И - 185
собой ещё две трагедии : ещё одного
человека и прекрасной , этого мало - великолепной
машины . Более того : не будет преувеличением
сказать , что это лётное происшествие обернулось
трагедией для всех советских ВВС в начальный
период Великой Отечественной Войны. Да, речь
идёт о машине " И - 185 " талантливейшего
советского авиаконструктора Николая Николаевича
Поликарпова , о самом Николае Николаевиче и о
прекрасном , смелом , талантливом лётчике - асе ,
о пилоте - виртуозе Валерии Павловиче Чкалове .
..... Это произошло в морозном декабре печально
знаменитого сталинскими репрессиями 1.937 - го года .
Валерий Павлович выполнял плановое полётное задание
по облёту " И -185 " . Позади уже были рулёжки ,
подлёты , полёты по кругу , которые всегда предшествуют
подъёму новой машины на расчётные высо'ты и
скорости ... " И - 185 " показал замечательные по тем
временам показатели : скорость - почти 700 километров в
час , потолок - свыше десяти тысяч метров ... Машина несла
мощнейшее пулемётно - пушечное вооружение и, кроме того ,
могла нести на внешней подвеске так называемые
" эР-эСы " - реактивные снаряды . Аналогов этой машине
не было ни в одних ВВС других государств.
...Планируя на посадку , Валерий Павлович сбросил
обороты двигателя , что , естественно , привело к его
охлаждению ( напомню , что эта трагедия произошла в
декабре ). Масляный радиатор был размещён в передней
части двигателя , после охлаждения масло в нём
загустело , и радиатор , что называется , "прихватило"
Двигатель встал . У Чкалова была возможность покинуть
машину с парашютом , но тогда неуправляемый самолёт
рухнул бы на жилые кварталы. Поэтому Чкалов , оставаясь
в машине , отвернул её к лесу , а сам погиб : не хватило
высоты ...
...Останься Валерий Павлович в живых - он был бы в числе первых ,
кто выступил бы в защиту " И - 185 - го " и его конструктора.
Однако Чкалов погиб , а он был любимцем Сталина . Нашлись и
среди высокопоставленных чинов ВВС такие , кто попросту завидовал
Николаю Николаевичу Поликарпову , а то - и просто не очень
умные и дальновидные люди ... Всё это привело к тому , что в
серию " И - 185 - ый " не пошёл . Не пошёл , несмотря на то ,
что для предотвращения подобных происшествий достаточно было
закапотировать масляный радиатор специальными жалюзи либо
в зимнее время менять масло на другое , с меньшей вязкостью.
.....Всё сказанное привело к тому , что " Ме - 109 " наши пилоты
встречали на устаревших "ишачках" - машинах " И -16 " конструкции
того же Поликарпова . Появились , конечно , и " Ла - 5 " , и
" Як - 3 " , и " Ил - 10 " , но - уже во втором периоде войны .
А " И - 185 " , напомню , был готов к запуску в серию в
1.937 - ом году . До начала Великой Отечественной оставалось
более трёх лет ... Скольким пилотам спасла бы жизнь эта
небывалая машина ! И , возможно , День Победы благодаря
тому , что в наших ВВС было бы достаточно таких машин ,
наступил бы не в мае 1.945 - го , а раньше ...
...О нём , о " И - 185 -ом " , и о его конструкторе ,
Николае Николаевиче Поликарпове , мои стихи ...
..." И - сто восемьдесят пять " ,
Как тебя зарифмовать ?
Ты приснишься мне опять ,
" И - сто восемьдесят пять " ...
...На земле - зениток лай ,
Поликарпов Николай...
Мало " МиГов " , мало " Ла " ,
Поликарпов Николай...
Бой не стал бы так тяжёл ,
Кабы в серию пошёл
Чудо , сказка , - что вилять ? -
- " И - сто восемьдесят пять " ...
Ты виновен без вины ,
А к началу - то войны
Сколько их наштамповать ,
" И - сто восемьдесят пять " ...
---------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №110103102787