Ветхий внутри человек. Часть 1

      (М.А.Й.). Человек может стать тем, кем хочет он быть, и нет ничего в мире, что могло бы помешать духу достичь своего идеала. Ведь этот процесс происходит внутри человека. Это духовный процесс. Происходить может он во всяких условиях жизни и независимо совершенно от них. Этим как бы утверждается превосходство духа над материей. Каждый может начать этот процесс преображения своей сущности в тот высший образ своих лучших устремлений, который созвучен сознанию. Только подумать – возможности даны всем, всем, всем, надо лишь помнить, что, пока не преобразится сам человек и не захочет всем своим сердцем этого преображения, Новый Мир не наступит. Преградою будет ветхое сознание, оборачивающееся назад и находящееся во власти пережитков старого мира. Для Нового Мира нужно новое сознание.
   Грани Агни Йоги, 1963 г. 461


                ВЕТХИЙ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕК (1)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Уяви ярое желание и приложи ярое усилие быть в духе вместе. Ветхий внутри человек являет бешеное сопротивление каждой попытке обуздать его сущность. Ты хочешь, а он не хочет и делает так, как хочет того. Ты хочешь быть со Мною, а он не хочет; ты хочешь достоинство духа явить, а он машет руками и болтает сверх меры; ты хочешь держаться Меня во всех шагах, а он хочет действовать самостоятельно. И он побеждает. Как же обуздать его своеволие, как подчинить велениям духа? Неслыханным, несломимым упорством воли и рядом повторных нескончаемых усилий можно добиться намеченной цели. Смирить его надо, волю его передав Мне. Не как хочет он, но как Я, так действуй. Победим и его, если вместе, ибо временен он и преходящ и находится в процессе постоянной трансмутации и изменения, наращивая или уменьшая свои свойства, хорошие и дурные. Звучание суеты, переходя известные границы, прекращает допуск Высшей мысли. Суета — его пища, а топливо — малые чувства земные. Пользуясь нагнетением обстоятельств, ярость свою умножает ветхий в тебе. Если бы смог ты ярость его обуздать!

      «Урусвати знает радость преуспеяния. Светла такая радость, но еще светоноснее духовная радость. Люди не имеют точного названия для радости духовной, но ближе всего назвать ее огненной радостью. При воздействии радости духовной мы учуем огненность всей природы, такое понимание легче всего возносит нас к Миру Надземному.
Истинно, там можно понять, насколько благодатна радость огненная; она как бы расширяет сознание и все лучшие накопления собираются к магниту огненному. Сущность человека обновляется, и так называемый ветхий человек сгорает. Нужно понять, насколько такое обновление необходимо не только в Надземном Мире, но и в земной жизни. При этом можно достичь восторга в самой обыденной обстановке.

      Можно спросить Урусвати, как она постигла? Как волна этой радости наполняла дух и открывала общение с Высшими Мирами? Урусвати может подтвердить, насколько непригодны уныние и раздражение. Нелегко среди земных волнений уберечься от печальных спутников, но восторг духовный сожигает тело.

      Невозможно сравнить напряжение огненное с гневом или раздражением. Все преграды падают перед огненным восторгом. Каждый может приобщиться к Свету, но для этого, прежде всего, нужно желать Свет.
      Мыслитель постоянно обращался к ученикам: «Будем радостны, будем светоносны» Учение Живой Этики: Надземное, 810.

      Допущенными ошибками не следует смущаться, ибо каждую Обращу на пользу и каждая научит чему-то. Как же иначе учиться, если не на ошибках. Непоправимых нет, за исключением оскорбления Иерархии. Так не будем смущаться ничем. Ветхий внутри и все, что вовне, восстает и противится Свету, и много решимости надо, чтобы все же идти, несмотря ни на что. Но как часто забывают о темных, ибо не видит их глаз. А они вокруг упорно толпятся, выискивая щели, чтобы вползти. Стоокая зоркость Указывается недаром. Не бывает один человек никогда, в особенности когда кажется, что вокруг никого нет. Физический глаз не ручатель видимости тонкой. Лишь сердце укажет порой, что окружены. Невозможна борьба, если враждебное присутствие не осознается. Чему угодно будет приписываться неудача, только не тьме. А ей лишь того и нужно, чтобы ее не распознали и чтобы тем самым легче было вредить.

