Погоняло и рыбная тематика

«А»: «Погоняло» и «рыбная тематика»

Однажды стала она классным руководителем 5 класса. Все хорошо было до одного момента. Изучали ученики на уроке украинской литературы произведение И. Нечуя-Левицкого «Запорожцы». А там в книжечке рисунок: стоит такой красивый запорожец, в вышитой рубашке, в широких синих шароварах, в красных сапогах, с селёдкой /длинным чубом/на голове. Пятиклассники, особенно мальчики, что-то очень этим запорожцем заинтересовались. А особенно его селедкой. Смеются. Что это такое, спрашивают. Ну, учительница и объясняет. Что же это такое. А мальчики еще больше смеются. Учительница наблюдательная была. И умная. С каждым отдельно поговорила. И выдали пятиклассники большую тайну: что есть у этой хорошей учительницы погоняло* - «селедка» (школа-то русскоязычная).

***
Погоняло* – воровской сленг, - кличка, чье-то прозвище.

***
Сначала долго смеялась учительница: ну и чувство юмора у деток. Учительница действительно очень худенькая была. Но на рыбу, которая молчит, ну вовсе не похожая, потому что за словом в карман не лезла и всегда в глаза ученикам смотрела. Потому что глаза – то зеркало души. Оказывается, кривое было то зеркало. А затем почему-то задумалась. Потому что любила анализировать ситуацию, прокручивать некоторые кадры из жизни назад. И вспомнилось ей, что, когда был младший сын в 5 классе, сначала было все хорошо. И учился неплохо мальчик, и на кружок по единоборствам ходил, даже на областные соревнования ездил, где завоевал третье место. А затем однажды пришел из школы с синяком под глазом, сказал, что подрался с другим мальчиком за дело, и просил не поднимать шум, потому что они с тем мальчиком как будто уже помирились. Пришла учительница второго дня к школе и увидела, что у того мальчика еще больший кровоподтек. Да и успокоилась: просил же сын, значит, все уже в порядке.

Но перестал сын ходить на этот кружок. Да и другие кружки не спешил посещать. Ну, перестал, так и перестал. Но потом оказалось, что он защищал честь мамы. А на кружок ходили не самые лучшие ученики…, а каждый раз доводить свою правоту с помощью кулаков нельзя, потому что тренер учил их кодексу чести настоящего спортсмена. И за этим кодексом нельзя первому начинать драться. А как же не драться, когда они такое говорят? Да и сыну моему мальчики придумали прозвище: если мама «селедка», то сын Коля – «Килька». Оскорбительно. Но маме он ничего не сказал, не хотел ее огорчать. Времени немножко прошло, почти два года. Учительница все-таки хорошая, да и сынок у нее красив, хорош и умен, потому и дети не очень надоедали Коле с прозвищами. Почти семь месяцев проучились пятиклассники, не зная, есть ли какое-то прозвище у учительницы. Но тут какая-то «хорошая душа» надоумила деточек, сказала. Опять заметила учительница, что сын ее огорченный ходит. Но в этот раз она уже знала причину. Поэтому успокоила мальчика, как могла. Много примеров привела: «На чужой роток не накинешь платок», «Да вы меня хоть горшком называйте, но в печь не сажайте», «Чужой язык, что помело, куда повело, туда и вывело».

И придумала она на уроках развития речи в каждом классе (А таких уроков по плану нужно проводить много, но программа предлагает темы какие-то «не такие», неактуальные, и проблемы выдуманы, неинтересные.) провести воспитательный урок на морально-этическую тему: «Учителя и ученики – друзья или…» Очень разозлилась учительница потому что, когда бы речь шла лишь о ней, то ее как-то это мало волновало. А когда из-за этого пострадал ее сын, да еще и не один раз, то здесь нужно что-то делать.

...Детям было всегда интересно на её уроках. А особенно одиннадцатиклассникам. И когда они приходили на перерыве в класс, то всегда спрашивали: «А что сегодня будет на уроке?». «Урок», - отвечала учительница. В это же раз она сказала, что будет не просто урок. А драма-феерия с продолжением. Кто-то из учеников сказал: «Что-то мне уже страшно... » «А как мне страшно…» - сказала учительница.

Урок начался с того, что учительница сказала, чтобы дети записали на листочках ее фамилию, имя и отчество; фамилию, имя, и отчество двух очень «хороших» учеников (у которых, она это знала точно, были прозвища); и свою фамилию, имя и отчество. Напомнила, что между учениками и учителями в школе, хотят они того, или не хотят, всегда существуют какие-то взаимоотношения. Другой человек для них может быть другом, врагом, никем, иногда возникает аналогия с миром животным или растительным. А затем предложила напротив фамилии написать, кто же этот человек для них есть. Напротив своей фамилии она сказала написать слово «селедка». Напротив других фамилий тоже написать их статус. И напротив своего тоже. В классе зависла напряженная, предгрозовая тишина. Дальше урок я помню плохо, потому что очень он тяжёлым был, перессорились дети. А один ученичок даже сказал: «А не боитесь ли вы, что после такого вашему сыну не будет еще хуже, чем до этого?». Действительно, о таких последствиях учительница почему-то не подумала. Очень переживала она, ее аж трясло, сердце выскакивало, руки дрожали. Помню лишь фразу: «Но как вы могли, а я думала, что я для вас Друг!!! Ну, если я уже «селедка», то мы в одном аквариуме плаваем, и кто вы после этого??? И кто знает, не превращусь ли я однажды на акулу, и не съем кого-то, не разбираясь». Очень мне стыдно, почти «съела» ребенка, который первым потом под руку попался: придралась к высокой тестовой оценке ученика, который неважно знал мой предмет. А он обиделся: «Почему я должен защищать свою оценку, которую угадал?» Ну, тесты – они и в Африке тесты. Можно ничего не знать и определенное количество баллов угадать. Несколько раз потом просила она у него прощения, но не знает, на самом ли деле он ее простил??

Задумала она цикл воспитательных уроков, потому что увидела, какой пробел существует в сердцах ее школьных детей. На следующем уроке она провела урок на морально-этическую тему: «Нужно ли сердце учителя?»

«Нужно ли сердце учителя современным детям?»

Начался этот урок с задания: дополните пробелы в фразах:
Переведите с древнегреческого языка на современный фразу:
Раб, который ведет за руку, – *** /педагог/;
Заполните пропуски:
Эзоп – «*** /Воспитывать/ через сказку»; (Рассказ о каждом педагоге (коротко).
Антон Макаренко – «*** /Педагогическая/ поэма»;
Януш Корчак – «Как любить *** /детей/»;
Ш. Амонашвили – «*** /Школа/ радости»;
Василий Сухомлинский – «Сердце отдаю *** /детям/».

Следовательно, тема нашего сочинения: «Нужно ли отдавать «сердце учителя» современным ученикам вообще и мне лично?»


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →