Ницше - Утренняя заря - 2
- 2 - (краткое изложение)
А как же те, «удачные», кто отважился на одиссею
личности, кто победил в себе леность и страх, если они
в нем были? Их «асоциальное», их добровольное и даже «возлюбленное» одиночество (вовсе не монашество)-
лишь внешнее выражение глубочайшего и труднейшего
внутреннего дела: выпутывание, высвобождения из кол-
лективного чего-то, что по освобождении оказывается
личностью (эта безконечная авантюра занимает всю жизнь).
От чего же освобождается личность, если ее осво –
бождение от других лишь внешний признак внутреннего
дела? От коллективности собственной внутренней осно –
вы и общества не означает непризнания этих норм как
обязательных для себя - от них и невозможно избавить-
ся как от собственного тела. Речь идет только об обо –
собленности от перспективы коллективного как создания
собственной перспективы мира. Такое создание поначалу
всегда идет бессознательно – поэтому то, что я назвал
самостановлением – есть инстинкт, только в отличие от
последней - «единственный сверхприродный инстинкт, присущий любому человеческому существу от рождения».
Если один инстинкт сменяет другой – это означает
замену природной заданности на сверхприродное зада-
ние, суть которого - воплощение личности в человеческом
существе. Становящийся собой может заметить свое ста-
новление, и тогда к его инстинктивной работе добавится
осторожное сознательное управление.
Второе сознание воплощения личности есть разби –
рательство сознания со своей коллективностью, разбира-
тельство, по мере которого оно становится личным. Но
чем больше оно как перспектива мира становится лич-
ным, «чем отвлеченнее его интересы», тем шире и яснее
становится его перспектива, тем больше она вмещает в
себя и других перспектив. Поэтому в процессе самоста-
новления личность постепенно приобретает сверхличные
черты.
Самосозидание как творчество себя самого - вот ос-
нова и главный вид творчества вообще ( лучше назы –
вать это основное содержание человеческой жизни).
Любой прикладной вид творчества (поэзия, музыка, фи-
лософия и т.д.) - неизбежный побочный эффект, естест –
венный жест души, занятой основным делом своей жиз-
ни. И здесь можно ходить только своими путями - дру-
гих не существует.
Коллективное и личностное, самоуничтожение и са-
мосозидание, потребление и творчество – две основы, два
противолежащих полюса, к которым так или иначе сво-
дится все реальное и возможное многообразие человечес-
ких поступков и идей и в напряжении между которы-
ми развертывается или свертывается жизнь любого
человеческого существа, от торгаша до личности, - спон-
танный или неспонтанный ответ на вопрос «БЫТЬ или
НЕ БЫТЬ».
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №110103109096