      Распознавание темной активности есть обезвреживание ее. Тьма не терпит и не выносит, когда луч сознания обращается на нее, и тотчас же отступает. Это следует знать. Сознательное применение оружия Света являет неодолимую мощь. Лишь иерофанты зла осмеливаются встретиться лицом к лицу, всё же прочее прячется за кого-то и что-то. И обычно избираются такие заслоны и ширмы из стоящих вблизи. Не брезгуют ничем, ни животными, ни насекомыми. Эти каналы требуют большой зоркости и настороженности, чтобы их усмотреть. Будучи распознаны и обнаружены, темные отступают, чтобы вновь найти то, за что могут спрятаться, чтобы безнаказанно вредить. Их главная задача – всеми мерами и всеми способами нарушить Свет и погрузить во тьму безысходности и безнадежности. И сколько у них злобной радости о каждом потушенном свете. В понимании этого силы найдем противостать тьме. И утвердим непоколебимую решимость свой светильник нести до конца неугасимым.

      К Учителю можно либо приближаться, либо удаляться от Него. И нетрудно обнаружить направление. И нетрудно увидеть, что приближает и что отдаляет. Приближающее все можно легко усилить, а отдаляющее – ослабить. Надо иметь лишь желание не отдалиться, чтобы отбрасывать все мешающее. Дело не в нем, а в состоянии сознания. Флюгером быть для ветров противных не честь. Дело не во внешних обстоятельствах. Они ничто, если крепнет зерно духа. Они подавлять могут слабых. Кто же захочет добровольно встать в ряды безвольных, слабосильных или ничтожных. Пралайи сознания неизбежны, но сползать вниз по лестнице достижений недопустимо. Ведь надо удержать все завоевания. Ведь их можно и утратить. Ведь очутиться у точки, с которой начался подъем, и свести на нет труд целой жизни будет уже трагедией духа. Потому, приняв удары кармы и восстановив равновесие, можно снова пуститься вплавь против течения жизни. Все снова вернется, и засияют огни с новой силой. А опыт приобретенный на благо послужит и другим и себе. Ведь даром ничто не дается, и за знание надо быть готовым платить любою ценой, ибо превыше его нет на земле ничего, что бы мог взять с собою человек в путь далекий.

      Кто и когда принесет желанную весть? Но весть будет, и вестник придет. И надо быть готовым принять эту весть, нежданно пришедшую, но ожидаемую давно. Кто ее принесет? Случайный прохожий или Посланный Наш или Доверенный Близкий? Или, быть может, появится он, Посланец, в одеждах, сияющих Светом Бессмертной Триады. Но время придет, и Вестник придет. Всегда Посылаем Мы Вестников Наших, когда сроки приходят для тех, кто срокам сужден. Сроки бывают общепланетные, общенародные, групповые и индивидуальные. Есть еще и Сроки Космические. Индивидуальные сроки, связанные с индивидуальною кармой, не зависят от сроков других, но связаны тесно с ведущею волей Учителя Света. Так течение мирового потока может идти своим чередом и идет, но когда наступает время индивидуального срока, действует он уже совершенно независимо от того, что творится вовне. Этим не расторгаются кармические узы ни с планетой, ни с народом своим, ни с кармою групповою, но действие их приостанавливается на время, чтобы не была нарушена непреложность индивидуального пути.

      Пути Кармы неисповедимы. Только Владыки ее могут учесть все нити связи и все нити воздействий и скрытых причин. И когда говорит за Владыкой идущий: «Да будет Воля, Владыка, Твоя», тогда воля его сливается с Волей Владыки, и может Владыка свободно Вести, не нарушая Закона, Вести за Собою того, кто предал себя безраздельно Ему, Ведущему Мудро. Это водительство невозможно без слияния воль и сознаний. И воля и сознание поднимаются из сферы обычного окружения в Сферу Владыки и сливаются с ней. Если утверждается воля своя и сознание свое, а не Воля Владыки и сознание высшей ступени, то с собой и остается идущий, но не с Владыкой. Так снова приходим к явлению самоотвержения от всего, что есть в человеке, во имя того, чего нет, но что будет и что должно в нем утвердиться при условии отрешения от самого себя. И тогда душу свою потерявший обретает ее в Бессмертной Триаде своей.

