Поэты, киноповесть, глава 9
- Господин адвокат! Я полагаю, что ваш клиент очень виноват… и не только перед Артуром, который до сих пор не может встать с больничной койки, но и перед всеми своими коллегами… Его поведение в тот вечер было оскорбительно для всех присутствовавших…
- Да-да-да, конечно! Он осознал и раскаивается! Видели бы вы, как он раскаивается…
- Господин адвокат! Я полагаю, что ваш клиент должен не только раскаяться, но и понести заслуженное наказание. Он не ребенок, а взрослый человек. И поэтому должен отвечать за все свои поступки.
- Совершенно верно! Совершенно верно… Как вы правильно все сформулировали… Взрослый человек, да… Только и вы, Сергей, - взрослый человек и тоже должны понести наказание за случившееся…
- Не понял? – Сергей озадачен.
- Сейчас объясню… Вы по этому делу идете вроде, как свидетель?
- Ну, да…
- Но в этом деле от свидетеля до соучастника преступления – один шаг.
- То есть? – Сергей встревожен.
- Так, разложу все по полочкам… Вы согласились быть секундантом потерпевшего, так?
- Так…
- Вы знали, что они собираются драться, так? И драться на рапирах?
- На спортивных… - до Сергея начинает доходить мысль адвоката.
- Допустим, на спортивных… Тем не менее, эти рапиры представляют из себя – полукилограммовые стальные прутья… Но… не будем сейчас на этом зацикливаться, продолжим… Вы добровольно приехали на место дуэли… Извините, я скажу точнее – на место преступления. И вы знали о готовящемся преступлении заранее! И вы не донесли об этом готовящемся преступлении в соответствующие органы, как положено по Закону!!!!
Александр Квартетский на этих словах встает и грозно нависает над собеседником, устремив указательный палец вверх:
- И вы даже не попытались предотвратить преступление, когда эта жестокая кровавая драма разворачивалась буквально перед вашими глазами??!!
- Я пытался… помирить…
- Пытались – не считается… Милый мой друг, - адвокат как бы утомленно падает на стул и закидывает одну ногу на другую. – Вы – соучастник! Соучастник тяжкого преступления! Совершенного по предварительному сговору! Группой лиц! Вы понимаете? Не исключено также, что вы можете пойти по делу не просто как соучастник, а – можно ведь и так повернуть! - как один из непосредственных организаторов.
- И что же делать? – Сергей растерян.
- А вот этот вопрос мне нравится! Попробуем-ка договориться...
**
Больничная палата. На кровати животом вниз лежит Артур Пучков. На краю его кровати сидит Жан Пистон. Рядом на табуретках примостились Сергей Пантелеев и Александр Квартетский.
- То, что я сейчас делаю, можно, конечно, квалифицировать, как «давление на свидетелей и потерпевшего», - адвокат говорит очень тихо, иногда оглядываясь, но остальные пациенты в палате, кажется, крепко, спят. – Но я не давлю, ничуть… Я просто пытаюсь вам аргументировано доказать, что мое предложение очень дельное. И выгодное для всех!
- Мне плевать на то, что этот истерик припадочный загремит в тюрягу! Пусть он хоть сгниет на зоне! Грустить не стану…
Квартетский разводит руками и, глядя на Пантелеева, вздыхает:
- Ну, что с ним поделаешь?
- Артур!.. – Сергей приближается к кровати, - Артур, в тюрягу могут загреметь и все те, кто присутствовал... То есть, твои ближайшие друзья!..
- И даже те, кто был свидетелем преступного сговора в клубе «Жирный Воробей», но не донес своевременно в соответствующие органы! – добавляет адвокат, бросая красноречивый взгляд на Жана Пистона.
- Да! – вступает Жан Пистон. – Плюнь ты! Какой толк от Синицына в тюрьме? А на воле – будет работать. Денег тебе заплатит…
- Вы меня достали! – Артур в сильном раздражении зарывается головой в подушку. - Я устал, у меня болит… Отвалите от меня! Я не могу сейчас дать ответ, мне надо подумать…
- Отлично, подумайте… - адвокат говорит это очень вкрадчиво и ласково.
- Ну и что я могу, например, сделать, - спрашивает Артур, - чтобы дело закрыли? Заявление написать?
