Вечер в Театре Демона

Группа "Король и Шут" приехала в Красноярск с акустическим альбомом "Театр Демона", в рамках
своего юбилейного XX летнего тура.
Это был уже не первый раз, когда они нас посещают.
Концерт проходил в баре "Че Гевара", где было около 2 тысяч зрителей, причём люди приезжали из других
городов.
"Шуты" вышли на сцену,  и начали выступление с песни "Театральный демон", после чего прозвучал "Киногерой".
В песне "Киногерой" поётся про знаменитого
актёра Роберта Инглунда, сыгравшего Фредди Крюгера
в фильме "Кошмар на улице Вязов".
Ведь когда Роберт сыграл убийцу, у него появились поклонники,
а сам он не пришёл на премьеру фильма, и строка "Зловещ
мой лик на стенах городских" показывает его в образе Фредди -
шляпе, полосатом свитере и страшной перчаткой.
Сам Андрей Князев дал подтверждение этому когда изображая большие когти, выбрасывал руку в зрительный зал.
Зритель рукоплескал, а по лицам музыкантов было видно,
что наш город принимает их на ура уже не в первый раз.
Как только разадалась "В Париж - домой", где поют граф де ля Фер, он же Атос, его внебрачный сын Виконт де
Бражелон (Рауль) и слуга, вынесший погибшего Виконта
с поля боя - Гримо, зал начал подпевать не жалея голоса.
Судьбы всех героев сложились трагически.
Когда граф узнал о смерти Виконта,
он умер, увидев его во сне, где тот поднимается
к звёздам, Виконт погиб, бросившись под пули,
из - за его неразделённой любви к хромоножке
Лавальер, что стала впоследствии фавориткой короля
Людовика XIV, и специально шевелясь в постели,
хотя ему не разрешено было двигаться, ибо вся жизнь
Рауля покатилась под откос, и из - за того, что он был
однолюбом, пришлось заплатить ужасную цену - цену
собственной жизни, а Гримо умер от горя, ведь он похоронил
сразу двоих - господина и его сына, и для старого слуги,
который был и врачом на поле боя, и солдатом, это был
непереносимый удар.
Гримо был для графа де ля Фер другом, и граф о нём заботился,
и слуга помог воспитать Рауля как своего родного сына.
После погружения в романы Александра Дюма, группа
сыграла "Фокусника", где иллюзионист делает чудо, хотя на
самом деле - всё это обман, а его фокусы шокируют, потому что на них умирают люди по - настоящему от выстрелов
мушкетов.
Фокусник озлоблен на зрителя, тем, что тот не понимает
его таланта и считает странным.
Едва композиция завершилась, Князь объявил, что сейчас
будет история о американском комике, использовавшем
в своих выступлениях элементы перфоманса, и с первых
же нот стало ясно о ком идёт речь.
Это был "Энди Кауфман".
Кауфман никогда не считал себя комиком, а называл себя
"артистом, что танцует и поёт".
Шутки его были порой настолько жестокими, что люди
могли сойти с ума ("И опять в своей манере Он стереотипы ломает, шокируя зал"), и под воздействием актёра, вынуждены были смеяться над тем, что в действительности не смешно.
Причём, когда он скончался от рака лёгких,  многие говорили что "Энди прячется. Так нужно для шоу".
Далее было сыгранно "Отражение", где главного героя песни раззорил двойник, пришедший из магического зеркала.
С альбомом "Продавец Кошмаров" в творчестве группы появилось немного нот готической музыки, а тематика
XX века стала подниматься с диска "Тень Клоуна", и продолжилась на новом альбоме.
Внезапно было сделано объявление, что "следующая песня, посвящается как память известному человеку, но он ещё жив", и плавными движениями рук музыкантов были отыграны "Защитники", что раньше носили название "Красный всадник" и были написаны Андреем Князевым ещё в 1996 г., когда выходил альбом "Камнем по голове", и вот, спустя 14 лет, старое творение увидело свет в новом звуке.
Эта песня отчасти выдержанна в стилистике группы "Эпидемия", учитывая необычность главных героев композиции - Всадника и Женщины - лавины с огненными косами.
"Защитники" были отмечены громкими аплодисментами, и вскоре залу рассказали трагическую
и философскую историю "Бунтарь".
"Бунтарь" является отсылкой к книге "Пролетая над гнездом кукушки" Кена Кизи.
