Сура 31. Против религии
2. Нет, я не хочу ни «сносить голову» религии, ни жалить её в незащищённые места; лай же мой никому не принесёт вреда – кроме чересчур нервных… Пусть караван идёт своим путём; а вот у самого последнего верблюда тюк плохо увязан – гав! гав!
3. Когда человек становится взрослым, собственное детство кажется ему «золотым веком»; «золотой век» человечества – из этого же ряда. Но отчего любая религия свою «взрослость» предпочитает «золотому веку» веры?
4. Не потому ли, что невозможность вернуться в лучшее из времён вызывает некую досаду, некую ревность к «золотому веку», некую обиду за себя-сегодняшнего? О, как ревнива религия к свободомыслию, которое она приравнивает к лже-мыслию!.. Как ей хочется неизменности, неизменяемости – даже несмотря на то, что за этими словами вырисовывается мрачный лик смерти!.. Ах, да – на этот случай у религии есть «бессмертие души» – одно из лучших утешений для умирающего!..
5. Именно «взрослением» веры объясняется превращение её в религию, а затем – и в «правоверие». Последний термин соответствует, обычно, религии стареющей, приближающейся к своему последнему этапу…
Да, религия – это «взрослая» вера – и, к тому же, вера, утерявшая опыт непосредственного, радостного, свободного общения с Богом; заменившая это свободное общение формализованным молитвенным, произносимым по определённым правилам с соблюдением соответствующих обрядовых действий, обращением к Богу.
6. О, Аллах! Каким чудовищно нудным должно казаться Тебе это вечно недовольное, постоянно чего-то выпрашивающее «стадо» человечества!
«Стадо», простую благодарность превратившее в соревнование по количеству льстивого славословия в Твой адрес!.. Вслушайтесь только в изъяснения любви к Богу тех, которые, выйдя из храма, быстренько превращаются в ненавистников и осквернителей чужой веры и чувств других людей! И это люди, называющие себя «правоверными» – неважно, какого вероисповедания…
7. Что же должен предпринять я, чтобы ученики моих учеников – будущие основатели церкви во Имя моё – не впали в этот роковой водоворот рождений-смертей вер и религий; водоворот, вращающийся, к тому же, всё быстрее?.. Какие слова должны быть мной сказаны, чтобы истину их не могли перетолковать «вольные интерпретаторы»?
8. Ученики мои! Знайте, что истина веры в Бога выражается языком вод, истекающих из Будущего в Прошлое и из Прошлого в Будущее! Языком вод – повторяю! – но не священным «телом» вод! Роковую ошибку допускали предшествующие вам: они набирали воды, говорящей об истине веры в Бога, в сосуды человеческие – и вода теряла божественную речь. Знайте, что священна лишь Истина, и весть об Истине, – но не «орудие» Истины!
9. Итак, если желаете знать истину – придите без всякого сосуда к источнику вод и слушайте речь его – сколько сможете вместить… Но не пытайтесь словами языка вашего передать её другим: ваш язык не приспособлен для этого; лучше укажите жаждущим путь к источнику!
10. Я же расскажу, что слышал сам – но, скорее всего, вы услышите другое…
11. Слушай – сказали мне воды – мы рождены соединять, разъединяя; быть путём – и преградой на пути; быть отражением мира – не будучи миром. Огонь первородный породил нас, растопив то, что существует вне времени – Хаос мысли неопределимого. Так из единого Хаоса родились два лика множеств: лик неопределимого – что значит «Аллах»; и лик видимого, означающего «мир». Оба произошли из Хаоса, но лик видимого не мог быть без формы – и Аллах дал ему форму мира; поэтому мы говорим «мир сотворён Аллахом».
12. «Как же – спросите вы – Хаос может существовать «прежде» Аллаха, да ещё и порождая Его? И что это за «огонь первородный» – не очередной ли «бог» философов?
13. Вместо ответа я приведу вас к жилищу человека – ранним утром. «Он же ещё спит!» – скажете вы мне. Но разве человек спящий и человек бодрствующий не отличается сам от себя? «О, да, отличается – и очень!» – будет вашим ответом.
