Как быть актуальным из архива 2005
На протяжении десяти лет в старших гуманитарных классах нашей гимназии ведётся обзорный спецкурс по зарубежной литературе конца 19 и 20-21 веков. Занимаюсь этим я. Мы с детьми намеренно не использовали учебники, а только тексты первоисточников (в переводах, в переводах, конечно!), статьи в литжурналах и мнения в блогах Сети. Такой вот эксперимент.
Интересные наблюдения были сделаны в процессе "ознакомления с материалом"...
Можно смело сказать, что зарубежная литература этого периода стремительно и весьма своеобразным аллюром проскакала этап реализма, ворвалась в атмосферу модернизма и с чудовищной скоростью «влетела» в пространство постмодерна. Русская литература с высоты своего царственного величия несколько недоумённо взирала на этот процесс. На то были свои ментальные и исторические причины.
Но теперь мы весьма своеобразно "догоняем" процесс. Ни для кого не секрет, что наши российские авторы, желая быть «современнее», не только подражают зарубежным (хотя бы в том, что идут в искусстве по пути коммерции), но и во все лопатки критикуют национальное литературное наследие. Ладно бы подражали, разбираясь в качественной стороне дела… Ведь вдруг попутно выясняется, что замечательные русские поэты и писатели – воры, извращенцы, предатели друзей и родных, завистники, сатанисты, масоны в самом дурном смысле этого слова, интриганы и бесталанные подражатели, постоянно занимавшиеся плагиатом.
Чем бесталаннее писатель и читатель, тем критичней он настроен. Обсуждая эту ненормальную ситуацию, мы с учениками выпускного гуманитарного класса в 2005 годах постоянно просматривали литературные сайты и чаты в Интернете на предмет выяснения, что же должен читать «продвинутый» человек в России. К сожалению, мнение о том, что русское значит отсталое и вторичное, достаточно широко распространено среди столичных и провинциальных снобов. Своё несогласие с этим мнением я выразила в своеобразном «наказе» выпускникам.
2005год
пособие по продуктивному снобизму
КАК СДЕЛАТЬ ВИД, что ты актуален
и получил продвинутое литературное образование,
а все другие – ископаемые и мракобесы
1. Отзывайтесь о русской классической литературе, выражая усталое презрение, при этом не делайте исключений ни для кого из авторов. Так и говорите: «Пушкин – кто это? Достоевский – маразматик. Толстой – пустое место. Некрасов – детский лепет». Не стесняйтесь в выражениях.
2. Употребляйте где надо и не надо слова
«трансцендентальный», «экзистенциальный», «постмодерновый», «имманентный», «парадигма», «аллюзия», «брутально», «эсхатология», «интертекстуальность», «дискурс», «метатекст», «перфоманс», «мифологема», «хэппенинг», «нарратор», «архетип», «пастиш» (если спросят, что это, нехотя и сквозь зубы скажите: «Иронический модус…»), «инсталляция» (это не из литературы, но очень модно), «маргинальный» (вообще никогда не отвечайте на вопрос, какой это), «код» (один из кодов, кстати, называется тоже эффектно – «идиолект»), а без слов «римейк» и «ассоциация» вообще не входите в приличный дом.
3. Ни при каких условиях не читайте текстов. Только критика и форумы в Интернете! Если кто-нибудь догадается, что вы видели книгу и внимательно её изучали, вы кончились как продвинутый читатель.
4. О любой новой книге говорите плохо: «плагиат», «вчерашний день», «слабая вещь», «беспомощная потуга». Максимум допустимого – «любопытно..!».
5. Возьмите на вооружение фразу «свидетельство нашей ментальной ущербности». Говорите так о новых темах, авторах, образах, жанрах. К вам прислушаются. Если все слова из п.№2 вы уже употребили в беседе, то задумчиво скажите: «Нет, культурный шок – это нечто другое…». И тихо отползайте.
6. Ни в коем случае не произносите знакомые всем литературные имена! Навсегда замените в лексиконе Хемингуэя Карпентьером, Ремарка – Гойтисоло, Кафку – Фришем. На мой взгляд, особенно эффектна фамилия Унамуно (испанец, написал «Мир во время войны», по аналогии с Толстым легко запомнить). Хороши также Буццати, Фулф, Доктороу, Астуриас и Кавабата.
7. В вашем положении продвинутого нужно скрывать знакомство с древнерусской литературой. Это просто позор. Под пытками не признавайтесь, что вы ученик(ца) класса с углублённым изучением литературы. Легенда такова: вы – приятель Антона Семёновича Шпака, вращаетесь в богемных кругах, лично знаете многих, все они не дураки выпить, но миляги, с одесскими родственниками Борхеса вы на дружеской ноге, «забавный был такой старикашка»… И – всё больше о том, что он любил лимоны и серое, а литература… послушайте, не будьте ребёнком, при чём здесь литература?..
8. Постоянно утверждайте, что литература умрёт со дня на день. Выдумайте ей замену. К сожалению, слово «Сетература» уже придумали. Заставьте себя поработать над сырыми заготовками «просебятуры», «ENTERатуры» и им подобных. Больше цинизма, снобизма и космополитизма.
Свидетельство о публикации №110102508078
В этой области, по моему скромному мнению, европейская литература гораздо лучше. Однакоже, это вовсе не дает нам права заявлять, что русская литература никуда не годится.
Святослав Крейн 27.12.2010 23:54 Заявить о нарушении
Вспоминаю анекдот по этому поводу про двух преподавателей вуза и их лекциях о Станиславском и данченко. Если не знаете, расскажу по заказу.;)))
Я вообще специалист по "зарубежке", которую шк.программа не жалует. Современные дети просто "не берут" в 11м классе "Доктора Живаго". да они и "Гамлета" в 8ом (!!!!!!)не тянут...
Кто программы составляет - не знаю. Наверное, зоотехники, мастера педикюра или шахтёры. Но вряд ли люди, видевшие учащихся.
Элина Герман 30.12.2010 00:50 Заявить о нарушении
В одном сочинении было написано:
"Из произведений Некрасова крестьяне узнавали, как плохо им живется."
Святослав Крейн 30.12.2010 19:42 Заявить о нарушении
А по поводу упомянутой Вами чернухи и сформированного ею поколения анекдот вот какой:
две приятельницы-преподаватели вуза беседуют. Одна:
- Меня не слушают студенты, я им и так, и этак - ну не интересно им про Станиславского и Немировича-Данченко...У тебя тишина, а у меня шумят, уходят!
Вторая:
- Вот ты как готовишься к лекции?
Первая:
- Ну, читаю биографию, произведения, статьи. Настраиваюсь, проникаюсь. Привожу себя в порядок. Вся такая в стиле "ампир"... Начинаю так : Немирович-Данченко - великий театральный деятель начала ХХ века, родился 16 марта...
Вторая:
-Так, погоди. Я почти так же, только...Вот как бы тебе.. Короче, влетаю в аудиторию, в руке сумка с продуктами, вязаный берет сполз на морду, туфли грязные, телефон разрывается.И с ходу им, голубчикам: "Надеюсь, вам всем известно, что режиссёры Станиславский и Данченко жили вместе и спали друг с другом?" Они в шоке. А вот потом уж я ставлю сумки, отвечаю по телефону, сажусь, снимаю пальто - и начинаю спокойно в полной тишине : "Немирович-Данченко - великий театральный деятель начала ХХ века, родился 16 марта..."
И с наступающим Вас Новым годом, дорогой собеседник!!!
Элина Герман 31.12.2010 00:58 Заявить о нарушении