Голос
(Сон)
«Камнем смерть твоя на грудь упала!
Не убила, но к земле прижала;
оттолкнуть, –
думал я, – и сбросить этот камень
невозможно ни руками, ни ногами…
Ноет грудь…
А во сне ты головой кивал… и долог
взгляд…» – «Две-три таблетки валидола
под язык
сунь, – раздался голос, – и отпустит!
Станешь свежим, будто бы в капусте –
средь росы
и хрустящих, плотных листьев – найден
только что мамашей!» – «”А у Нади
пирожок
между ног не спереди, а сзади! –
говорил отцу я (шли мы в садик). –
Иру жёг
лупой Глеб!.. Он – вождь… у краснокожих!”
Голос, и твои слова – такой же
лепет. Нет!
валидол помочь не сможет сердцу:
очень слаб – напрасно не усердствуй!
О пятне
на стене я думаю… и ватой
тёр и мокрой тряпкой…» – «Голова-то
не пьяна?»
«Нет, а что?» – «Перекрестись или прочти стих!
Средство есть: чифирь тебе прочистит
клапана!
Он продует разные аорты
и желудочки, где сырость, слизь – как в гроте,
ибо кровь
еле движется: отсюда слабость, вялость,
боль в груди и общая усталость».
«И багров
нос, – добавил я,– от пьянки». – «Белый! –
засмеялся он. – Клянусь Кибелой!»
«Не знаком
с этой женщиною: кто такая?» – «Матерь».
«Чья?» – «Богов!» – «Не знал: родился – в марте.
Дураком
овен слыл всегда!.. Ты сам-то – умник?..»
«И не примет ни душа твоя, ни ум, ни
сердце смерть его за факт; и вечно нюни
распускать
будешь ты; но главное: отца ты,
глядя на восходы и закаты,
будешь ждать
вечно... Камень?.. камень – ощущенье
тяжести в груди, хотя мучений
от него
избежать нельзя… дыши ровней!» – «А груз-то
давит!» – «А костей не слышно хруста…
Коновод
мук твоих, скорей, не мысль, а чувство
той утраты…» – «Я едва влачусь: два
– или три? –
месяца я пил, чтобы забыться».
«За основу принял бы их быт…» – «За
что Одри*
приняла поэзию, когда ей
шут** о ней рассказывал, гадаю –
отгадать
не могу… а ты – о финском быте!»
«И чухонцы жили…» – «Да! под звон копыт те
продавать
в Ленинград везли морковь, картошку, масло
из ближайших деревень…» – «Ага! кума шла;
следом – кум:
сыт и в стельку пьян!.. Всё это было
до колхозов: было да и сплыло!..
Едоку
нужно было кушать; он трудился
не за трудодень!» – «Остановился?
Разве ж я
спорю!.. Ты представь: конец двадцатых.
НЭП. Ещё не целит в депутатов
из ружья
вождь усатый (он потом бабахнет!).
Коллективизациею пахнет…»
«Охватить
всю страну решил?» – «Простор. Скрипят телеги.
На одной из них – отец и сын…» – «Элегий
разводить
незачем!» – «Я – про семью!» – «Про семьи…
про чухонские и я толкую!.. Всем им
в паспорта
подлый штамп*** в милиции влепили!..»
«Я стеснялся финских слов… и выходили
изо рта –
русские… Зато на всём готовом
в Хельсинки живу!» – «А-а! в продуктовый
рай попал!»
«Для меня он адом обернулся:
мой отец ушёл – и не вернулся!»
«Та тропа,
на которую ступил он, возвращенья
не предполагает!» – «Воз вращенья
ждёт колёс,
чтобы с места сдвинуться; но кто-то
должен этот воз толкнуть!.. Работа
– на износ! –
моего отца предполагала
силу воли!.. Что его толкало
– за гроши! –
так трудиться?.. чувство долга?» – «Верно,
что от Paradiso до Inferno –
шаг. ”Суши
вёсла! – говорит Душа Харону. –
Берег!” А Харон: ”Довольно ровный.
Вылезай!”».
«Мысль, что нет отца, в моём сознании
не укладывается». – «Тебе б со сна не
голоса
слушать, а писать стихи о том, как
любишь ты его… Пиши: котомка
за спиной;
я иду…» – «Глумишься надо мною?»
«… волю мыслям тягостным дам – ною!»
«Да! иной
посмеётся: разольётся глотки устьем
смех язвительный… А я брусничный кустик
для отца
из-под снега – с ягодою алой! –
откопал… Да! ухожу на скалы».
«Нет лица
на тебе!.. взгляд дикий: ты испуган?
Ой, гляди! сойдёшь с ума, как Гуго
ван дер Гус!*»
«Да, горюю… Об отце я убиваюсь!
