Это ваш выбор
В некоторых предыдущих статьях мною уже озвучивалась мысль о том, что так называемый «пси-эффект» был во все века и остаётся закономерным СЛЕДСТВИЕМ воздействия талантливого произведения искусства на воображение потребителя (зрителя, слушателя, читателя). Этот ФАКТ существовал и существует ВСЕГДА, и он всегда сопровождал и сопровождает процесс воздействия литературного произведения на читателя. И этот ФАКТ давным-давно имеет своё определение: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ или ДУХОВНОЕ ОТКРОВЕНИЕ. Честно говоря, мне (в данном контексте) не хочется даже произносить термин «пси-эффект» в виду его очевидной фальшивости и даже неуместности. Словно это партия не из той оперы…
Мысль о том, что рождённое произведение выходит из-под опёки своего автора и обретает свою, самостоятельную судьбу, уже не нова. Успех произведения зависит от того, как сложатся его отношения с читателем. И в зависимости от того, какими средствами воздействия конкретное произведение обладает, и складывается его судьба: станет ли оно классическим, то есть, несущим каждому очередному поколению читателей то самое ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ? Думает ли об этом автор, который творит?
Вероятно, тот поэт, который ориентирует своё произведение на победу в каком-нибудь конкурсе, только об этом и думает. Его цель: произвести ВПЕЧАТЛЕНИЕ, завоевать симпатии публики, а для этого требуется произведение с максимумом «пси-факторов», которые в совокупности (не мытьём, так катаньем) могут создать предпосылки для получения желаемого «пси-эффекта» - этакого выстрела хлопушки, чтобы «оглохший» и «ослепший» читатель в восторге проголосовал за данное произведение. А если читатель не только проявит свои эмоции, но и на некоторое время потеряет самоконтроль, то можно считать, что дело в шляпе, и такое стихотворение по определению можно считать «психоделическим». Прямо от корней «психо» и «дело» - то есть, сделать человека психом (шутка). Именно теория ЧГ нас и приводит к таким результатам. Но соответствует ли ТАКОЙ результат – КЛАССИЧЕСКОМУ, на который ТРАДИЦИОННО ориентировались деятели искусства во все времена?
О чём думали поэты прошлого? Какими побуждениями руководствовались при создании своих шедевров Петрарка, Шекспир, Пушкин?.. Оставлю временно этот вопрос без ответа, чтобы дать вам, дорогие читатели, самим поразмыслить… А тем временем, поговорим о механизме воздействия стихотворных текстов на нас – читателей.
Сначала мне хотелось бы привести высказывание одной из авторов стихиры, недавно прозвучавшее под статьёй ЧГ:
«Здравствуйте, Георг
В Вашей, скорее уже книге, говорится о том, что пси-эффект возникает при взаимодействии текста и читателя. При этом текст должен обладать определенными характеристиками, но этих характеристик довольно много и они очень разнообразны. Читатель, в свою очередь обладает одним из четырех типов темперамента... Осмелюсь предположить, что разные по темпераменту читатели будут воспринимать один и тот же текст по-разному. И если при проведении тестов на идентификацию психоделических текстов в выборке предварительно выявить тип темперамента читателя, а затем проанализировать отобранные ими как психоделические тексты, то скорее всего выявится зависимость воздействия конкретных характеристик текста для появления пси-эффекта у читателей, относящихся к определенным темпераментам. То есть то, что вызовет изменение сознания у холерика не даст такого эффекта у меланхолика.
С этим же может быть связано и немотивированное отторжение психоделических текстов и то, что они могут вызывать неприятные ощущения.
С уважением
Александра Инина»
Полный текст ветки рецензий здесь: http://stihi.ru/rec.html?2010/11/14/1207
Как видите, сама ВОЗМОЖНОСТЬ возникновения «пси-эффекта» вызывает сомнения. Нет статистики, которая осветила бы нам результаты. Нет свидетельств тому, что кто-то смог испытать на себе проявление «пси-эффекта» (не путать с духовно-эстетическим переживанием) - именно такого феномена, который ПРИНЦИПИАЛЬНО отличался бы от традиционной формы эмоционального впечатления. Поэтому, попытаемся немного разобраться в вопросе, хотя бы приблизительно, в меру простого здравого смысла.
Существует две формы воздействия произведения искусства на человека. То есть, существует два информационных канала: чувственный и логический. Нервное возбуждение через чувственное восприятие приводит к эмоциональному всплеску (смех, слёзы…). Например, через картинку, вызывающую чувство жалости, мы рефлекторно можем «пустить слезу». При этом логика наша может оставаться в «спящем режиме». Но если информация подаётся не только в виде жалкой картинки, но и обращает наше внимание на нарушение неких морально-этических норм, тогда в работу включается разум и начинается процесс осмысления сюжета. Но допустим, что текст не содержит побудительных элементов к осмыслению и остаётся в «спящем режиме» - лишь картинка, которая обладает сенсорными «пси-факторами», тогда читатель испытывает ПРИМИТИВНЫЕ чувства, которые, тем не менее, могут быть очень СИЛЬНЫМИ. Может быть, именно ЭТО и есть тот самый «пси-эффект», который на самом деле не «смещает» нашего сознания, а просто его НЕ ПОДКЛЮЧАЕТ. И мы воспринимаем такие ощущения, как высшее откровение – то есть, состояние «опьянения» или «релаксации», вызывающее эйфорию, оставляет в нашей памяти приятные воспоминания и даже потрясения.
