнивались между собою по сюжету, по стилю, по богословской мысли. У каждого Апостола был свой стиль и манера написания. Произведения Ап.Луки никак не спутать с трудами Ап.Павла! Но в Церкви по поводу составления канона Новозаветных книг, тоже не все шло гладко. То тут, то там составлялись различные каноны Нового Завета. Знаменитый на весь Рим гностик Маркион, создает свой канон Н.З.(Нового Завета) - в историю он вошел как Маркионов канон Священных книг. В нем например признавалось сначала все 4 Евангелия, потом только одно от Луки( и то в сокращении) и 10 посланий Павла. Маркион пытался противопоставить Новый Завет - Ветхому , считая что Ветхий о. Этот канон в церкви стал очень распространен, но когда все поняли, что Евангелие и послания проходят постоянную редакцию - необходимость встала в фиксации данных не отредактированного Евангелия от Луки. Против Маркиона выступил известный христианский историк и богослов - Тертуллиан( 3 в.) ,который обличил Маркиона в ереси. Было написано против Маркиона много трудов. Маркион даже создал в противостояние свою иерархию, которая просуществовала несколько веков. Маркионитская Церковь, которая считалась еретиками. В ответ на Маркионов канон, Церковь поспешила создать свой канон Новозаветных Книг. В тех или иных частях Вселенской Церкви Христовой возникали свои каноны Нового Завета.В Сирии например(перевод ПЕШИТО)не признавались послание Петра, 2 и 3 послание Иоанна, послание Иуды, Апокалипсис. В остальном - единодушие. Этот процесс длился очень долго. Только в 4веке, был сформировался тот Нов. Зав. канон, который мы имеем сегодня и как выяснили, что критерием подлинности служило ПРЕДАНИЕ. Что же Писание чисто человеческое изобретение, опять скажу нет. Писание нужно рассматривать христологически, Как Христос был истинно Богом и истинно человеком, где две природы не раздельны и неслиянны. Так и Писание имеет богочеловеческий характер. Каждый текст имеет своего автора, стиль изложения, непосредственный адресат. Кстати Писаниями в первые века назывались все евангелия, также и Писания Мужей Апостольских. Некоторые из них входили в ранние каноны и те книги которые сейчас входят, не всегда однозначно принимались. Например вплоть до четвёртого века оспаривалось авторство Откровения. После канонизации, интерес к книгам получившим статус апокрифических угас. И ещё, вспомним, когда и кем, был присвоен статус богодухновенных и непогрешимых? Писание не свалилось на голову, как Коран, который писался под диктовку, это совместный труд мужей Божиих, движимых Духом Святым.
Дмитрий Кульпин 17.09.2011 06:06 Заявить о нарушении
О необходимости почитания святых, в Священном Писании говорится неоднократно. Например, Божия Матерь восклицает: «...ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48), «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10:7), «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду про¬рока...» (Мф. 10:41), т.е. необходимо воздавать людям Божи-им подобающую им честь. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Таким образом, святые для нас — пример для подражания. Умаляет ли такое отношение к святым, значение жертвы Христовой? Нисколько, наоборот, когда говорят о мастере, что у него золотые руки, честь несомненно воздаётся мастеру, а не отдельно рукам. Почитание святых, в Православии, всегда христоцентрично, когда хвалят виноград, это не умаляет значение лозы, на которой он вырос. Бог прославляется — во святых своих (2Фес 1;10) Павел призывает коринфян подражать ему, как он Христу, поэтому не библейского в этом ничего нет. Если христианин глядит на путь праведника, осуществившего в своей жизни, образ Христа, он глядит на самого Господа
Самое не понятное для меня было, что в православии, существуют молитвы святым, с просьбой о заступничестве. Неужели нельзя обратится к Самому Христу, тем более что Он дал такое право, к чему посредники. В 1 Тим. Ап. Павел высказывается еще более определенно: «...един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех...» (1 Тим. 2:5-6) Однако здесь, апостол Павел говорит о посредничестве в деле Искупления. Действительно, в деле Искупления, в деле примирения человека с Богом, Христос есть единственный Посредник, никакого другого нет и быть не может. Но усвоение нами плодов Искупления, совершается опосредованно. Очевидно, что существуют люди духовно более опытные, выше поднявшиеся на пути к совершенству, и потому способные помогать менее совершенным в их восхождении. Любой протестант думаю согласится со мной, если скажу, что более сильные, должны сносить немощи бессильных, что необходимо друг за друга молиться. В церкви всегда есть люди, обладающие особыми дарами, молитвы, исцеления, и др. и человек обращается с просьбой молитвы, к чему это посредничество? Для этого и нужна Церковь, где каждые член, взаимно дополняет друг друга.
Ап. Иоанн пишет: «...возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами — а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин.1;3) По учению православной церкви, это общение не прекращается, существует неразрывная связь, между Церковью прославленной и земной. Этот опыт общения открывается в практической жизни Церкви, православный путь не теория, а практика духовной жизни. Святые, которым ещё при земной жизни, открывались тайны небесные, тем паче разрешившись от бренности тела, способны видеть дела земные. Павел говорил Церкви, что я отсутствуя телом, присутствую духом, если в теле духом мог присутствовать, неужели вне тела стал далёк от Церкви? Бог не есть, Бог мёртвых, но живых. Святые, которые при земной жизни обладали дарами духа, не утрачивают их и в жизни Небесной, а наоборот — они приумножаются, как в притче о талантах. Обращаясь в молитве к святому, православный обращается не как к Богу, а как к сомолитвеннику, как к брату во Христе. И Господь отвечает на молитву, это подтверждено жизнью и опытом Церкви. Но поскольку протестантизм отрицает этот опыт, история их Церкви начинается только с 16 века, а моя работа адресована протестантам, то рассмотрим противоречит ли этот опыт молитвенного общения Библии.
Наверное первое, что вспомнилось, общение Саула с Самуилом, в подтверждение, что такая практика возможна. Пример конечно отрицательный, но рассудим, если служитель сатаны способен осуществлять такой контакт, то кольми паче Бог. Представьте, если на раскопках, нашли древнюю фальшивую монету, о чём это говорит археологу? О том, что если есть подделка, есть и настоящие. М. Лютер назвал сатану, «обезьянкой Бога», он не творит ни чего своего, а копирует и искажает, то что делает Бог. Антихрист буквально переводится — вместо Христа. Его перепутают со Христом, поскольку будет выдавать себя за Него. Есть Божественная Троица, есть и сатанинская (зверь, антихрист, лжепророк), есть трапеза Господня, есть и бесовская, и.т.д. Новый Завет, новое откровение, разворачивает перед нами более полную картину, расширяет горизонты, того что не знали евреи. Их миросозерцание, базировалась по горизонтали, в рамках земных благословений, еврей приступал лишь к дымящейся осязаемой горе. Ныне апостол говорит: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:22-23). Способны ли эти праведники, лицезреть Бога и главное молиться Ему? Иоанн в своём Откровении описывает, вопль убиенных праведников за веру (Отк. 6;9) Способны ли они знать наши, земные проблемы? В притче Христа о богаче и Лазаре, можно увидеть, что Авраам, знает проблемы еврейского народа, знает своего потомка Моисея, знает о Писании и пророках. Духовное зрение душ праведников на небе, несомненно, больше, чем было на земле. Апостол пишет: «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12). Христос говорил, что в Царствии Небесном, праведники будут подобно Ангелам. Не всё из сказанного Господом понимали даже апостолы, до времени,не всё вмещалось, до любой истины необходимо дорасти, пережить сердцем. Деяния апостолов описывает, как новое вино Христова учения, вливалось в их души, вырастая из закона и обрезания до благодати. История Церкви, это история прорастания зерна. С появлением первых мучеников за веру, появилась та незримая связь с Церковью Небесной. Практическое осуществление сказанного в (Евр. 12; 22-23).