- Нет, дело в этом случае не закроют. Потому что такого рода преступления считаются не только преступлениями против личности, но и преступлениями против общества. То есть, вы-то может и готовы простить оступившегося человека, но общество – не хочет его прощать. Вы, допустим, просите отпустить его на свободу, а общество говорит: «Нет! Пусть отвечает за содеянное!»
- И что теперь?
- Суд неизбежен. Но одно дело обвиняться за умышленное телесное повреждение и совсем другое – если повреждение нанесено по неосторожности.
- Ничего себе, «по неосторожности»! – удивился Жан Пистон. - Схватили оружие, стали им рубиться, и один другого слегка продырявил. По неосторожности, так сказать…
- Ну, вы же творцы, парни! Художники! Артистические натуры! – Квартетский обводит всех восторженным взглядом. – Ну, представьте, что не было никакой дуэли… А была – театрализованная акция… В романтическом эдаком стиле! И вот, в результате этого представления – театрального представления, я подчеркну! – один исполнитель случайно – по неосторожности! - ранил другого исполнителя… А? Это ведь совсем другое дело!
- Другое? – у Жана Пистона чешется кожа под повязкой, и он пытается добраться до зудящего места пальцем.
- Да! Представьте, если бы, допустим, актер, играющий в театре Лаэрта, случайно ранил бы артиста, играющего Гамлета, то разве стали бы его судить за умышленное преступление? Нет…
Александр Квартетский, довольный собой, своей речью и произведенным ею впечатлением, встает, поправляет галстук, приглаживает волосы и прощается:
- Не смею больше утомлять пациента. Будьте здоровы!
Уже открыв дверь, он оборачивается:
- Кстати, Сергей, вы, как секундант, должны были перед схваткой проверить оружие. Вы его проверили?
- Ну, так… Осмотрел…
- И обе рапиры были с защитными этими… пимпочками?
- Вроде бы…
- Вроде бы или точно?
- Точно!
- Так-так! Гм-гм, так-так… – и Квартетский быстро выходит в коридор и тихо бурчит себе под нос. - А ведь и правда, Пучков этот - на крысу похож...
В коридоре он нос к носу сталкивается с Дусей Маргаритовой. Глаза у девушки покрасневшие, веки опухшие. Квартетский уступает ей дорогу и смотрит ей вслед. Дуся скрывается за дверью в палату.
Она появляется на пороге, когда Сергей и Жан уже прощаются с Артуром. Дуся стоит посреди палаты, ее глаза на мокром месте, а губы дрожат.
- Что-то случилось? – спрашивают оба почти одновременно.
- Вас-Вас умер!!! – отвечает Дуся и бросается на грудь к Сергею.
Дуся горько плачет.
**
Парфюмерный магазин. Любовница Александра Квартетского выбирает ему в подарок мужской одеколон. Она машет перед своим носом бумажкой-тестером.
- Какие ароматы нравятся этому мужчине? – спрашивает продавщица. – Пряные? Цитрусовые? Хвойные? Цветочные?
- Ему-то какие нравятся? Этого я еще не знаю… Но важно, чтобы мне запах нравился!
Продавщица понимающе улыбается:
- Какого типа этот мужчина? Делового? Спортивного? Интеллектуального? Или творческого?
- О!!!! – любовница Квартетского закатывает глаза к потолку. – Этот мужчина – деловой, спортивный и творческий интеллектуал.
- О!!!! – продавщица улыбается мечтательно. – Тогда, возможно, ему подойдет вот этот аромат. – Она берет с полки флакон.
Любовница модного адвоката, закрыв глаза, с наслаждением принюхивается к новому запаху.
**
Пустырь – место дуэли. По пустырю, одетый в рабочую спецовку, бродит мужчина с большим металлоискателем.
Вот, мужчина нагибается, выковыривает что-то из земли и, отряхнув свою находку, поднимает ее к свету. Отбрасывает ее – это всего лишь ржавый гвоздь. Бредет дальше – нагибается, поднимает что-то...
В мужчине мы узнаем Александра Квартетского, а у него в руках – обломанный кончик спортивной рапиры с защитной насадкой. Адвокат снимает наушники и довольным тоном произносит:
- Есть!!!!
