Испытания сущность. Часть 1

      Много говорят об испытаниях. Ужасаются, что даже миры на испытании. Много самосожаления о трудных испытаниях. Даже подозревают, справедливо ли само понятие испытания? Можно бы помочь всем недоумевающим поставить вместо слова испытание – проверка. Каждый человек перед мостом непременно удостоверится в прочности его и в других своих действиях. Ради себя человек испытывает все окружающее. Человек не любит понятия испытания, ибо оно послано откуда-то, но проверка ради своего удобства не противна человеку. Пусть он осознает, что все испытания только для его пользы. Нужно затвердить, что понятие сближения миров есть великое испытание.
   Учение Живой Этики: АУМ, 597

      (Гуру – Н.К.Рерих). И все же скажу, что претерпеть надо все, до конца, и устоять в Свете. Формула эта очень древняя. Она указывает на то, что как тогда, так и теперь положение идущего по пути Света не изменилось. Те же трудности, те же испытания, и та же борьба и преодоление, и те же темные злоделатели, ищущие погубление Света.
   Грани Агни Йоги, 1969 г. 14. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.


                ИСПЫТАНИЯ СУЩНОСТЬ (1)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      «Из Нашей Общины сеем Мы зерна Общего Блага по всем частям света.

      Спросите: как сохранить Устав Общины? Вы уже слышали многие признаки Нашей Работы, теперь запомните не к сведению, но к немедленному применению.

      Если отказ от личного приближает, то отказ от действия Общего Блага удаляет безмерно, – это правило Общины.

      При подвижности ума очень легко сохранить личное при устремлении к Общему Благу.

      Спросите – почему нужно столько испытаний? В Общине все достигается опытом, потому правильно считать испытания ростом. Испытания лежат, как пороги врат прекрасных.

      Уберите воздыхание и плаксивые лица, когда говорят об испытаниях.
      Но отказ от Общего Блага свалит в яму даже великана.

      Кто имел преимущество слышать Говор Наш, может засвидетельствовать, как деловито и разнообразно проходит время Наше. Для увеличения возможностей пришлось отказаться от долгих построений речи, изыскивая в разных веках лучшие и краткие определительные.

      В трехминутное время надо уметь дать выпукло содержание трехчасовой речи.
      Говорю это, не боясь негодования адвокатов и проповедников.

      Оценить сокровище времени можно лишь при работе Общего Блага. Менее всего можно красть время вашего брата. Украсть без смысла время – то же, что и кража идей.
К испытанию можно добавить, что даже ребенка можно спросить: что считаешь наиболее важным сейчас? Понимая течение мысли, можно по ответу увидеть подлинный облик. Печально смотреть на прячущих свои мысли. Мысль – молния!» Учение Живой Этики: Озарение, 2.3.5.20.

      Сущность всякого испытания состоит в том, чтобы пройти его неотрывно и нераздельно со Мною, каким бы трудным и тяжким ни было оно. И если идет через него ученик, утверждая Владыку, успешно проходит оно. Быть вместе всегда, несмотря ни на что, при всех обстоятельствах жизни — победою будет. Вот близок Я, но очи не видят, и ухо не слышит, и чувства не ощущают Меня, ни физические, ни тонкие, и даже мысли текут о чем-то стороннем; но где-то внутри, в духе, конечно, Близость звучит, и сердце поет, и радость на сердце. Так среди дел всяких, среди самой напряженной работы можно Меня утверждать и быть со Мною, наполняя Мною подсознание и чуя Меня так же неотъемлемо, как ощущается сердце. Облачившись в лучшие одежды, не всегда в течение дня ощущает их человек, хотя и одел их. Так же и одеяния духа, его облекающие, но не ощущаемые им каждое мгновение. Но надо облечься. Образ Владыки облекает дух Светом. Одеяние Света прочнее других. Об одежде Света позаботиться надо — нужна на Земле и в Мирах. Миры Дальние также близки, если осознаны в духе, ибо все — здесь, ныне и в духе, и все внутри нас есть, и все вовне, вне малого, личного, земного «я».

