Третий романс Демона
То, что голос у него красивый, Владимир знал. Это было ясно и по тому, как работал с ним, ставя ему голос, преподаватель – известный в прошлом оперный певец Куц. Басина! Как затянет! По низам ударит! Во всю грудь! Мечта… Был бы у него, Владимира, голос не красивым, Куц бы с ним так не возился… Поэтому после консерватории с карьерой певца получится! Не может не получиться… Он перешел на другую сторону улицы, бросил взгляд на часы. Времени до урока оставалось уже в обрез, и он ускорил шаг.
Сидевший у окна Куц повернулся в сторону вошедшего Владимира, бросил на подоконник газету, которую, видно, читал до этого, и произнес не без иронии.
- Счастливый...
Владимир поздоровался с ним и с сидевшей у рояля сухонькой дамой – аккомпаниатором Софьей Павловной.
- Я счастливый? – улыбнулся он.
Куц достал из кармана платок и принялся вытирать очки.
- Естественно! Не я же! Сколько Вам лет, сударь? А мне?! Меня студентки уже не любят!
Софья Павловна хохотнула.
- Ну, не скажите, Леонтий Кондратьевич…
Куц повернулся всем корпусом к ней и удивленно возразил.
- Не прибедняюсь!
Она села поудобней, готовясь к работе, и улыбнулась.
- Прибедняетесь-прибедняетесь. Вы и без меня это знаете. Наши девочки от Вас без ума!
- Ага, - согласился Куц, - только девочкам этим лет по сорок-пятьдесят всем… Хе-хе-хе-хе… - класс наполнился его красивым басом. - А студентки – с ним дружат! Знаете, сколько у него поклонниц?! На курсе? А мне доложили! Вторую ночь не сплю! Завидую…
- Сколько? – встрепенулась заинтересовавшаяся старушка и с интересом бросила взгляд на смутившегося Владимира. Он действительно смотрелся. Высокий. Красивый. Молодой…
Куц улыбнулся.
- Уже три явных воздыхательницы! А сколько тех, которые молча страдают?!
Владимир повел головой... Воздыхательницы…
- А он, - продолжил Куц. – ни одну не любит... Или любит, но молча... Не зная, как признаться в любви... Так что придется сегодня научить его этому! Начинаем новую вещь - "Третий романс Демона" из А.Рубинштейна. Как вокальное пособие по любви… Хе-хе-хе-хе… - снова захохотал он своим басом.
Владимир с радостью воспринял новость: ему нравилась партия Демона из одноименной оперы.
- Итак… Начинаем распевку… «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»… - протянул на одной ноте педагог и дал команду к вступлению Владимиру.
Софья Павловна взяла на рояле аккорд. Владимир набрал воздуха и, вторя Куцу, протянул.
- «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…
Куц кивком показал, что доволен звуком.
- На полтона выше! И… «ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…
Софья Павловна поменяла аккорд. Владимир пропел.
- «Ми-и»… «мэ-э»… «ма-а»… «мо-о»… «му-у»…
- Еще на полтона! – скомандовал Куц.
Владимир взял на полтона выше.
- Еще на полтона!
Они поднимались все выше и выше. Потом поменяли упражнение. Затем еще одно. И, наконец, когда голос был разогрет, прервали распевку. Куц протянул ему лист со словами и нотами.
- Берите, сударь!
Владимир пробежал лист глазами, запоминая партию; она была короткой.
"Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала.
Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит
И все живущее клянет
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья, царь свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, я у ног твоих.
Тебе принес я в умиленье
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
Куц выждал пока он ознакомится с партией и, увидев, что Владимир готов, дал команду начинать.
- Софья Павловна!
Та повернулась к Владимиру. Владимир глотнул воздуха и запел.
- Я то-от…
Старушка ударила руками по клавишам рояля – раздался мощный аккорд.
- котооо-рому внимала…
Прозвучал еще один аккорд - Софья Павловна раз за разом брала отрывистые аккорды.
