Шахматная новелла

Слава Богу, шахматы до сих пор пока ещё остаются шахматами,
Несмотря на то, что игра теперь начинается с двадцать четвёртого хода:
Дебюты все известны всем как дважды два, как тайна кем-то раскрытого кода,
И движения все выверены как расстояния между атомами.

Но игра не убита, ибо миттельшпиль изобилует поворотами,
И все неожиданности происходят, когда кто-то применяет новинку.
Даже не ошибка, а маленькая неточность приводят к заминке,
От которой надвигаются неприятности, опасные цейтнотами.

Но именно с этого момента и загорается чудо фантазии:
Мысли роятся, даруя редкие перлы, чтобы фигуры не дали маху –
Лучники на слонах и всадники везут смертный приговор вражескому Шаху,
А пехотинец при поддержке флота стать хочет новым Визирем Азии.

И в поэзии все рифмы давно найдены и помещены в справочники…
Ну как тут избежать повторов, чреватых банальностями и даже пошлостью?
Можно, конечно, придумывать неологизмы, речь расширяя с дотошностью,
С риском пересолить стихотворное поле, превратив его в солончаки.

Лучше, когда поиск – не самоцель, и музыка органично журчит в стихах,
Пусть с ошибками, но адекватная смыслу в по наитию найденных ритмах,
И лёгкие диссонансы тонко звучат как новинки в острых шахматных битвах,
А ты сам, благоговея перед Словом, остаёшься в вечных учениках.

                15.01 – 08.11.10

_____________________________

Некоторые пояснения для тех, кто совсем не знает шахматы.
Задача игры – поразить Короля (Шаха) соперника, объявив ему МАТ (буквально – смерть).
Начало игры, ДЕБЮТ, дающий название той или иной партии (“Сицилианская защита”, “Ферзевый гамбит” и т.д.), сейчас настолько хорошо изучены, что чуть ли не пару десятков ходов мастера играют не задумываясь.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ – основная часть игры, когда соперники пытаются удивить друг друга новинками и извлечь пользу, развивая успех.
ЭНДШПИЛЬ – развязка игры, чаще всего проходящая в условиях острого ЦЕЙТНОТА (нехватки времени – даётся определённое время на определённое /чаще всего на 40/ количество ходов).
Шахматная армия состоит из Короля (Шаха), Ферзя (Визиря), двух Ладей (флот, либо крепостные башни), двух Коней (Кавалерия), двух боевых Слонов и восьми Пешек (Пехота).
Пехотинец, дошедший до конечного вражеского поля, может стать любой из высших фигур, включая Ферзя, кроме Короля. Продвижение Пешки в Ферзя способствует его поддержка на своей задней линии собственной Ладьей.
Остальные особенности игры для понимания смысла мною написанного не важны.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.