Дмитрий Кульпин 17.09.2011 07:19 Заявить о нарушении
Новый Завет говорит, что душа продолжает жить вне тела. Душа верующего водворяется в Господе. Ап. Павел говорит: (2Кор.12:2) "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба." - он не уверен как именно, но допускает, что возможность выхода из тела есть. Павел явно отделяет, себя от внешней оболочки (тела). (2Кор.5,1)"...когда земной дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах", есть он Павел, как нетленная личность, а есть нечто временное тленное. То же самое Пётр говорит: (2Пет.1:14) "Скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне." Оказывается, что даже сам Бог Ему открыл, что он должен оставить храмину(тело), куда он собирался уходить, если тело, это и есть он сам? Судя по откровению В.З.(Флп.1:21-23) "Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас." (2Кор.5:8) "Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа." Каким образом Павел собирался выходить из тела? И как смерть (прах, пепел), может стать приобретением. Мы видим, что представления о жизни после смерти, во времена апостолов сильно изменились. (2Кор.4:16,18) "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно", если кровь и плоть Царствия Божия не наследуют, что же есть вечного в человеке? Иисус говорит, что вечное:(Мф.10:28) "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить." Речь идёт о людях, которые только тело могут убить, Он не сказал, что убьют душу, а потом Я воскрешу её. В продолжении стиха говорится, кого надо бояться, кто может и тело и душу, но не сказано убить, а погубить в геенне (слово пагуба в русском имеет более широкое значение, а в греческом "аполесай"-букв. оставить, ввергнуть) (Откр.6:9-10) "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (также Евр.12:23), описанные события происходят, до воскресения и до пришествия Христа. Господь увещевает души подождать, пока другие убиенные не пополнят их число. Вот ещё места где говорится о возможности разделения, тела, души и духа: (1Фес.5:23) "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа." (Евр.4:12) "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные." И еще один вопрос, если допустить, что душа умирает вместе с телом, то можно ли приложить эту доктрину смертности души ко Христу? Была ли у Христа человеческая душа? — Несомненно: "душа Моя скорбит смертельно…". Так что же с ней произошло после Распятия? Умерла ли душа Христа после распятия? Исчезла ли она? Дьявол уничтожил полностью человеческую природу Иисуса? Христа уже не было — и Бог Его вызвал из небытия? Христос все же развоплотился? Бог расстался полностью с человеческой природой Христа? И тогда воскресение есть новое Боговоплощение, воплощение в труп, которому заново создается новая душа? По православной мысли смерть Христа — это отлучение души от тела, но сохранение их единства в Личности Слова. В этом единстве смерть застревает. От Слова душа Иисуса не отделяется, и через нее Бог оживляет ее тело. Где же был Иисус по выходу из тела? Оказывается сходил в преисподнюю и проповедовал духам в темнице, которые жили до потопа и не слушали Ноя (1Пет.3,19-20) Как и кому мог бы Иисус проповедовать, если бы во гробе не было размышлений? Ещё можно вспомнить притчу, о богаче и Лазаре, где иллюстрируется жизнь после смерти. Можно конечно сказать, что это лишь притча, она только иллюстрирует ту идею, что нет перехода, оттуда туда, но это будет не более чем мнение человека. Для чего Христу было вводить людей в заблуждение и объяснять столь странным образом? К тому же есть мнение, что это реальная история. Когда Иисус говорил притчу, он говорил, некто - (садовник, богач, судья), здесь приводит личное имя - Лазарь.
Дмитрий Кульпин 17.09.2011 07:46 Заявить о нарушении
Отвечу пока на то, что запомнилось из всего.
Бог дает тело(при воскресении), как хочет, и каждому семени свое тело.
Нетленные мощи - как это?
Прах+дух=Душа - при сотворении.
Душа-прах =Дух- возвращается к Богу. Где нетленность?
Как душа продолжает жить вне тела? -Душа - это индивид со своими мыслями, разумом и пр.
Библия писалась несколько лет. Больше изменений быть не может. На все есть ответы.
Писание имеет богочеловеческий характер(?) - богодухновенный.
В других книгах какая может быть необходимость?
... ибо отныне будут ублажать Меня все роды» - это не повеление. Это мать Иисуса сказала.
Люди достойные стать храмом Божьим - это все, принявшие Христа Спасителем - уже являются храмом Божьим. Подражать
Чудо Елисея - он не умер, потому все возможно.
Я за свою жизнь раза четыре была в церкви этой и так слышала: обращаются к образу и просят его. Моя подруга ходит в эту церковь - то же самое делает. - К конкретной личности и его просят.
Поклонюсь храму -престол Его на небесах(когда Давид пел, храма-то на земле еще не было). Значит храм - это сам Христос, а не здание, так?
Дмитрий, спасибо большое! Так хочется это все осмыслить. Но слишком на многое я замахнулась сразу.
Как бы вообще по чуть-чуть. Чтобы подробнее, но не все сразу.
Я еще обязательно буду все просматривать.
А вопросооооов..... Ой, как много. Хочется все же все выяснить. Тяжело, когда столько разногласий между церквями.
Не знаю, как Вы предложите все это объять.
С уважением и теплом!
Светлана Мангутова 3 17.09.2011 22:42 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 17.09.2011 22:51 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 17.09.2011 22:55 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 17.09.2011 23:02 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 17.09.2011 23:26 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 18.09.2011 04:42 Заявить о нарушении
Слово Божие говорит о человеке, как о существе троичном дух, душа и тело. В 1 Фее. 5-23 читаем: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". Этот стих определённо говорит о разделении человека на три части. Человек сотворён по подобию Бога троичным, такое же подобие имел храм - притвор, святилище и святое святых.
Когда Бог сперва сотворил человека. Он сформировал его из праха земного, а потом вдохнул в лицо его "дыхание жизни". Как только это "дыхание жизни", которое стало духом человека, вошло в человеческое тело, появилась душа. Следовательно душа - это сочетание тела и духа человека. Посредством тела человек соприкасается с окружающим материальным миром. Поэтому эту его часть можно назвать "миросознанием". Душа заключает в себе разум, помогающий нам в настоящем состоянии существования, и эмоции, которые вызываются нашими познавательными чувствами. Потому, что душа принадлежит нашему "я" и через неё мы проявляем себя, свою личность, эту часть можно назвать "самосознанием" человека. Дух - это та часть, посредством которой мы общаемся с Богом, и с помощью которой только мы способны познавать Его и поклоняться Ему. Потому, что дух говорит нам о нашем отношении к Богу, его можно назвать элементом "богосознания". Бог живёт в духе, "я" живёт в душе, а познавательные чувства живут в теле. Душа бессметная часть в человеческом существе об этом более подробно я написал в предыдущих сообщениях читайте. Всё молчу...а то мне повод дай я ещё лекцию напишу. божьих вам благословений!!!
Дмитрий Кульпин 18.09.2011 05:32 Заявить о нарушении
И я понимаю, что столько времени уходит на это....
... Душа бессметная часть в человеческом существе... Это в самой последней рецензии и почти последняя строчка. - Об этом можно поговорить в следующий раз.
Но как? Дмитрий, я бы не против отдельной странички. Как скажете...
Кого-то, может быть, тоже интересуют подобные вопросы...
С уважением и теплом души!
До встречи!
Светлана Мангутова 3 18.09.2011 08:20 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 18.09.2011 16:37 Заявить о нарушении
Вот здесь:
http://www.stihi.ru/2010/01/07/1972
Светлана Мангутова 3 18.09.2011 21:51 Заявить о нарушении