Если же источник информации (в данном случае, стихотворный текст) несёт элемент радикального искажения имеющихся разумных эталонов, то разум встаёт на защиту этих эталонов, дабы сохранить баланс системы взаимодействия двух каналов – чувственного и логического. И в этом случае «пси-эффект» автоматически исчезает, его заменяет традиционное, классическое ВПЕЧАТЛЕНИЕ, которое суммирует и эмоции, и логическое осмысление сюжета. И следует признать, что именно такое ВПЕЧАТЛЕНИЕ является ПОЛНОЦЕННЫМ достоянием читателя, поскольку оно поднимает его на уровень ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. Не будем забывать, что обладание РАЗУМОМ отличает нас от овощей, а обладание РЕЧЬЮ отличает нас от животных. В итоге хочется задать вопрос: вам НУЖЕН «пси-эффект» в его чистом (подсознательном) виде?
Но постойте, зачем же мы тогда так истово боремся за ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ, за ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ, за ТРАНЦЕНДЕНТНОСТЬ, за ГИПЕРТРОФИРОВАННОСТЬ образов? Неужели для того, чтобы ПОДАВИТЬ наше тяготение к логике? Ошеломить, обезоружить разум, послать его в нокаут, чтобы не мешал нам переживать «овощные» эмоции… Неужели именно этими «качествами» обладает психоделика (от ЧГ) от всех предшествующих направлений? Тогда получается, что она (психоделика), являясь разрушительницей союза чувств и разума, является полноправной представительницей эпохи постмодернизма и не имеет никакого отношения к классике. Поэтому, проводить какие-либо аналогии с поэзией предыдущих веков мы не имеем права. Это будет либо профанацией, либо надувательством…
Следует отдавать себе отчёт в том, что психоделика, как новое направление в искусстве и, в частности, в литературе, в силу своей нетрадиционной ориентации ТОЛЬКО на чувственную сферу, игнорирующую логическую составляющую, просто обязано иметь СВОИ эстетические особенности. Но все «пси-факторы», которые собрал и систематизировал ЧГ, при детальном их рассмотрении, предстают, как набор уже давно известных художественных инструментов. Им просто даны новые ультра-названия. Так, имеем ли мы право принимать их за ОСОБЕННОСТИ, за отличительные черты психоделики? Можем ли мы по их наличию судить и утверждать, что произведение, их содержащее, является психоделическим?
До сих пор ответ на этот вопрос сводился к одному: к возможности воздействия конкретного текста на читателя таким образом, чтобы получить в результате так называемый «пси-эффект» - то есть, эффект «изменённого сознания». Такая форма оценки «достоинств» произведения автоматически выводит эти «достоинства» за рамки литературной эстетики и переводит в разряд факторов психотропного свойства. Поэтому, руководство таким критерием означает отказ от классической роли литературы, как средства ДУХОВНОГО осмысления бытия, как средства воспитания в человеке нравственных идеалов, - в пользу оглупления человека на базе чувственной деморализации. Если принять такую установку, то рушатся все БАЗОВЫЕ понятия классического искусства. Впрочем, как мы уже поняли, психоделика с классикой не имеет ничего общего, как ни стараются нас уверить в обратном адепты…
- - -
Подведём итог...
Теперь мы знаем, что "пси-пи" является ОДНОЙ из РАЗНОВИДНОСТЕЙ эстетического направления в современном искусстве (в частности, поэзии), именуемого"психоделикой". Характеризуется "пси-пи" наличием в текстах поэтических произведений комплекса "пси-факторов", которые в совокупности направлены на создание у читателя ОСОБОГО впечатления - так называемого "пси-эффекта", который (в свою очередь) характеризуется трудно определяемыми ощущениями, называемыми общим термином - "искажённое сознание".
Исходя из вышеизложенного, следует вывод: "пси-эффект", в виду его нестабильности и неопределённости, никак НЕ может быть ОБЪЕКТИВНЫМ доказательством в деле определения и причисления того или иного текста к категории "психоделических" текстов. И посему, всякое умствование на сей предмет является ничем иным, как СПЕКУЛЯЦИЕЙ и ШАРЛАТАНСТВОМ. И до тех пор, пока не появится чётких критериев "пси-пи", таковое направление в "психоделике" не может считаться научно обоснованным.
Тема закрыта. Аминь.
- - -
Свидетельство о публикации №110111906758