      «Представим: видите человека, делающего вред, но имеющего искру психической энергии; вы, конечно, начнете говорить о лучших свойствах эволюционирующего человека. Ваш собеседник немедленно согласится с вами, не относя к себе; так обычно бывает. Не мудро сказать ему, что он поступает дурно, но можно сказать, что его действие не отвечает направлению эволюции. Нет ни дурного, ни хорошего, но поступки его только нецелесообразны, и потому непрактичны. Если ваш собеседник выдает себя за общинника, то разговор проще. Тогда, как приверженцы общины, вы можете требовать охранения основ эволюционности. Даже для племенных свиней требуются определенные условия жизни. Как же человек, решающийся на подвиг социальной жизни, может оставаться в прежних мещанских берлогах? Как же могут ложь или трусость жить под личиной сотрудничества?

      Меньше всего Нас занимает словесное утверждение. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия. Как врачи следят за самочувствием и следствием и не обращают внимания на выдумки больного, так у Нас не обращают внимания на словесные уверения и взвешивают качество действия.

      Старинный способ испытания принят у Нас. Испытание продолжительно и неожиданно. Помните занятия Будды с учениками на неожиданность?

      Разве неожиданность может испытать страх или ложь? Именно неожиданность. Необходимость не будет решающим условием. Вор перед судом являет образец честности. Смотрите его не перед судом, но во тьме переулка. Не отвергайте испытания, ибо решение жизненного подвига должно быть испытано огнем стали. Те, кто верят слову, или не опытны, или не тверды. Опыт может перейти в непреложность только неизменным устремлением.
      Умеете ли устремляться?» Учение Живой Этики: Община, 179.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Больше уверенности надо иметь в Нашей защите. Испытания неизбежны, но это совсем не значит, что охраняющий Луч перестает действовать. Преданность и верность всегда могут рассчитывать на равную степень заботы, а биться часто приходится в одиночку. И можно ли этому удивляться, когда так широк фронт? Башни духа тем и сильны, что несокрушимы и неуязвимы. Свет, излучаемый ими, поражает тьму. Потому порою и тяжко. На поражение тьмы расходуется энергия сердца, оттого порой и усталость. Но в духе все воины вместе и с ними Владыка.

      Ощущение на краю пропасти или под дамокловым мечом очень характерно для некоторых ступеней ученичества. Их цель – научить проходить такие преграды жизни, не теряя равновесия и не изменяя ритма шага. Ступени эти нелегкие. Но через них проходили все, прошедшие прежде. Они так же неизбежны, как и ступень бездомия земного. Можно проходить все эти ступени фактически, в соответствующих земных условиях, а можно и в духе. Трудно сказать, что труднее. Испытание под знаком столь же отражается на сознании, как и обычное. Все это делается для ускорения движения по пути. Спросите: почему надо ускорить? Задержка эволюции губительно отражается на жизни планеты. Запруды могут вызвать прорыв и катастрофу. Новые космические энергии достигли Земли. Неготовое сознание не выдержит их натиска. И так многие организмы перегорают. И физическое здоровье не будет гарантией и не даст огненного иммунитета. Надо держаться за Нас изо всех сил, не нарушая постоянства связи. Обещаю спасение всем, кто идет за Мною.

      (Гуру). Каждый чуткий организм звучит на пространственную ноту. С одной стороны, чуткость – это достижение, с другой, Ноша мира сего увеличивается соответственно. Слабый дух ужаснется и начнет колебаться, но сильный скажет себе, что и через это надо пройти. Трудную полосу жизни надо пройти, не колеблясь, не сомневаясь, не являя недовольства, страха и омрачения. Каждое испытание кончается, когда наступает срок. Не бывает вечных испытаний.

       (Гуру). Наше правило: если делать что-то, то делать это возможно лучше. И если надо идти через жизнь, то пройти через нее и через все ее испытания и трудности надо тоже как можно лучше – «как по струне бездну».

      Можно убежать от диких зверей, можно спастись от пожара, можно спастись при кораблекрушении, можно отбиться от врагов, можно оборониться от темных, но как уйти, как избежать собственных мыслей? Мания преследования и прочие мании, навязчивые мысли, дома душевнобольных явно указывают на то, как сильно могут овладевать мысли человеком. Породитель и порождение являют собою одно целое в пространстве. Защита от своих собственных мыслей одна – это овладеть ими и взять под контроль. Нет другого способа защиты от своих мыслей, если мысли эти нехороши. От мыслей хороших и светлых защищаться не надо. Вопрос овладения мыслью важен необычайно. Мир Тонкий есть сфера испытания мыслей, и тот, кто ими не овладел на Земле, отдается на растерзание своим собственным порождениям. Он должен их победить во что бы то ни стало, иначе он погрузится в те слои астрального мира, которые соответствуют мыслям нечистым.

      Чистые и светлые мысли вознесут высоко. Как дятел, долбит сознание необузданная и прилипчивая мысль, вновь и вновь вторгаясь в него под всевозможными обличьями. И нужно под каждым, даже как будто и не плохим усмотреть ее скрытую вредоносную сущность, чтобы отбросить без колебаний. Все плохое, когда-либо продуманное и принятое без оговорок в сознание, снова вернется и потребует в нем себе место. Поэтому так важно пропускать каждую сомнительную мысль через луч сознания для утверждения или отбрасывания ее. Этим на мысль как бы накладывается печать окончательного решения воли, и если это решение действительно окончательно, твердо и непоколебимо, то мысль обезвреживается и рецидивом уже не угрожает. Так можно наблюдать, как от времени до времени из глубин памяти возвращаются погруженные когда-то в нее мысли и требуют сочетания с ними. Если сочетание состоялось и новая приемлемость ее утверждена, мысль погружается в память, чтобы снова вернуться для усиления или отрицания – как бы идет постоянный экзамен на проверку сознания и на выяснение той ступени, которой оно достигло. При самоконтроле и постоянном дозоре нетрудно выявить, какие именно мысли угрожают больше всего и откуда опасность. Негожие мысли свои служат каналом для приближения темных. Они словно открытые окна для нечистых внушений. Самое страшное рабство, которое только можно представить, – это рабство у собственных отрицательных мыслей.

       (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Каждым моментом Общения оставляем сияющий след в пространстве. Ритм усиливает следствия и утверждает непрерывную протяженность этой сияющей связи. Протяженность эта устремлена в будущее. Так куется проекция будущего устремленного в него духа. Не огорчайтесь трудностями и отягощениями обстоятельствами. Именно они помогают вашему поступательному движению. То, что является страданием для тела или горем для личности, может оказаться благом для духа и силой, устремляющей его мощно вверх. Мерки духа и мерки тела различны. Для одних – испытания и трудности, для других – радость и прилив новых сил; для одних – ужас и смерть, для других эта смерть – долгожданное освобождение и переход в Мир Тонкий, прекрасный, и осуществление всех своих самых дерзновенных мечтаний. Так разнятся отношения людей к одним и тем же явлениям жизни. Ибо сам «человек есть мера вещей».

      Цель каждого испытания заключается в том, чтобы через победу над ним возрасти духом, стать сильнее его, чтобы не нарушало оно равновесия и не влияло на твердость и ритм поступательного движения. И когда такая сила противостояния выработана внутри, испытание прекращается. Радоваться испытаниям – значит понять их смысл и целесообразность как двигателей духа. Столько уже Говорилось об этом, и все же, когда приходят они, все забывается, и человек успеет и омрачиться, и огорчиться, и явить недовольство. Где уж тут думать о радости. Так расходится жизнь с нормами поведения, которые должен утвердить ученик. Единственный способ освободиться от нежелательного испытания – это выдержать его успешно.

      Через периоды ужасных давлений тоже надо пройти и выдержать их, не теряя связи с Учителем. Как бы ни были они сильны, не могут они сокрушить дух, ибо дух несокрушим, и ничто не может уничтожить его. Именно только испытания дают эту несломимую уверенность в нерушимости духа. Через столько уже прошли, и все они в прошлом, а дух остался. Река жизни течет мимо, а сидящие на берегу, ученик и Учитель, созерцают ее, не втягиваясь в ее поток и ее водовороты. Трудно научиться смотреть, как бы стоя в стороне, как бы будучи только зрителем, словно в кино или театре. И смотрит человек, и переживает, и получает радость или огорчается за героев, сознавая все время, что он – только смотрящий, но не участник происходящего. Это можно усвоить, если понять, что царство духа не от мира сего, но выше. Можно яро отметить, что все Великие Духи, приходившие на Землю, Считали Себя только путниками, приходящими в мир и имеющими свой особый путь дальше в будущее, в жизнь, которую Полагали Они вечной. Так и вы стремитесь осознать себя путниками пути беспредельного, путниками в Беспредельность.

      Конечно, мировые события имеют большое значение для людей. Но ведь были они и сто, и двести, и тысячи лет тому назад. И тоже имели значение для людей того времени. И все они прошли и сменились другими, имеющими не меньшее влияние. Сменятся и уйдут в прошлое и события текущего времени, но останется дух, который так же будет смотреть на поток уже новых событий, так же, как и прежние, обреченных на забвение во времени. Хочу, чтобы более ярко осознали мысль о преходимости текущего часа и о непреходимости и вечности духа. Говоря, что «и это пройдет», Соломон имел в виду мысль о нерушимости духа и превосходстве его над всеми текущими явлениями жизни плотного мира. Нелегко сочетать это положение со значимостью, необходимостью и смыслом земных воплощений. С одной стороны, мираж Майи и проходимость и кажущаяся реальность земных снов, с другой – путь земных воплощений как единственная возможность эволюции духа и приобретения им опыта и знаний, столь нужных для его развития. Многое зависит от умения сочетать полюсы противоположных явлений, ибо на явлении противоположностей основана жизнь.

       «Серебряная слеза» означает готовность встретить любые испытания без жалоб, ожесточения, недовольства и прочих чувств, пресекающих продвижение духа. Это один аспект качества готовности. Рассмотрим другой. Если неожиданно выстрелить над ухом человека, это вызовет шок или очень сильное потрясение. Если знать заранее, что выстрел будет или что он возможен, шока почти не будет. Ожиданность того или иного явления исключает или сильно уменьшает возможность потрясения. Потрясения неожиданностью можно избежать предвидением или готовностью сознания ко всему, что может оно предусмотреть. Это и будет готовностью не только к неожиданностям, но и вообще ко всем и всяким явлениям жизни. Эту готовность можно воспитывать и утверждать волей. Основой ее будет спокойствие и равновесие. На волне готовности можно спокойно встречать любые неожиданности или испытания. Можно постоянно настраивать сознание или же крепко и непоколебимо настроить его раз и навсегда. Это значит неожиданность превратить в ожиданность. Шок неожиданности очень болезнен. Он парализует волю и лишает человека защищенности. Такую степень готовности встретить спокойно любые обстоятельства можно в себе утвердить. Она пригодится в любых мирах, и особенно в Тонком. Она будет служить крепким панцирем духу.

       (М.А.Й.). В мире земном можно обмануть себя и других, но Мир Тонкий есть мир испытания мыслей. Самообман уже невозможен потому, что нечистые мысли и желания, сдерживаемые, но не уничтоженные на Земле, там немедленно притянут созвучные им формы и дадут иллюзию их удовлетворения, вовлекая человека в переживания Танталовых мук. Так, иной постник, внутренне вожделеющий к пище, окажется окруженным запретными яствами, вкушая которые он голода своего удовлетворить будет не в состоянии, ибо продуктами воображения приступов чревоугодия угасить невозможно. Так, только полное изживание и очищение от недостойных мыслей освободит человека от их власти в Надземном. Не делать что-то – еще не значит освободиться от данного нежелательного явления. Мысль о желательности все же еще остается, и она-то и привлечет то, от чего так сильно хотел освободить себя человек. Поэтому отброшенная привычка мышления только тогда теряет свою власть над сознанием, когда она, подобно брошенному курению, уже совершенно не искушает, когда она изжита окончательно и больше уже не приходит на сердце. Себя самого следует изучить хорошо, чтобы знать, с чем бороться, и как, и что предать сожжению на путях Огненной Йоги.

      Полумеры не годятся. Из глубин памяти воспоминания о бывших свершениях будут подниматься вновь от времени до времени и нарушать стройность устремления. Годами подвижники смиряли в себе свою низшую природу и импульсы ее подчиняли воле. Символ чудовища, отрубленные головы которого вновь отрастали, очень наглядно иллюстрирует трудность этой борьбы. Из жизнеописаний некоторых святых знаете, через какие испытания они проходили. Но им было все же не так трудно, ибо могли удаляться от жизни обычной. Теперь же от героя духа требуется быть в мире, среди людей, часто в зараженной атмосфере города, и все же превозмогать не только восстания своего низшего «я», но и нечистую мысленную атмосферу, сильно воздействующую на психику тех, кто попадает в ее орбиту. С мыслями можно бороться мыслью, противопоставляя каждой нежелательной противоположную, но большего потенциала. Пока идут борьба и сопротивление этим мысленным воздействиям и импульсам, остается возможность победы. А когда победа становится единственным возможным и допустимым выходом из этой борьбы, когда поражение, даже в мыслях, недопустимо, тогда победа близка.

       (Гуру). В Мире Тонком происходит испытание мыслей, решающее дальнейший путь человека. Но хорошо, когда это испытание выдержано было уже на Земле. Содержание мыслей своих и характер их каждый знает отлично. Потому каждый может безошибочно судить о том, чего он достиг в этом отношении и каковы будут те условия его пребывания в Тонком Мире, которые окажутся в полном соответствии с природою этих мыслей.

       (М.А.Й.). «Поборемся», – скажет себе сильный дух перед лицом трудного испытания и в этом решении обретет новые силы. Состояние борьбы на Пути непрерывно. И чем выше подъем, тем это испытание сложнее. Конца борьбы нет. После трудностей земных встают трудности космические. Путь Света есть путь постоянной борьбы и постоянного преодоления.

       Достойное поведение в Тонком Мире возможно только тогда, когда было достойным в мире плотном, и особенно в мыслях, ибо побуждения осуществляют мысли в обоих мирах. Также не Советуем ничего переживать слишком. Пусть будет что будет или что есть, но поощрять своеволие астрала нельзя. Также и страдания, вернее, отношение к ним, требуют какой-то степени спокойствия. Один страдает, сохраняя достоинство духа, другой – впадая в неистовство. Страдает преходящая личность, чтобы Высшая Триада могла извлечь из этих страданий полезный опыт и урок. Великие Духи Страдали, дабы в Высших Мирах страдания эти возгорались огнями невиданной красоты. Легенда о том, что из человеческих страданий родятся драгоценные камни, глубоко символична. И действительно, Сокровище Камня растет от страданий.

      Правда, по-человечески Дух Говорит: «Да минует Меня Чаша сия», но все же сознательно Принимает неизбежное. Да, да! Даже и в страданиях можно удерживать какую-то степень равновесия. И голод, и жажду, и прочие испытания можно переносить спокойно, не теряя человеческого достоинства, как, впрочем, и все. Дело не в том, чтобы избежать, а в том, чтобы встретить достойно. В конечном итоге вся эта дисциплина духа нужна не для Земли, но выше. Хранить равновесие духа и в горе и радости, в страданиях и покое, в лишениях и избытке, в поношениях и почете, в нищете и богатстве, словом, при всех противоположениях, на которых закаляется дух, будет великим достижением.

     Все земное, хорошее и плохое, уйдет, а достижение останется с духом, утвердившим его. Как бы еще лучше, еще доходчивее сказать, что не само происходящее с человеком имеет значение, но то, что дает оно духу и чем обогащает его. Хорошо, когда уже нет привязанности к окружающим плотным условиям и аура не приросла ни к вещам, ни к местам проживания. Это уже свобода духа, и не жаль оставлять ничего. Тяжело уходить в Мир Надземный, когда тысячи нитей привязывают к Земле. И странников и отшельников можно понять – они стремятся освободиться от земных притяжений. Любить Землю и жизнь, красоты первой и ощущения – совсем не значит быть в рабстве у них. Любовь, лишенная переживаний самости, освобождает от всех видов рабства. Сверхличная любовь есть Любовь-Освободительница.