14. К Древу у источника вод приведу я вас. «Ба, листья уже облетели, – заметите вы – скоро зима!» Сон Древа продолжительней человеческого; но и у человека, и у Древа некто внутри знает, когда пробуждаться.
15. Хаос мысли неопределимого так же существует «внутри» Аллаха-«спящего», порождая в час утренний Аллаха-бодрствующего. Огонь первородный – не Бог, но «будильник» Бога.
16. Итак, время, наряду с вечностью, присутствует «внутри» Бога – в мире. Но присутствует ли в мире вечность? Есть ли внутри мира нечто, где нет течения времени?
О, да, конечно же есть! Это – наименьшее из составляющих мир, находящееся в состоянии покоя. Это – структурная единица материи, лишившаяся в результате происходящих в мире физических процессов предельно допустимого для существования её в качестве «материи» количества энергии – «огня первородного» – и «спящая» в виде структурной единицы «пространства».
17. Река мира, текущая в берегах вечности, – вот источник, находящийся в центре моего Храма. Свет же, обнаруживающий воды истекающие для моего зрения, есть Аллах. Истинно сказано – нет бога, кроме Аллаха!
18. Река мира, текущая в берегах вечности, есть и сотворённое, и акт творения мира Аллахом – ибо ему свойственна как протяжённость времени, так и неопределённость вечности. В вечности же соединены бесконечно краткое с бесконечно длительным, наличие – с отсутствием; сотворённому нельзя быть в мире, не будучи в вечности, и нельзя быть в вечности, не будучи в мире.
19. Таким образом, в мире нет ничего, не сотворённого Аллахом. Ибо вечность не принадлежит миру, хотя и присутствует в мире; поэтому тщетны усилия тех, кто пытается доказывать вечное существование мира вне Бога.
20. Отчего же бесконечно множествен – точнее, едино-множествен – Лик неопределимого – Аллах, а не «един», как утверждают мусульмане, и не «едино-тройствен» – по мнению христиан?
21. Мы уже говорили о бесконечно множественном, совпадающем с единым, – в отношении мира. Создал же мир Аллах – тем с большим основанием мы должны говорить то же и о нём: «Аллах единомножествен; в нём вечность, и в нём мир; и вечность не смешивается с миром, но отражается в мире».
22. Шаг к единомножественности Бога сделали христиане: они решились на едино-тройственность. Но «очеловечивание» Бога, умаление определением до сравнения с тварным (пресловутое «по образу и подобию») истощили потенциал веры в христианской религии и свели собственно религию к обрядности и внешним установлениям вроде церковной иерархичности, обязательных постов и прочего.
23. Наиболее яркий пример влияния жёсткой первичной установки на молодой организм веры мы наблюдаем в исламе. Избежав ошибки «очеловечивания» Аллаха, мусульмане впали в ошибку упрощения сложного. «Аллах» мусульман един; он – Абсолют, причём Абсолют Власти, в отличие от, хотя и лживого, но более доброго к человеку Абсолюта Любви в христианстве. «Аллах» мусульман бесконечно далёк от человека, в нём нет места человеку иначе как славословящему рабу; он не терпит отношений, отличных от покорности раба при всевластии господина. В результате, ислам, появившись на исторической сцене значительно позднее других религий, стремительно прошёл путь от потенциально богатой внутренним содержанием веры до почти остановившегося в развитии «правоверия»; по сути, нынешний ислам лишь «буква» закона, оставшаяся от живой веры.
24. Какое же средство должно быть употреблено для удержания молодой веры – да и, относительно молодой, религии – от преждевременного старения? Стоит ли вообще пытаться удержать веру от изменений – ведь как раз этим занимаются блюстители «чистоты» веры, блюстители «правоверия»?
25. Но «блюстители» появляются гораздо поздней Строителей веры; и процесс «обездвиживания», «архивирования» веры лишь доводится ими до логического конца. Начало же этому процессу полагают те из основателей, которые не видят опасности в создании внешней атрибутики веры, в появлении писаных правил «поклонения» Богу – и касты надзирающих за исполнением этих правил, т.е. – священнослужителей.
