Третий романс Демона

Вы можете перед чтением включить "Третий романс Демона" из оперы А.Рубинштейна "Демон" в исполнении Ф.И.Шаляпина (1925) http://www.youtube.com/watch?v=sljs5c6xioo



То, что голос у него красивый, Владимир знал. Это было ясно и по тому, как работал с ним, ставя ему голос, преподаватель – известный в прошлом оперный певец Куц. Басина! Как затянет! По низам ударит! Во всю грудь! Мечта… Был бы у него, Владимира, голос не красивым, Куц бы с ним так не возился… Поэтому после консерватории с карьерой певца  получится! Не может не получиться… Он перешел на другую сторону улицы, бросил взгляд на часы. Времени до урока оставалось уже в обрез, и он ускорил шаг. 



Сидевший у окна Куц повернулся в сторону вошедшего Владимира, бросил на подоконник газету, которую, видно, читал до этого, и произнес не без иронии.

- Счастливый...

Владимир поздоровался с ним и с сидевшей у рояля сухонькой дамой – аккомпаниатором Софьей Павловной.

- Я счастливый? – улыбнулся он. 

Куц достал из кармана  платок и принялся вытирать очки.

- Естественно! Не я же! Сколько Вам лет, сударь? А мне?! Меня студентки уже не любят!

Софья Павловна хохотнула.

- Ну, не скажите, Леонтий Кондратьевич… 

Куц повернулся всем корпусом к ней и удивленно возразил. 

- Не прибедняюсь!

Она села поудобней, готовясь к работе, и улыбнулась.

- Прибедняетесь-прибедняетесь. Вы и без меня это знаете. Наши девочки от Вас без ума!

- Ага, - согласился Куц, - только девочкам этим лет по сорок-пятьдесят всем… Хе-хе-хе-хе… - класс наполнился его красивым басом. - А студентки – с ним дружат! Знаете, сколько у него поклонниц?! На курсе? А мне доложили! Вторую ночь не сплю! Завидую…

- Сколько? – встрепенулась заинтересовавшаяся старушка и с интересом бросила взгляд на смутившегося Владимира. Он действительно смотрелся. Высокий. Красивый. Молодой…

Куц улыбнулся.

- Уже три явных воздыхательницы! А сколько тех, которые молча страдают?!

Владимир повел головой... Воздыхательницы…

- А он, - продолжил Куц. – ни одну не любит... Или любит, но молча... Не зная, как признаться в любви... Так что придется сегодня научить его этому! Начинаем новую вещь - "Третий романс Демона" из А.Рубинштейна. Как вокальное пособие по любви… Хе-хе-хе-хе… - снова захохотал он своим басом.

Владимир с радостью воспринял новость: ему нравилась партия Демона из одноименной оперы.

- Итак… Начинаем распевку… «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»… - протянул на одной ноте педагог и дал команду к вступлению Владимиру.

Софья Павловна взяла на рояле аккорд. Владимир набрал воздуха и, вторя Куцу, протянул.

- «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…

Куц кивком показал, что доволен звуком.

- На полтона выше! И… «ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…

Софья Павловна поменяла аккорд. Владимир пропел.

- «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…

- Еще на полтона! – скомандовал Куц.

Владимир взял на полтона выше.

- Еще на полтона!

Они поднимались все выше и выше. Потом поменяли упражнение. Затем еще одно. И, наконец, когда голос был разогрет, прервали распевку. Куц протянул ему лист со словами и нотами.

- Берите, сударь!

Владимир пробежал лист глазами, запоминая партию; она была короткой.

    "Я тот, которому внимала
    Ты в полуночной тишине,
    Чья мысль душе твоей шептала,
    Чью грусть ты смутно отгадала.

    Я тот, чей взор надежду губит,
    Едва надежда расцветет,
    Я тот, кого никто не любит
    И все живущее клянет

    Я бич рабов моих земных,
    Я царь познанья, царь свободы,
    Я враг небес, я зло природы,
    И, видишь, я у ног твоих.
   
    Тебе принес я в умиленье
    Молитву тихую любви,
    Земное первое мученье
    И слезы первые мои.


Куц выждал пока он ознакомится с партией и, увидев, что Владимир готов, дал команду начинать.

- Софья Павловна! 

Та повернулась к Владимиру. Владимир глотнул воздуха и запел.

- Я то-от…

Старушка ударила руками по клавишам рояля – раздался мощный аккорд.

- котооо-рому внимала…

Прозвучал еще один аккорд - Софья Павловна раз за разом брала отрывистые аккорды.

- … ты-ы… в по-лу-но-о-оч… ной… ти-и… ши… не…

Он набрал воздуха.

- Чья… мы-ы…сль… ду-ше… тво-ей… шепта… а… ала…

Еще раз глотнул.

- Чью гру-у-у…усть… ты… смутно… отга… да…ла….

- Стоп! - Куц прервал его и прошелся по классу. - Чью партию поешь?! А?

Владимир помолчал, затем ответил.

- Демона…

Куц встал перед Владимиром и выпятил нижнюю губу.