      (М.А.Й.). Через испытание одиночеством тоже надо пройти. Во время этого испытания выявляются многие качества, как положительные, так и отрицательные: первые для утверждения, вторые для изживания, вернее, для трансмутации их в положительные. При этом важно понять, что сильные отрицательные качества можно трансмутировать в положительные, так как имеется то, что можно переродить, но из ничего нельзя создать чего-нибудь. В этом смысле и понимается изречение, что человек должен быть или холоден, или горяч. Из ничтожного проявления не получится ничего, кроме убожества, но трансмутированное по линии родственных противоположностей сильное отрицательное качество может стать жемчужиной и украшением духа, потому что, усмотрев в себе сильное отрицательное качество, можно сознательно начать утверждать его антитезу. Трансмутацию элементов подтверждает химия. Возможна она и в области духа.

      Важно также понять, что можно претерпевать страдания, не теряя равновесия. По-человечески это трудно представить, но имеем примеры того, как Великие Духи Проходили через земные страдания, испытывая всю их остроту, но не утрачивая при этом нерушимого спокойствия духа. Несломимая вера в мощь Иерархии давала им силы переживать и выдерживать самые тяжкие испытания. Задача совсем не в том, чтобы очередное испытание закончилось как можно скорее, а в том, чтобы проходить через него бодро, радостно и победно.

      Воинствующая тьма постоянно активна. Особые усилия направляет она на то, чтобы нарушить каждый очаг Света. У темных злобная радость, когда им удается угасить Свет, где бы он ни начинал возгораться. Ученику предлагается задача: устоять против тушителей. И Иерархия Света в это время не Помогает ученику не потому, что не Хочет или не Может, но потому, что он должен пройти самостоятельно и утвердиться в Свете. Они, темные, хотят вызвать отчаяние и убить веру в мощь Иерархии Блага. И слабые сердца не выдерживают искуса, и веру теряют, и погружаются во мрак безысходности. Могут спросить, почему испытания столь длительны и временами столь мучительны. Но знаете, что Высокие Духи годами Томились в темницах. Далекая цель настолько величественна и прекрасна, что временные тягости и трудности, как бы велики они ни были, тысячекратно покрываются счастьем и радостью духовной победы и приближением к Иерарху. Учитель может быть очень близок, и особенно в моменты тягчайших испытаний, но только плотная оболочка затемняет знание духа. Формула «Я с вами всегда» подтверждает это явление. Нелегко претерпевать испытание и в то же время хранить спокойствие и непоколебимую веру в Высшие Силы. Сказано было давно: «Претерпевший до конца спасен будет».

       (М.А.Й.). И если мне каждодневно приходилось укреплять себя в Свете, то, значит, жизнь была нелегка и препятствия громоздились как горы. Поймите, что, чем выше ступень на Лестнице Света, тем испытания более сложны и трудны. И тягости их, вас выше стоящих, непереносимы сегодня для вас. И тягости эти оставляли они при себе, вам же давали Свет, и любовь, и устремление двигаться дальше. Это было с их стороны истинным самоотвержением. Было бы великим заблуждением думать, что делали это они потому, что жизнь была легка, беспечальна и свободна от непомерных и непосильных обременений. Им подражая, так поступайте и вы, мужественно неся крест свой, даря людям Свет, который есть в вас.

      (М.А.Й.). Превосходство духа над телом, или примат духа, утверждается волей упорно, последовательно и сознательно. Испытания для того и даются, чтобы не на словах, не в мечтах, не в воображении, а на деле, в жизни утвердить это положение, эту основу. Дух неразрушим и несокрушим. Это известно давно, но знающие это все же поникают при первом серьезном столкновении с трудностями или сложностями земных условий. Гордиев узел земных хитросплетений, запутанности, безвыходности и устрашений разрубается мечом духа, который знает всю проходимость, всю призрачность, всю нереальность и временность условий, окружающих человека. Разрушались могучие царства, рушились огромные города, гибли целые цивилизации, и все же кто-то пытается опираться на земные опоры, но не на силу духа. Нерушим и несокрушим только дух, все остальное обречено вихрям на разрушение.