**
Зал суда, освещенный множеством свечей в медных канделябрах. За дубовым столом – судья в мантии, белом парике и с молотком в руках.
На скамье подсудимых – Андрей Синицын. На нем скромный камзол и черный парик. Подсудимого охраняют два солдата с треуголками на головах и обнаженными шпагами в руках.
В зале – свидетели, родственники, потерпевший и любопытные зеваки. Дамы - в шляпах с перьями, в роскошных длинных платьях с декольте, обмахиваются веерами. Сверкают драгоценные украшения. Господа - в пышных париках, в мундирах с орденами, сжимают в пальцах набалдашники своих тростей.
Адвокат - в центре внимания, он одет в красный бархатный камзол с золотыми пуговицами и черные штаны, на голове – ярко-рыжий парик, на пальцах – перстни с красными камнями, а на ногах – туфли на высоких каблуках с большими золотыми пряжками. Адвокат заканчивает свою речь, явно наслаждаясь своим выступлением и вниманием публики:
- И вот, утомленные однообразием серых, унылых будней, молодые, вдохновенные литераторы – поэты!!! – решают скрасить их ярким театрализованным представлением, инсценировав поединок по всем правилам дуэльного кодекса. Но в рожденный их буйной фантазией сценариус вдруг вмешивается его величество - непредвиденный случай! – и один из дуэлянтов – извините, я поправлюсь, один из актеров! – по досадной неосторожности своего… творческого визави… получает… небольшую рану… Так должна ли наша справедливая Фемида покарать и так уже осознавшего свою вину художника слова, совершившего - пусть и случайную, но все-таки роковую ошибку! – и Квартетский, прикоснувшись ко лбу белым кружевным платочком, показывает ладонью в сторону подавленного Синицына, - или же богиня правосудия, проявив милосердие, будет достаточно снисходительной к артистическим шалостям – хотя, порою, и довольно опасным! – наших молодых, многообещающих дарований??!!
Бурные аплодисменты. Одна из дам посылает адвокату воздушный поцелуй.
**
В маленький, уютный ресторан на площади входит брюнетка – любовница Квартетского. Ее встречает метрдотель.
- У вас заказан столик на две персоны, - говорит ему брюнетка.
- Да, прошу вас! – метрдотель ведет ее к свободному столику у окна – с видом на городской канал, на котором соревнуются байдарочники.
Подходит официант.
- Мой спутник, к сожалению, немного опаздывает, - брюнетка, волнуясь, смотрит на часы, - принесите мне черный кофе!
Брюнетка пьет кофе, наблюдая за байдарочниками.
По улице сумасшедшей скоростью мчится автомобиль. За рулем – сильно возбужденный Квартетский, азартно обгоняющий других водителей. Авто заносит на повороте, и Квартетский, резко затормозив, выскакивает из авто перед торговцами цветами. Схватив охапку роз прямо из ведра, он, не считая, кидает купюры продавцу, бросает розы на заднее сиденье, прыгает за руль и выжимает газ.
Брюнетка допивает кофе, наблюдая за байдарочниками. Она слегка грустит и посматривает на часы.
В ресторан с охапкой роз врывается Квартетский, устремляет к брюнетке и, встав на одно колено, протягивает ей розовый букет.
- Прошу прощения! Прения несколько затянулись…
Адвокат и брюнетка сидят рядом, глядя друг другу в глаза. Официант накрывает на стол, на столе – ваза с цветами.
- Как все прошло?
- Все кончилось прекрасно, мы победили!
- Сколько дали?
- Год… Условно!!!! Освободили в зале суда.
- Поздравляю! – брюнетка достает из сумочки коробку с одеколоном:
- Это тебе!
Квартетский принюхивается:
- Я тебя обожаю… А это – нам! – и Квартетский достает из кармана пару билетов.
Брюнетка рассматривает билеты:
- Оу! Я не верю свои глазам! Абонемент на гастроли «Комеди Франсез»… Оу! Я тебя обожаю…
Влюбленные целуются. Официант подходит с бутылкой шампанского и наполняет бокалы.
На городском канале, который отлично виден из окна, соревнуются байдарочники.
Свидетельство о публикации №110102105960