- Ваньки Пупкина ария, а не Демона! – и развел от возмущения руками. - Кто такой Демон? Дух изгнания он! Дьявол! Прочти, раскрой бумажку-то!  Как он о себе поет? «Я царь познанья! Царь свободы! Я враг небес! Я зло природы!» - Куц приблизил лицо к лицу Владимира и замолчал, не сводя своих глаз с глаз парня, ждал, чтобы до того дошло сказанное. – А потому ты, Демон, должен петь это сильно, мощно, с демоническим достоинством! Как может петь только такой как ты! Как может петь только Демон… Сатана... - он потряс перед лицом парня кулачищем. – Заново!

Владимир собрался внутренне и набрал в легкие воздуха.

- Я то-от… 

Старушка опять ударила руками по клавишам рояля – повторился тот же мощный аккорд.

Он пел, пытаясь придать голосу твердость и силу…

- Стоп, стоп, стоп, стоп! – остановил его посреди фразы педагог. – Не-ту Демона… Нет! – и опять замер, вперив свой взгляд в глаза ученику. – Мало орать! Внутренне соберись! Как стоишь?! Посмотри на себя! Какой ты, к черту, Демон?! Выпрямись! – он показал Владимиру, как тот должен стать. – Подними голову! – Куц поднял голову, - Посмотри на все взглядом, каким только и может смотреть на все вокруг Дьявол! Соберись! И  пропой… это…

Владимир закрыл глаза и, подняв голову, расправив плечи, запел.

- Я то-от… которому внимала… Ты-ы… в полуночной тишине….»

Пелось легко. Для его баса-баритона партия была идеальной, и он чувствовал, что Куцу нравится уже как он поет ее.

- Я то-от… чей взор надежду губит… Едва-а… надежда расцветет… Я то-от… кого никто не любит… И все живущее клянет…

- Нет! - остановил вдруг его окрик Куца – Что такое?! Что за жалость в голосе?! Чего жалишься?! Надежды убил?! Какие?! Людские?! Никто не любит тебя?! Все клянут?! Так гордись этим! – его голос перешел в крик. – Гордись! Ты - Дьявол! Это как раз то, ради чего ты и существуешь! – он выпучил глаза и расставил перед собою руки с растопыренными пятернями. – Еще сильнее должен спеть это  куплет! Сильнее первого! Еще больше гордости за свои злодеяния! Мощней! – и вдруг шепотом добавил, погрозив Владимиру указательным пальцем. - Но оставь запас голоса на третий куплет! Нам еще туда подняться надо! Там кульминация… Там!

Владимир пропел первый, затем второй куплеты, перешел к третьему.

 - Я би-ич… рабов моих земных… Я ца-а-арь… познанья, царь свобо-о-оды… Я враг небес… я зло-о природы… И видишь, я у ног твоих…»

- Стоп! – остановил его Куц. – Отлично! Отлично уже! Но… последнюю строку провали… Вниз! Войди ж в образ… Царь он…  Царь всего, понимаешь… И вдруг у ног какой-то землянки… Тамары… Это же катастрофа!

Лицо Куца изобразило страдание и он, показывая, как это надо сделать, пропел.

- И видишь, я у ног твоих…

Владимир кивнул, показывая, что понял, и повторил все три куплета заново. Куц показал поднятым вверх большим пальцем, что доволен. Владимир набрал воздуха.

- Тебе-е.. принес я в умиленье… Молитву ти-и-ихую… любви-и… Земное пе-е-е-е-рвое… мученье… И слео-зы….пе-е-ервые… мои…и…




Куц сидел у окна и молчал. Молчала у рояля и Софья Павловна, показывая взглядом Владимиру, что все он исполнил блестяще...

- Хм… - очнулся вдруг от Куц. – Ты слышал раньше эту арию?

Владимир утвердительно кивнул.

- Да, перед экзаменом по музыкальной литературе. На нем ставят на минуту отрывок из не понять чего, а ты должен угадать, что и чье звучит… Вот и слушал, запоминал…

Куц опять помолчал с минуту.

- Тогда поздравляю тебя, молодой человек! В финале ты был Демоном, кающимся в любви Женщине! - он рывком встал и, протянув Владимиру руку, заключил. - Свободны, господин Демон!

Улыбнулась из-за рояля и Софья Павловна…



 
Владимир вышел из класса, прошел коридором и, оказавшись на залитой солнцем улице, радостно вдохнул полной грудью. 

Нет, с таким учителем он обязательно станет петь! В Большом – не в Большом, но будет! У него же есть голос!

Он представил себе на миг, как выступает на большой сцене, как зал взрывается аплодисментами, и ему стало сладостно страшно и здорово одновременно от той перспективы, которую уже не раз представлял себе... 
 
Он остановился посреди двора консерватории, радостный и ошалелый, решая, куда идти – домой, в общежитие, или…   

А что…

Действительно…

Чего откладывает?!

Именно сейчас и пойти к Людке, сказать ей все…

Что…

Что любит!
 
Как этот…

Как Дух Изгнания!

«Я то-от… которому внимала… » 


* на фото - Д.Хворостовский в роли Демона
* этот романс Демона из оперы по оперным канонам является арией
* http://www.youtube.com/watch?v=sljs5c6xioo Третий романс Демона из оперы «Демон» А.Рубинштейна. Исполняет Ф.Шаляпин. 1925 г. 


Рецензии
Читала твою миниатюру, и как будто, окунулась в прошлое, так ты трогательно написал, Толенька!!! Спасибо. Обнимаю. Наташа.

Наталья Исаева Горецкая   02.02.2014 00:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.