      Даже бабочка крылышек не расправит и не полетит, если кокон не сбросит – пример поучителен очень. Он ярким символом служит путей эволюции духа. Кокон не нужен. Так же ненужными становятся физическое, астральное и ментальное тела, когда время приходит их сбросить. Но легче сбросить плотное тело, чем ветхого человека в себе, ибо плотное тело живет только десятки лет, а ветхий же человек есть средоточие всей прошлой истории духа, средоточие, подлежащее преодолению того, что в нем есть, тем, что должно утвердиться. Все, что человек считает своею душой со всеми ее привычками, верованиями, наслоениями веков и наростами духа, все это, невместное с сиянием света идущей ступени и составляющее душу его, все это оставляется позади, подобно тому, как бабочка оставляет свой кокон, в котором росло и оформлялось ее новое тело, оставляется человеком для того, чтобы восстать в новом теле духа, сияющем нетленными накоплениями тысячелетий, чтобы восстать в Бессмертной Триаде своей. Это и будет тем преображением, символ которого был дан человечеству Распятым Учителем Света.

      Удивительно, как растет и расширяется мир человека, устремленного к Свету, и как помогает этому росту каждое сознательное усилие. Но как же отличен Мир Мой от множества личных и малых мирков, которыми окружают себя люди. Формула «Отвергнись от себя» предполагает отказ от личного мира и следование за своим Владыкой, дабы войти в его Мир, с Ним слиться, заменив новым миром мир старый в себе. Разрушение старого мира и свержение старых богов и кумиров, так тесно связанных с личным мирком человека, преследует цель освобождения сознания от ненужных нагромождений. Для того, чтобы этот процесс не имел обратной реакции, в Тонком Мире идет уничтожение целых построений и выкристаллизовавшихся веками и затвердевших тонких образований и мысленных форм, служивших основою суеверий, догматизма, изуверства, привычек, традиций и всех отрицательных уявлений, задерживающих течение эволюции.

      Насколько эти формы устойчивы и сильны, можно судить по тому, как трудно разрушить хотя бы укоренившиеся тысячелетиями представления о неизбежности войн, кровопролития и убийств. Но ныне смиряются на плане астральном чудовища-фантомы, так долго державшие в плену мысль человека. Уничтожается то основание, на котором держались эти антиэволюционные мысли, представления и идеи. Не имея основания в Мире Надземном, эти чудовищные образования разрушаются в прах и не дают уже возможности проявить их энергии в мире земном. Скоро увидят люди, что подобно песочному замку рухнет все здание старого мира, ибо основания, на котором держалось оно, уже нет. Та последняя борьба за идеи Нового Мира, которая происходит сейчас, стала возможной и стала победной только лишь благодаря уничтожению в Мире Надземном и Тонком форм старого мира. И потому же дается и Ручательство Наше за то, что окончательная победа достигнута будет. Мир старый еще силен, но это уходящая сила старика, у которого будущее – угасание и смерть, в то время как Новый Мир юноше может быть уподоблен, полному сил и энергии жизни. Старый мир обречен, как прошедшая ступень эволюции, через которую Земля уже прошла и к которой уже никогда не вернется.

      Сравним двух людей: того, кто знает – с тем, кто живет очевидностью. Внешне – как бы одинаковы, но какая разница во внутреннем мире и мыслях. И когда умрут и внешнего не станет, это различие яро уявит себя в их дальнейшей судьбе. Один, в лучшем случае, окружит себя призраками земных пережитков, в них утопая; другой ограничит себя пределами своего мышления. И если коснулось оно Беспредельности, то широк будет горизонт его мира, в котором станет он жить. По мысли и существование. Потому Настаиваем на расширении сознания. Ошибочно думать, что скудость внешних условий может повлиять на процесс расширения сознания. Мысль ведь не знает пределов, и мыслью можно легко и свободно устремляться за пределы видимости. Самый простой и доступный способ расширения сознания – это быть вместе со Мною, быть постоянно, всегда, держа в третьем глазу Лик. Постоянное касание Света вызывает озарение, сперва мало заметное, но затем явное и устойчивое. Много попыток и много усилий придется сделать, прежде чем Лик утвердится. Но повторять их надо до тех пор, пока желаемое не будет достигнуто. Ветхий человек внутри будет яро противодействовать этому, так как ему, ветхому, придется уйти. Без борьбы не уйдет. Найдет тысячи поводов и причин, чтобы собой заменить новопришельца, и множество поводов приведет, чтобы мысли занять чем угодно, но только не наинужнейшим. Но часто бывают невеселые мысли, и беспокойство, и ощущение тягости тусклого существования окружающих. В эти моменты особенно сильно и особенно настойчиво следует внедрять Лик в сознание и сердце и заменять сумерки Светом. Когда тяжело, когда невыносимо, думайте о Владыке. Но ветхий заставляет думать совсем о другом, о временном, о преходящем, о том, что звучит обыденностью и суетою, о том, что, несмотря на кажущуюся значимость, забудется вскоре, как забылось все то, что так же яро наполняло сознание месяц, год или десять назад. Но уже знаем, чем и как заменять торжество суеты. Суета заменяется Светом.

