И - 185

                ...Трагедия    одного    человека     повлекла    за
                собой     ещё     две     трагедии : ещё    одного
                человека    и   прекрасной ,   этого   мало - великолепной
                машины . Более  того :   не   будет    преувеличением
                сказать ,  что   это   лётное     происшествие    обернулось
                трагедией   для    всех    советских     ВВС    в   начальный
                период     Великой       Отечественной      Войны. Да, речь
                идёт     о     машине   " И - 185 "   талантливейшего
                советского    авиаконструктора    Николая    Николаевича
                Поликарпова ,  о   самом     Николае    Николаевиче   и    о
                прекрасном ,   смелом ,  талантливом    лётчике  -  асе ,
                о   пилоте  -  виртуозе    Валерии    Павловиче    Чкалове .
               ..... Это    произошло   в    морозном   декабре   печально
               знаменитого    сталинскими     репрессиями   1.937 - го  года .
               Валерий   Павлович   выполнял    плановое      полётное    задание
               по     облёту    " И -185 " .  Позади  уже    были    рулёжки ,
               подлёты ,  полёты   по   кругу ,  которые   всегда  предшествуют
               подъёму     новой    машины     на    расчётные     высо'ты   и
              скорости ... " И - 185 "  показал    замечательные    по    тем
              временам    показатели :   скорость - почти  700   километров  в
             час ,  потолок - свыше  десяти   тысяч   метров ... Машина   несла
            мощнейшее     пулемётно - пушечное    вооружение  и, кроме того ,
           могла    нести    на   внешней     подвеске   так    называемые
          " эР-эСы " -  реактивные    снаряды .  Аналогов     этой   машине
           не    было    ни    в   одних     ВВС   других    государств.
          ...Планируя   на   посадку ,   Валерий    Павлович    сбросил 
          обороты     двигателя ,   что ,  естественно ,   привело  к   его
          охлаждению ( напомню , что   эта   трагедия    произошла   в
          декабре ). Масляный    радиатор  был    размещён в  передней
          части     двигателя , после   охлаждения   масло   в   нём   
             загустело , и  радиатор ,  что    называется , "прихватило"
       Двигатель  встал .  У   Чкалова   была    возможность  покинуть
        машину  с  парашютом , но   тогда   неуправляемый    самолёт 
    рухнул      бы    на   жилые    кварталы. Поэтому   Чкалов , оставаясь
     в   машине ,  отвернул   её   к  лесу ,  а  сам   погиб : не  хватило
      высоты ...
      ...Останься   Валерий  Павлович   в   живых - он  был  бы  в  числе  первых ,
          кто  выступил  бы  в  защиту  " И - 185 - го "  и  его  конструктора.
         Однако   Чкалов  погиб ,  а  он  был  любимцем  Сталина . Нашлись  и
       среди  высокопоставленных  чинов  ВВС   такие , кто  попросту  завидовал
        Николаю  Николаевичу  Поликарпову ,  а  то -  и  просто  не  очень
         умные  и  дальновидные  люди ... Всё  это  привело  к  тому ,  что в
         серию   " И - 185 - ый "  не  пошёл . Не  пошёл ,  несмотря  на  то ,
     что  для  предотвращения  подобных   происшествий   достаточно  было
       закапотировать   масляный  радиатор   специальными   жалюзи   либо
       в  зимнее   время  менять    масло  на  другое ,  с  меньшей   вязкостью.
      .....Всё  сказанное   привело  к  тому , что  " Ме - 109 "  наши  пилоты
      встречали  на  устаревших   "ишачках" - машинах   " И -16 " конструкции
         того  же   Поликарпова .  Появились , конечно , и   " Ла - 5 " , и
         " Як - 3 " , и  " Ил - 10 " ,  но - уже  во  втором   периоде  войны .
          А  " И - 185 " ,  напомню ,  был  готов  к  запуску   в   серию   в
          1.937 - ом   году .  До  начала   Великой   Отечественной   оставалось
        более   трёх   лет ...  Скольким  пилотам   спасла  бы  жизнь  эта
           небывалая   машина !  И ,  возможно ,  День   Победы    благодаря
        тому ,  что  в  наших   ВВС  было  бы   достаточно   таких  машин ,
        наступил  бы  не  в  мае  1.945 - го , а  раньше ...
    ...О  нём , о   " И - 185 -ом " , и  о  его    конструкторе ,
        Николае   Николаевиче  Поликарпове ,  мои   стихи ...

..." И - сто   восемьдесят    пять " ,
Как   тебя  зарифмовать ?
Ты  приснишься   мне    опять ,
" И - сто  восемьдесят   пять " ...


...На   земле - зениток  лай ,
Поликарпов   Николай...
Мало   " МиГов " ,  мало    " Ла " ,
Поликарпов   Николай...


Бой  не  стал  бы  так  тяжёл ,
Кабы  в  серию   пошёл
Чудо ,  сказка , - что   вилять ? -
- " И - сто   восемьдесят   пять " ...


Ты  виновен    без   вины ,
А   к   началу - то   войны
Сколько  их   наштамповать ,
" И - сто  восемьдесят   пять " ...

---------------------------------------------------
   
               


Рецензии