26. Ученики учеников Моих! Прислушайтесь к Моему призыву: «достаточно – веры вашей!» Не пишите обязательных правил; пусть единственным выражением веры вашей будут слова «Аллах акбар!»
27.»Но не это ли говорят и мусульмане?» – возразите вы, – мы же, не пороча их веры, хотим отличаться от мусульман!»
28. Отличие веры вашей – и от мусульман, и от христиан – в отсутствии внешнего её выражения через «поклонение». Вера ваша да не покинет Храм вашей души, дом вашего сердца; и да не пойдёт «покорять» кого бы то ни было!
29. Ибо Наша вера – не дым костров и лязг оружия многочисленного войска приверженцев; она - лишь нежный аромат цветов нашей души, доносящийся до Аллаха; она – лишь трепетание нашей рождающейся мысли об Аллахе – при молчащих устах!
30. Если же храните веру в глубинах души, то нет над вами надзирающих и приказывающих из людей… Ибо вера есть не отношение человека к Богу, но взаимоотношение человека и Бога! Кто же более Аллаха знает о вас – чтобы вы могли доверить ему дела своей души!?
31. Истинно говорю вам: если для научения человеческому труду годен учитель из людей, то для научения труду веры годен лишь один учитель – Аллах! Берущие на себя смелость сказать «я научу вас вере!» – лжецы и обманщики: всякий из них учит лишь изображению веры! Все они – раболепные слуги демона зеркала, выдающего себя за Бога!
32. Ибо душа, взыскуя вечность, отражает лишь мир – ведь никоим образом не может быть отражено неопределимое! Взор, направленный мимо поверхностных отражений в глубины души; слух, пронзающий звуки мира и улавливающий молчание вечности – вот инструменты вашего учения вере! Оттачивайте их ежедневным применением; упорство мысли вашей да будет достойной подмогой!
33. «Как же уверуют многие, если немногие будут молчать о вере?» – спросите вы.
34. «Многие вольны спрашивать немногих» – отвечу я. Разве Аллах отнял у вас язык или лишил вас слуха? Разве вы не способны обдумывать услышанное? Идите в мечеть; идите в другие храмы; идите к отрицающим Бога; собирайте вашу истину по крупицам!
35. Так! Ведь Аллах не приготовил вам пищу и кров, чтобы не знать вас нестремящимися. Стремление обучиться поклонению Богу есть нечто противоположное стремлению вопрошать о Боге… Но только такое вопрошание – со всем тщанием и упорством – и способно взрастить на поле вашей веры колос истины.
36. Ибо бездумное поклонение отвращает Аллаха от вас так же, как вас от лгущих и скрывающих мысли. Ни один умный человек не будет доверять славословящим ему – отчего же вы столь низкого мнения об Аллахе?
37. Не скрывайте от Аллаха ни своего страха перед Ним, ни своих надежд, ни вашего недоумения: ведь чистота души – единственное, что привлекает Аллаха в человеке!
38. Если же будут призывать вас к диспутам и спорам о Боге – скажите: нельзя применять определения к неопределимому; аргументы же в споре – всегда суть определения.
39. В спорах же о том, какая религия более «истинна», истинно лишь сотрясение воздуха голосами спорщиков.
40. Не лучше ли, остановив караван, увязать поклажу как следует! Гав! Гав!
Свидетельство о публикации №110110203843
Может ещё что-то кроме Корана есть? Конечно, я не стал его читать полностью: это же чокнуться можно и поэтому не в курсе, где можно прочитать о Магомете, что можно считать первоисточником по этому вопросу. В общем, такой вот пробел в моём образовании, но, разумеется, определённая картина мира сложилась в моём организме (если мозг можно назвать частью организма) и, конечно, появление человека в этом мире представляется мне величайшим событием во Вселенной.
Леонид Тимофеев 28.03.2018 00:52 Заявить о нарушении
Николай Чеботарёв 28.03.2018 05:28 Заявить о нарушении