      «Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни. Запомним это определение. Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии.
Как объяснить преимущество синтеза тому, кто не думает о вечности и ограждается тупостью от всех зовов? Никогда он не явит понимания, что говоримое и к нему относится. Он наденет платье, утвержденное портным, и успокоится, признав портновскую иерархию. Но не обидим портного, ибо множество отвратительных иерархий люди изобрели!» Учение Живой Этики: Иерархия, 326.

Без преданность  –  что любовь?
И мужество  –  где нет терпенья?
Кладка рассыплется из однородных слов,
понятия  –  без синтеза доверья.

Искусственны рассудочны приёмы,
и не горит душа  –  без сердца устремленья.
Единство   – в осознании Миров,
и  –  к восхожденью дана Дверца.

И утверждение  –  рождает мощь,
где устремление в Высоты, –
и Расы новой  –  не минуть!
И зори новые  –  к сердечному приёму.
   9.9.2002

      Отметим и еще одно обстоятельство: это упорное стремление сознания вернуться на старое пепелище, то есть снова погрузиться в исчерпанные условия жизни. Прошлое представляет собою сильный магнит. Для Огненной Йоги оно сожжено, но сжигание его не просто и не легко. Новое часто может быть еще недостаточно совершенно, и сознание с ним еще не сжилось, в то время как старое привычно и удобно, хотя и является оно оковами духа. Ветхий человек внутри – ярый защитник старого, привычного обихода в сознании и в жизни, и потому это – сильный и упорный противник эволюции духа. В тепле и уюте, в спокое и благополучии куда приятнее и легче, чем в трудностях, нужде, лишениях и в холоде, и многие предпочитают тепло и уют. Но неуютно на Земле восставшему духу и благополучие душит его. Огонь и благополучие несовместимы, борьба и спокой – тоже. Борения духа – удел идущего к Свету. Мы Знаем напряжения огненные. Мы Знаем невыносимые пространственные нагнетения, и Мы Знаем суровость подвига, но Мы не Знаем спокоя.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Сосредоточивая сознание на том или ином качестве духа, вызываем его усиление. Вопрос весь лишь в том, как удержать желаемое качество не на момент вмещения его, а на все время, на все будущее. Практическое решение этого вопроса не легко. Дело в том, что ветхий человек внутри являет очень сильное сопротивление каждому новшеству. Астрал живет привычками и привычными и милыми ему эмоциями. Как утверждать, скажем, равновесие, когда он привык и любит переживать и живет явлениями неуравновесия. Но верховным решателем во внутреннем мире человека все же является воля. Ей принадлежит власть. Следовательно, астрал, живущий привычками, должен быть приучен повиноваться категорическому и окончательному приказу сознания, в который вкладывается воля. Астрал не повинуется только постольку, поскольку ему дана свобода тою же волей или поскольку в него вложена та или иная привычка этой же волей. Во всех проявлениях астрала принимает или вызывает их воля, применяемая в данный момент или вложенная в них раньше. Зная это, рычаг воли можно применить для утверждения или искоренения любых нежелательных качеств или слабостей. Именно воля должна поверить в себя и знать, что категоричность и непреложность волевого приказа не может быть нарушена оболочками, которые рождены и созданы для того, чтобы ей подчиняться. Когда изживаемая слабость поднимает голову или когда изживающий боится ее рецидивов, надо особенно крепко и непоколебимо осознавать, что силу неотменяемого приказа воли не может побороть никакая слабость или недостаток. Неисчерпаемы силы духа, когда призваны к действию. В микрокосме своем владыка его – сам человек.


Рецензии