Историю о преступнике, что притворился душевнобольным и попал в сумасшедший дом,
дабы избежать суда, рассказал писателю жестами пациент психиатрической клиники,
глухонемой индеец по прозвищу "Вождь", когда Кизи работал там ночным санитаром.
Строка "Были тут и мыслители, и бунтари" объясняет, что в сумасшедшем доме были и преступники,
и инакомыслящие, коих власть убрала подальше от глаз людских, дабы те не подтолкнули народ
к революции.
Завершив тему о жертвах психиатрии, Горшок начал читать стихотворение, коим начинался
"Тёмный учитель" - история о вампире из знатного рода.
Он был учителем для новых поколений, ведь когда кончилось время великих вампиров, пришлось
готовить приемников из простых людей, желающих обрести вечное бессмертие.
И каждый ставший вампиром, посвящал в тайны других, давая простую мысль, что если есть люди,
верящие в них, то надо оставлять им жизнь, а "слепых"  и неверящих - убивать за это.
Постепенно от историй перешли к лирике, сыграв "Тяни!" - историю влюблённого, боявшегося
признатся красавице в любви, и спрыгнувшему в пустой колодец, а также о кабатчице "Мадам Жоржетт", как она продала своих друзей - офицеров, будто Иуда Христа за 30 серебряников, тем
самым, обрекая их на смерть.
"Мадам Жоржетт" напоминает романс, как своей музыкой, так и текстом.
От романтики, зрители вместе с музыкантами погрузились в суровый мир севера.
Этому способствовала композиция "Король вечного сна", где главный герой - полярник Матвей,
оказывается унесённым на льдине, и вызывает по рации товарищей.
Те кричат: - "Держись!", и, в конце концов, бог сна Морфей усыпляет полярника, тот падает в ледяную
воду, но успевает дать сигнал, что он в беде, и видит чёрный дворец злого Бога, сшившему ему
изо льда костюм.
Сердце Матвея бьётся, что он жив, но тело не движется, и он умирает, френч зла шьют суровые
ветра севера, а смокинги смерти и сапоги - гробовщик для полярника.
Хорошо, что группа подняла тему полярников, давно забытых нами, ведь многие погибли в суровых
климатических условиях, и это были героические люди.
Память о них очень важна для общества.
Ещё не успела кончится эта трагическая сага, послышались первые ноты "Бала Лицемеров",
о людях, что прячут свои пороки за масками на балах, любят лесть, а герой песни вынужден скрывать свой
острый ум и язык от знати, притворяясь безумцем, одевая наряд шута, но в результате шутами
оказываются сами знатные особы.
Перейдя к старым песням, коллектив исполнил "Два монаха в одну ночь" про человека, приютившего в дождь монаха на ночь, но потом тот же монах очутился у него за дверью, и вернувшись в дом, хозяин увидел монаха, сидевшего с кружкой чая, и самого себя, а за ними -
"Забытые ботинки", с "Акустического альбома" 1999 года.
В этой балладе влюблённый пошёл бродить по свету, но вернулся дважды, в первый раз забыл ботинки а во второй - штаны в доме своей девушки, спавшей, и не знающей о том, что её избранник приходил к ней.
И вот, раздалась трагическая песня "Воспоминания о былой любви", где главный герой песни граф Дракула предстаёт как злодеем,
так и несчастным влюблённым, которому приходится душить
девушек, из - за того, что те не разделяют его чувств.
Здесь  Дракула не вызывает отвращения, а только жалость.
Знаменитейший из вампиров литературы, и реальное историческое лицо князь Влад Цепеш,
известный людям как граф Дракула из романов Брэма Стокера,
впервые предстал перед нами с человеческим лицом, когда многие видят его жестоким убийцей и вампиром.
Был широко раскрыт внутренний мир героя, о коем судили только по внешним фактам, и никто
не пытался понять его душу, и помочь разорвать круг порочных страстей.
Внутренняя драма в связи разлада разума и сердца, про который говорит Грибоедов "Ум с сердцем не в ладу".
Во время исполнения Михаил Горшенёв  вытянул эту песню чисто оперным голосом, и для поколения старше 30 лет это было приятной неожиданностью, и её поняли.
Это уникальный прорыв. Творчество обогатилось, засчёт нового аспекта вокального мастерства.
Возможно такой голос можно объяснить тем, что группа "Король и Шут" планирует в будущем
поставить первый в их истории театральный мюзикл "Сунни Тодд", и он занимался в театре вокалом, готовясь к будущему выходу на сцену в плане актёра.
После Дракулы была спета "13 рана" о самом первом анархисте начала XX века - батьке Махно, раскрыв его полный психологический потрет.
Его не беспокоили раны в бою, но была неизлечимая рана в сердце от того, что власть взяли большевики.
Он попытался быть "Наполеоном" в период революции, но был повержен.
Дух его последователей не сломился, и идеи бунтарства живы и поныне среди многих неформальных движений.
Как только раздались первые строки весёлой новогодней песни "Ром", слушатели начали подпевать, многим не хватило место, и приходилось вставать на лавочки, столы и стойки бара, чтобы увидеть полностью музыкантов и подпеть им.
Небольшая пауза подарила нам "Проклятый старый дом" - историю о старике, коего не похоронили соседи а заколотили окна и двери дома, в результате чего умерший пытается вырватся на волю.
Лирики на концерте было больше, чем фэнтези и страшных историй. Звучали баллады "Прыгну со скалы" о несчастной любви, как потерявший голову от насмешек человек покончил с собой,
"Кукла колдуна" где колдун делает девушку своей куклой, и ей неважно мнение окружающих о её новом необычном друге, и "Медведь".
"Медведь" - это трагедия человека, превращённого колдуном в оборотня - медведя, просыпавшемся в его теле в полнолуние и он должен умереть.
В славянских мифах таких существ называли Берендеями.
Концерт подходил к концу. "Король и Шут" сыграли "Марионеток" и "Танец Злобного Гения", но
решили ещё сыграть "Мёртвого Анархиста".
"Анархист" в необычной аранжировке очень удивил, а мораль песни такова, что нечаянность может породить большие проблемы, и порой пробудить большое зло.
Слепой маг заблудился в лесу, ненамеренно разлил волшебное зелье на кладбище, в результате чего начали оживать зомби.
Мертвецы напали на деревню, но крестьяне дожили до утра, а солнце сожгло всех, кроме самого
анархиста, тот где - то спрятался, и как было слышно по крику "Хой!" обещал вернуться.
Концерт был завершён, и музыканты ушли за кулисы, и не появились, несмотря на настойчивые просьбы исполнить ещё одну песню, ведь они очень устали и это понятно, каждому нужен отдых.
Король и Шут - это уникальная группа. Их уникальность в
том, что они поднимают глубокие темы, как например тема
мужской дружбы в Песне мушкетёров, где молодой Д'Артаньян
знакомится с Атосом, Портосом и Арамисом, после чего они
становятся друзьями.
Каждая из тем будет раскрыта по отдельности.
Очень хочется отметить тему лирики, в творчестве группы, песни, написанные по романам писателей разных эпох, как например "Скотный двор" написанная Оруэллом как сатира, "Гимн Шута", "Невидимка", "Дагон" и "Зов Ктулху" Говарда Лавкрафта.
В "Гимне Шута" по всей видимости, упоминается шут Генриха VIII
Шико, из романов Александра Дюма
"Королева Марго" и "45" что был обедневшим дворянином, но на самом деле видел насквозь
всех придворных изображая из себя безумца, а "Неведимка" - это роман Герберта Уэллса, где его герой становится невидимым и начинает мстить
Тема дружбы  глубоко раскрыта во многих творениях, как с положительной, так и отрицательной стороны.
В музыке группы можно погрузиться за пределы сознания,
которое расширяется от ужаса.
И это видно в темах "Маска", где её главный герой боится показать лицо,
ибо женщина умрёт от ужаса увидев личину монстра, "Продавец Кошмаров",
когда сумасшедший пугает людей в подворотне тёмной ночью, "Дагон" наступлением
тумана, в результате чего люди уходят жить под воду, превращаясь в слуг
великого Ктулху.
Ктулху является прародителем моря, как мать - Гидра и отец - Дагон, и от них
на земле пошла жизнь по мифологии Лавкрафта, а теперь они зовут в "родные пенаты"
своих детей.
