Раздумья на могиле Канта
Может быть общего небытия броня
Ценит ее превращение в сито
И за отверстие поблагодарит меня.
Иосиф Бродский
У стен романского костела
Могила Канта, как скрижаль,
С которой время войн не стерло
Той кенингсбергской мысли сталь,
Что в голове анахорета
Звенела в долгих, по часам,
Прогулках осенью и летом
По нестареющим садам.
Из дома выйдя отрешенно
И точно, как велит брегет,
Он, в тайну мира погруженный,
Шел на нее искать ответ.
И разум жег завороженно,
От Бога чтоб не ждать совет,
И вещь в себе*, для всех рожденной,
Дарить хотел нам, как поэт.
Философ, бытие он щеплет,
Частям дать имя не готов:
Ведь лишь поэт словами скрепит
Всю мудрость истин и основ.
Но он философ, не прислуга:
Как жить, в слова все превратив!?
Он нам открыл — и в том заслуга -
Что есть в душе императив**!
20.10.2010 г.
*"вещь в себе - вещь для нас" суть кантовские термины познания.
вещь в себе - явление не изученное, закрытое во всех
своих ипостатях для разума. Вещь для нас - изученное каким-то
образом и открытое своей внутренней сущностью. Анализ и синтез-
инструменты изучения, не совсем, может быть равноценные. Паскаль,
например, считал синтез инструментом, позволяющем изучить явление
во всем его объеме и охвате. Художественное освоение действительности,
в том числе поэзия, связаны в бОльшей степени с синтезом. Анализ более
применим к научному исследованию мира.
** Категорический императив - По Канту - врожденное чувство совести, справедливости,
сострадания, данное любому человеку свыше. "Шестое
доказательство" существования Бога. Помните, Воланд у Булгакова
говорит, что Кант, отвергнув пять доказательств существования
Создателя, "придумал шестое" - категорический императив.
Свидетельство о публикации №110102005959