Мудрец и гетера
учеников толпою окружён,
поборник истины – не сноб и не святоша,
лезть за неё зовущий на рожон,
привёл их всех в урочный день к подножью
горы средь впечатляющих красот,
а дальше вверх, вперёд, по бездорожью
к величию заоблачных высот!
И наставлял: не фальшью, не притворством
и не в карьер, чтоб в кровь бока стегать, –
усердием, терпеньем и упорством
им совершенство в жизни постигать.
Сродни то восхожденье отреченью
от благ земных с призывом вопреки
природе плыть никак не по теченью
столь быстротечной времени реки,
а вспять, сквозь перекаты и стремнины,
суть бытия усвоивши с азов,
и понимать осознанно, что мнимы
все поиски обходов и лазов.
Шагать наверх, какое наслажденье!
шагать вперёд, вот в жизни верный путь!
ни рок, ни злой обман, ни наважденье
нас не заставят в сторону свернуть! –
так думал всяк, за ним тогда идущий,
его уподоблявший божеству,
единственной дорогою, ведущей,
как всем казалось, к правды торжеству.
И было так, пока на повороте
с гетерой не столкнулись вдруг гурьбой
(о, жгучий взгляд, осиный стан и ротик,
украшен чёрной мушкой над губой!),
едва подъем осилив вполовину
средь камнепадов, склонов и каверн…
Спускалась та в цветущую долину –
сосредоточье торжищ и таверн.
(О, этот дивный аромат настоек –
шафран, и нард, и тмин, и базилик! –
не устоит перед таким соблазном стоик,
и циник вмиг проглотит свой язык!)
И молвила: зачем напрасно тщиться?
тащиться вверх? не легче ль курс сменить?
любой из вас тотчас за мною помчится,
достаточно лишь пальцем поманить.
И что ж? по мановенью развернулись
и, не сказав учителю прощай,
все устремились в ад развратных улиц,
отбросив смысл высокий невзначай.
Что может быть прелестней этих губок?
ужель премудрость ветхая веков? –
теперь их привлекает шелест юбок
и запах терпкий дразнящий духов.
Любовь гетеры… недоучка, сгинь в ней,
спросив себя притом: что взять с меня? –
бога сменив в мгновение богиней,
за ней вовсю вприпрыжку семеня,
ты раб её навек, а та и рада,
надменно бросит вслед через плечо:
ну, что, мудрец, скажи, за кем же правда?
доколе будешь мучиться ещё,
учеников растя убогих, сирых,
до середины их не доведя?
им истину открыть, увы, не в силах
ты, прописные истины твердя.
Тебя печалит, подведем итог мы,
то, что твои сподвижники в пути,
забыв про постулаты и про догмы,
за мной готовы под гору идти?
И был ответ: всё так, как ты хотела,
торжествовать вот только не спеши,
коль ты прельщаешь бренностью их тела,
а я веду к бессмертию души.
Рецензия на «Мудрец и гетера» (Александр Тхоров)
Очень понравился ваш стих! Спасибо:)
Мне кажется, мудрецу надо просто спокойно продолжать свой путь. Обязательно найдется кто-то, кто просто пойдет с ним рядом - не повернет обратно. Каждый цветок распустится в свой срок, бутон насильно не раскроешь... Тем, кто повернул назад, видно не время еще идти с мудрецом на вершину.
Вдохновения вам, с теплом, Наташа
Наталия По 17.08.2010 01:49 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Как показалось мне, мудрец, видя, как поступили его ученики, даже не расстроился. Но, видимо, в глубине души разочаровался в своем учении. В нашу эпоху, когда основная масса людей предпочитает скользить вниз задами по желобам аквапарсковских сооружений, такие подвиги двигаться через стремнины и перекаты никому не нужны.
Александр Тхоров 17.08.2010 07:10 Заявить о нарушении правил / Удалить
Да, пардон, Натали, за невежливость. Спасибо за позитивный отклик.
Александр Тхоров 17.08.2010 07:11 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Рецензия на «Мудрец и гетера» (Александр Тхоров)
Достойное произведение!
к правды торжеству - посмотрите эту фразу, на мой взгляд не читается!
С теплом души!
Трофимов Алексей 16.08.2010 15:33 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Да, лучше было бы к "торжеству правды". Но тогда гибнет рифма. Приходится использовать инверсию, то есть свободный порядок слов.
Александр Тхоров 16.08.2010 15:59 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Рецензия на «Мудрец и гетера» (Александр Тхоров)
Битва двух волков
Старый индеец племени чероки учил жизни своих внуков. Он сказал им:
- Во мне идет битва… это ужасная борьба двух волков. Один из них представляет страх, гнев, зависть, скорбь, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, вину, чувство обиды, негодование, ложь, неполноценность, фальшивую гордость, превосходство и эго. Другой олицетворяет радость, спокойствие, любовь, надежду, щедрость, искренность, смирение, доброту, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, желание делиться, истину, сострадание и веру.
Пожилой человек посмотрел на детей твердым взглядом.
- Та же битва идет и внутри вас и также внутри других людей.
Дети подумали об этом минуту, а затем один из них спросил дедушку:
- А какой волк победит?
- Тот, которого вы кормите, – ответил старый индеец.
Вспомнилась притча))) Кормишь душу? Кормишь тело?
Почему то чаще побеждает тело..
Привет
Скажу только...Мудро
А есть и про гору.. Жаль только никто точно не знает, какой путь правильный и поможет ли путь? Душа и так бессмертна
Только жизни у нее две. Одна в теле. Одна вне тела.
Алекс Рудов 16.08.2010 15:31 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Душа, Алекс, может жить без духовной пищи десятилетиями. Доказано не нами. Спсибо за отклик.
Александр Тхоров 16.08.2010 16:03 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Свидетельство о публикации №110111809707
Все так, как есть... и есть ли там...
И ту гетеру обнимаешь,
Иль на вершине пьешь бальзам...
Лалита Мурадашвили 28.01.2011 08:15 Заявить о нарушении