"Ходит Зомби" - история о том, как местный пьяница стал жертвой собственной жадности,
и глупости, "Тень Клоуна" - как клоун питается смехом, убивающим жертву,
а для того чтобы насытится он направляет на людей свою живую тень, "Смешной пистолет", где красотка Элизабет застрелила ухажёра, т. к он встречался с ней только из - за пари с друзьями.
Не спорю с доводами тех, что Шуты не те, что раньше, просто сейчас от сказок они перешли на более взрослую аудиторию, но это же не значит, что свои старые сказки они не будут исполнять.
Ведь благодаря разнообразию, слушателей становится больше, и это не только подростки, а люди, которым уже за 30, как это началось с альбома "Продавец Кошмаров", и видно по "Театру Демона".
Аудитория должна расширятся, ведь многие не воспринимают их сказочную составляющую, многим хочется серьезных вещей, как например "Дагон" по рассказу Лавкрафта "Зов Ктулху", и на концерте каждый получает то, что он хочет.
Тема группы всё та же - борьба со злом, как и в ранней лирике, только эта тема раскрыта более глубоко, и со злом борются уже не сказочные герои, как например Вдова убила Иоганна, а люди, что столкнулись с ужасом, тот же детектив из песни "Танец Злобного Гения", посетитель мёртвого города в песне "Дагон" (В рассказе "Зов Ктулху" он противостоял силам зла, но сам ушёл под воду за Дагоном, ибо он был рождён от расы полулюдей - полу рыб), консерватор злится на шутки Энди Кауфмана, когда "артист абсурда" издевается над людьми, киноактёр, что стал в представлении людей злодеем, пытается доказать что это не так, но стереотип людей видит его мерзавцем, хотя это всего лишь игра.
Это очень здорово и гениально.
Андрей Князев не смог бы сочинить плохой песни, просто новые истории расчитаны на другой уровень мышления и аудиторию.
Проанализировав высказывания, все "pro" и "contra" (за и против - лат), я вижу основную суть нового альбома группы "Король и Шут".
Новый альбом построен больше всего на человеческой психологии, (Энди Кауфман, Фокусник), историях конца XIX - начала XX века
и также ближе к его концу, как это видно в "Киногерое", и небольшими вкраплениями материала о
нечисти ("Тёмный учитель"), трагедиях и предательстве ( Мадам Жоржетт), мистики (Танец Злобного Гения, Театральный демон).
В "Тени Клоуна" мы видим погружение в мир творчества Говарда Лавкрафта, сейчас же эту планку
на "Театре Демона" занял Стивен Кинг, ибо "Танец Злобного Гения" написана по его роману
"Полицейский из библиотеки".
Этот роман очень страшен.
В нём говорится о старике, что читает в библиотеке одну книгу за другой, и никто не знает кто он
такой, а когда тот умирает, среди посетителей начинается волна массового суицида.
Как выясняет детектив, старик вкладывал свои злые мысли в головы читателей, благодаря
своему страшному дару, и остался жить в книгах после своей смерти.
Всё заканчивается тем, что полицейский узнаёт всё о нём, и высекает на могильном камне
имя злодея, и тот перестаёт мучить людей.
В песне же убийца предстаёт перед нами в несколько ином свете, как озорник и ловкач.
Я понимаю, что многих это разочаровало, что нет сказок, а аудитория взрослеет, и надо успевать идти в ногу со временем, что КиШ и делают.
В новом тысячелетии нужны новые идеи. Мир изменился, и группа изменилась к более высокому
уровню творчества.
Многие фанаты выросли, и теперь для них наступает новый виток творчества любимой группы - виток, где присутствуют образы людей реальных, они борются против зла.
Сказки - это основа для многого, в древности не было книг, и сказки сочинялись для будущих поколений.
Сейчас сказки преобразовались в современный жанр фэнтези, но суть их осталась.
Так же и КиШ: Они заложили основу, а фундамент ещё только - только выстраивается (позднее творчество).
Баха и Моцарта тоже критиковали, но они писали, их аудитория росла.
Благодаря этому они стали великими людьми и остались в истории.
В истории рок - музыки эту ступеньку могут занять КиШ рядом со многими другими командами, и это будет со временем.
Их творчество -  как многогранный алмаз, и грань спектра, ведь тебе открывается новое и неизведанное, что ты раньше не видел и не знал а смотря на вещи своим взглядом, понимаешь всю глубину человеческих чувств и бытия.

Тарас Добрычев.


Рецензии