      Когда пылают ярко огни, все кажется легким для преодоления и хочется вызвать на бой стражей Порога. Но вот приходит срок испытания – и мысли прельщения и всего, что еще не изжито, поднимаются из прошлого перед сознанием и застилают яркий и чистый горизонт. А так как сияние раньше пылавших огней уменьшается в значительной мере, то и борьба уже не кажется легкой. Но как бы то ни было, из очередного испытания надо выйти победителем. Мысль, не побежденная здесь, встанет потом там, в Мире Тонком, во всей своей силе, а там и борьба и преодоление много труднее и много сложнее. Победить надо здесь. В период испытания темным дается свобода искушать всеми мерами, и они стараются очень прилежно, изыскивая все слабые стороны в сущности человека, чтобы достичь своего. Это необходимо выдержать, не теряя уверенности в победе и зная, что уступить мохнатым рукам невозможно. Слишком уж дорогая цена за поблажку астралу. Если путь избран вместе с Учителем, то и борьба вместе с Ним, плечом к плечу, вместе с Ним и победа. Отступать некуда. Не во тьму же! Когда снова вспыхнут огни, рассеется тьма и снова станет светло.

      (М.А.Й). Обратите внимание на то, что общее планетное неуравновесие в моменты своего усиления очень тяжко воздействует на психику человека. В эти моменты и личные испытания усугубляются и становятся особенно трудными. Когда переходный период закончится, и Сатиа Юга настанет на планете, и неуравновесие заменится равновесием и гармонией, тогда изменится все и уже не придется испытывать и переживать то, что приходится теперь. Мысли о будущем, сужденном и непреложном, помогут пройти через это трудное время.

      (Гуру). С одной стороны, обязанность ученика светить там, где темно, и насытить алчущих духом, с другой, необходимость сдержанности и указание, чтобы ларец оставался закрытым. Надо найти золотую середину между двумя полюсами и не позволять превалировать ни одному. И испытания даются только для того, чтобы выяснить точно, где тот предел, дальше которого даяние будет во вред и получающему, и дающему. Вопрос раздачи духовных сокровищ сложен необычайно.

      Важно также понять, что можно претерпевать страдания, не теряя равновесия. По-человечески это трудно представить, но имеем примеры того, как Великие Духи Проходили через земные страдания, испытывая всю их остроту, но не утрачивая при этом нерушимого спокойствия духа. Несломимая вера в мощь Иерархии давала им силы переживать и выдерживать самые тяжкие испытания. Задача совсем не в том, чтобы очередное испытание закончилось как можно скорее, а в том, чтобы проходить через него бодро, радостно и победно.

      Воинствующая тьма постоянно активна. Особые усилия направляет она на то, чтобы нарушить каждый очаг Света. У темных злобная радость, когда им удается угасить Свет, где бы он ни начинал возгораться. Ученику предлагается задача: устоять против тушителей. И Иерархия Света в это время не Помогает ученику не потому, что не Хочет или не Может, но потому, что он должен пройти самостоятельно и утвердиться в Свете. Они, темные, хотят вызвать отчаяние и убить веру в мощь Иерархии Блага. И слабые сердца не выдерживают искуса, и веру теряют, и погружаются во мрак безысходности. Могут спросить, почему испытания столь длительны и временами столь мучительны. Но знаете, что Высокие Духи годами Томились в темницах. Далекая цель настолько величественна и прекрасна, что временные тягости и трудности, как бы велики они ни были, тысячекратно покрываются счастьем и радостью духовной победы и приближением к Иерарху. Учитель может быть очень близок, и особенно в моменты тягчайших испытаний, но только плотная оболочка затемняет знание духа. Формула «Я с вами всегда» подтверждает это явление. Нелегко претерпевать испытание и в то же время хранить спокойствие и непоколебимую веру в Высшие Силы. Сказано было давно: «Претерпевший до конца спасен будет».

       (Гуру). Обратили ли должное внимание на то, что в минуты особенно тяжкого нагнетения противных условий огни духа вспыхивают с особенной силой? Такова истинная полезность противодействий. Опытный путник умеет из них извлекать энергии, столь нужные для поступательного движения. Неопытный и слабый человек начнет сокрушаться, и горевать, и духом поникнет, в то время как другой, умудренный опытом долгим, духом воспрянет, и силы свои соберет, и выйдет победителем из очередного испытания.


Рецензии