Ницше - Утренняя заря - 1
У Т Р Е Н Н Я Я З А Р Я
(Мысли о моральных предрассудках)
Перевод с немецкого В.Бакусева
Философские технологии
Москва
Академический проект
2008
- 1 -
Попробуем для начала прочесть хорошо само требова-
ние хорошего чтения. Первый естественный шаг - ав –
тору чтения выслушать, подводя итоги своей жизни:
«С этой книги начинается мой поход против морали…
Где ищет ее автор то новое утро, ту доселе не откры-
тую нежную зарю, с которой вновь начнется день…»
Моя задача – подготовить миг высочайшего опамято –
вания человечества, великий полдень. «Поэтому для меня Вопрос первостепенный, ведь от его решения зависит Будущее человечества.» Первые результаты
«общего отклонения от инстинкта» влекут за собой
волю к концу – вырождение человечества, вторые – жизне-
утверждение, рост жизни.
Переоценить – значит переосмыслить и вот в битву
Ницше с моралью оказываются втянутыми религия, фи-
лософия, искусство, наука и в конце концов человек как биологический вид. Ницше чувствовал себя не толь-
ко бойцом с человечеством ( посколько оно все погрязло
в скверне морали), но и врачем человечества, которое
он наградил метафорой «песок».
Потому что пустынные ветры горды
И не знают преград своеволью,
Рушат стены, сады засыпают, пруды
Отравляют белеющей солью.
Пророчество Н.С. Гумилева уже сбылось:
И быть может, немного осталось веков,
Как на мир наш, зеленый и старый,
Дико ринутся хищные стаи песков
Из пылающей юной Сахары.
Средиземное море засыпят они,
И Париж, и Москву, и Афины,
И мы будем в небесные верить огни,
На верблюдах свои бедуины.
Существует единственная высшая ценность, одно
благо - хорошо оптимизированное потребление и безо-
пасность в социальных структурах.
« О чем эта книга?»
Искусство, психология, религия, познание, отношения
между полами, между этносами, этнопсихология, харак –
терология, язык, привычки, медицина, педагогика, пра-
во, естествознание и даже экономика. Некоторые эти
сферы граничат с моралью. Мораль в глазах автора –
стихия универсальная, объемлющая собою все проявле-
ния человеческой жизни. Мораль для автора - синоним
коллективного инстинкта наделения ценностью всего то-
го, что входит в поле деятельности человека.
Мыслитель требует «переоценку всех ценностей».
Какие ценности противоположны моральным? Первое –
мораль эгоизма как нечто негативное. Надо выйти за
пределы добра и зла, и тогда становится ясно - мораль-
ным ценностям он противопоставляет эстетические. Все
имеющееся относится к личности.
Где же искать ответа на эти вопросы? - философия,
богословие Ницше не устраивало. Он искал другой плац-
дарм для атаки на мораль… ее могла дать только
психология… Личность - сильная и слабая, обманутая
и обманывающая других и себя, подчиняющая и поко –
ряющая, спящая и бдящая, преступная и святая, -
личность, какой она бывала, бывает и может быть,
личность, какой она быть обязана, - вот что составляет
главный интерес Ницше. Творческая перспектива лич –
ности - решение ее проблем, достижение ясности. Прило-
жить к его морали мерки - «идея самосстановления как
движения между полюсами коллективного и личностного
начал индивидуальной психики.»
Ранг личности наделяют при их рождении. Жизнь
личная – свободная и жизнь стихийная –« роевая» , где
человек неизбежно исполняет предписанные ему зако –
ны, т.е. сознание коллективно-муравьиное и отличается
от любого другого только своим «геометрическим мес-
том» - с каким организмом связано… и это главное –
жестко задано законами природы (психики) и общества
(законы в другой оранжировке).
И все же влияние роевого сознания на личность не
беспочвенны. Изъятость из коллективного всегда равно-
значна - свободе воли. Свобода воли - это рубеж, где
природа бросает человеческое существо на пределе сво-
их возможностей и предоставляет его собственным –
сверхприродным возможностям – это открытая дверь,
за которой лежит роевое сознание - самобытие. Войти в
эту открытую дверь может не каждый. Почему?- потому
что это трудно и опасно.
Чтобы стать личностью, надо тяжко трудиться для
неведомой цели - изымая, выпутывая из коллективного
нечто неясное. Этот труд совершается на свой страх и
риск, его никто не признает за труд. Выпутывающий
свою личность из коллектива, становится одиноким и
чужим. Ему грозят неведомые опасности изнутри. Это
личное выпутывание дело опасное и… личность прямо
тут как судьба. Немногие отваживаются на опасный
труд - авантюры личности.
Большинство разумно предпочитает «остаться дома»
и не пукаться в моря неизвестного и всякий чувствует
в себе зияние личности, тоску от того, что не попал в
цель – промахнулся. Это легкое и безопасное существова-
ние, которое дается отсутствием личности – пустота,
зияние, переживаемое и если заполнение осуществляется
и это удовлетворение становится главной целью, веду –
щим инстинктом жизни роевого существа утешением.
Мораль - квинтэссенция внутренней коллективности рое-
вого существа.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №110103108988