распускаю нюни и спиваюсь!..
И не грусть,
а отчаянье терзает!.. Ну, так что же?»
«Дедом ты уже давно быть должен
и иметь
внуков от своих детей. Твой возраст…»
«Люди с вилами трудились – сена воз рос.
Но заметь!
Конь стоял и, позабыв про сено,
смахивал хвостом слепней рассеянно
с крупа. Конь,
синь небес окидывая взглядом,
размышлял: ”Вот где бы погулять!.. да
испокон
веку человек за скот рабочий
держит нас. А сколько у обочин
черепов
и костей валяется! но редкий
конь вздохнёт и скажет: ”Наши предки!”
Мы в рабов
превратились!.. лупят плёткой нас!.. душа вся
истомилась: ешь, работай, размножайся!..
Я жевал,
трус, работал…”». – «Не отведал ли конь плётки?»
«Конь заржал!» – «Готовится в полёт?.. Тки
кружева,
тки, паук!» – «Поэт!» – «Поэт, скажи-ка,
где твоя весенняя брусника?
где ж она?»
«В чашечке с водою на отцовской
тумбочке». – «Где дети?.. внучка с соской?..
Где жена?!
Где друзья? Где дом родной твой?.. Ну-ка,
отвечай!» – «Нет ни детей, ни внуков!»
«Под каблук
опасаешься попасть?.. И подкаблучник
мечет семя, будто стрелы лучник!
Кушай лук
и чеснок. А женщины бояться
нечего: полюбит и паяца!
Знай бросай
”палку”». – «Как?.. и никакого гнёта?!»
«Для поэта женины тенёта –
паруса!..
Муж с женой – представь! – идут: утиный
шаг…» – «Паук осу опутал паутиной:
”Пой, оса!” –
говорит». – «А всё-таки пора бы
и жениться. Русские, арабы
пояса
затянуть всегда готовы туже
ради собственных детей. Тигрица к туше
кабана
подзывает и тигрят: вы ешьте, дескать.
Павиану – одному! – прискучит трескать:
свой банан
детям…» – «Знаю я, куда ты клонишь!
Продолжай... О материнском лоне ж
ты пока
ничего не сообщил, а это – тема
увлекательная!.. Мы вокруг тотема
трепака
спляшем, говоря: ”Вот рода предок!”
Кстати, от тотема до запрета
– до табу! –
шаг один. Когда глаза запустим
в даль туманную, того коня отпустим
не в табун,
а на волю...» – «Конь-то твой не мерин?»
«Нет». – «А ты?» – «Жениться не намерен.
”Пропадёт
род наш!” – сокрушался он». – «Отец-то?
И не зря: ты из другого теста!
ты урод!»
«Я не знаю, кто я!.. Отвращенье
чувствую (пожалуй, от вращенья
и земли
и луны – вокруг земли) к телам, к их дырам,
щёлкам, выпуклостям, впадинам, где сыро».
«Не мели
вздора!.. вишь, герой какой!.. Повсюду
люди размножаются!» – «Сосуду,
что дерьма,
крови и мочи, слюны и пота
полон, я подобен. Да и плоть-то
есть тюрьма
для души!» – «Да разве сквозь оконца
глаз она не видит неба, солнца?!
Ведь стена,
потолок, пол в тюрьмах – камень мёртвый;
плоть – жива!» – «Где много плоти – спёртый
дух. Стенай
не стенай – не скинешь шкуру: с этой
мыслью и живу!» – «Душе рассветы
наблюдать
помогает плоть: глаза – её частица.
Мир в душе способен уместиться:
голодать
не приходится!.. А ты назвал тюрьмою
плоть живую». – «Руки дай умою!
Я к телам
прикасался!» – «А не мёртвое ли тело –
твой отец?» – «Отец – душа!» – «Задело!
По делам
вы и получаете: витает
в облаках душа, а плоть глотает
водку: то
в грязь – лицом, то – к небу!.. Неразрывна
связь души и тела». – «Тело – рынок,
где скотом
скот торгует!» – «Мог сказать бы лучше:
ярмарка!.. У! взгляд какой колючий!»
«Разлучить
нас нельзя, отец! Что мне его наскоки!» –
крикнул я и… на пол рухнул с койки…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Раз лучи
из себя вытягиваешь, будто
нить паук, лучами и опутай
дурака! –
обратился к Месяцу. – На вербе
не сиди!» А Месяц: «На ущербе!
и рога
заострились»…
2006
*Одри – крестьянская девушка из комедии В. Шекспира
«Как вам это понравится».
**Шут – Оселок.
***Подлый штамп – 58 статья.
*Гуго ван дер Гус – фламандский живописец (ок. 1435 – 1482 гг.).
Свидетельство о публикации №110102803563