что произошло с культурой в двадцатом веке
поэтому они пририсовывали усы Моне Лизе
меняли местами носы и уши
разрушали мелодию
отказывались от больших букв и знаков препинания
но они не отказывались от искусства
и это не было противоречием
потому что искусство заключается в изобретении нового взгляда на вещи
а каковы эти вещи приятные или неприятные и каков этот взгляд умиляющийся или ужасающийся это неважно
главное чтобы он охватывал и целое и детали
чтобы он сам представлял собой небывалую вещь в этом дряхлеющем мире
но если все дело в последовательности и новизне почему же эти чуткие люди не стали творить новую красоту
почему они предпочитали ужасное отвратительное
даже скуку они предпочитали наслаждению красотой почему
да потому что наслаждение стало сомнительным с нравственной точки зрения
не чувственное а именно духовное наслаждение стало предосудительным
именно трапезы духа казались теперь трапезами Валтасара
и тот кто по-прежнему лелеял в себе любовь к гармонии выглядел дезертиром
но мало-помалу «красивое» снова вошло в моду даже среди меньшинства
протест против красоты выродился в эпатаж и приколы
наступила последняя эпоха в истории западной культуры когда приятные произведения стали напоминать малиновый мусс а неприятные прививку от ветряной оспы
несмотря на это а возможно и благодаря этому цивилизация продолжала успешно развиваться
врачи придумывали новые лекарства программисты внедряли новые технологии инженеры и ученые готовили полеты на Марс
вот только не было уже нового Уитмена чтобы воспеть все эти свершения свободным стихом и нового Рильке чтобы оплакать погибшую культуру в рифмах
––––––––––––––––––––––––––––––
«Если под влиянием этой книги люди нового поколения обратятся к технике вместо лирики, к военно-морской службе вместо живописи, к политике вместо критики познания, то они поступят так, как я этого желаю, и лучшего нельзя им пожелать». – О. Шпенглер. «Закат Европы». т. 1.
Свидетельство о публикации №110103005450