- … ты-ы… в по-лу-но-о-оч… ной… ти-и… ши… не…
Он набрал воздуха.
- Чья… мы-ы…сль… ду-ше… тво-ей… шепта… а… ала…
Еще раз глотнул.
- Чью гру-у-у…усть… ты… смутно… отга… да…ла….
- Стоп! - Куц прервал его и прошелся по классу. - Чью партию поешь?! А?
Владимир помолчал, затем ответил.
- Демона…
Куц встал перед Владимиром и выпятил нижнюю губу.
- Ваньки Пупкина ария, а не Демона! – и развел от возмущения руками. - Кто такой Демон? Дух изгнания он! Дьявол! Прочти, раскрой бумажку-то! Как он о себе поет? «Я царь познанья! Царь свободы! Я враг небес! Я зло природы!» - Куц приблизил лицо к лицу Владимира и замолчал, не сводя своих глаз с глаз парня, ждал, чтобы до того дошло сказанное. – А потому ты, Демон, должен петь это сильно, мощно, с демоническим достоинством! Как может петь только такой как ты! Как может петь только Демон… Сатана... - он потряс перед лицом парня кулачищем. – Заново!
Владимир собрался внутренне и набрал в легкие воздуха.
- Я то-от…
Старушка опять ударила руками по клавишам рояля – повторился тот же мощный аккорд.
Он пел, пытаясь придать голосу твердость и силу…
- Стоп, стоп, стоп, стоп! – остановил его посреди фразы педагог. – Не-ту Демона… Нет! – и опять замер, вперив свой взгляд в глаза ученику. – Мало орать! Внутренне соберись! Как стоишь?! Посмотри на себя! Какой ты, к черту, Демон?! Выпрямись! – он показал Владимиру, как тот должен стать. – Подними голову! – Куц поднял голову, - Посмотри на все взглядом, каким только и может смотреть на все вокруг Дьявол! Соберись! И пропой… это…
Владимир закрыл глаза и, подняв голову, расправив плечи, запел.
- Я то-от… которому внимала… Ты-ы… в полуночной тишине….»
Пелось легко. Для его баса-баритона партия была идеальной, и он чувствовал, что Куцу нравится уже как он поет ее.
- Я то-от… чей взор надежду губит… Едва-а… надежда расцветет… Я то-от… кого никто не любит… И все живущее клянет…
- Нет! - остановил вдруг его окрик Куца – Что такое?! Что за жалость в голосе?! Чего жалишься?! Надежды убил?! Какие?! Людские?! Никто не любит тебя?! Все клянут?! Так гордись этим! – его голос перешел в крик. – Гордись! Ты - Дьявол! Это как раз то, ради чего ты и существуешь! – он выпучил глаза и расставил перед собою руки с растопыренными пятернями. – Еще сильнее должен спеть это куплет! Сильнее первого! Еще больше гордости за свои злодеяния! Мощней! – и вдруг шепотом добавил, погрозив Владимиру указательным пальцем. - Но оставь запас голоса на третий куплет! Нам еще туда подняться надо! Там кульминация… Там!
Владимир пропел первый, затем второй куплеты, перешел к третьему.
- Я би-ич… рабов моих земных… Я ца-а-арь… познанья, царь свобо-о-оды… Я враг небес… я зло-о природы… И видишь, я у ног твоих…»
- Стоп! – остановил его Куц. – Отлично! Отлично уже! Но… последнюю строку провали… Вниз! Войди ж в образ… Царь он… Царь всего, понимаешь… И вдруг у ног какой-то землянки… Тамары… Это же катастрофа!
Лицо Куца изобразило страдание и он, показывая, как это надо сделать, пропел.
- И видишь, я у ног твоих…
Владимир кивнул, показывая, что понял, и повторил все три куплета заново. Куц показал поднятым вверх большим пальцем, что доволен. Владимир набрал воздуха.
- Тебе-е.. принес я в умиленье… Молитву ти-и-ихую… любви-и… Земное пе-е-е-е-рвое… мученье… И слео-зы….пе-е-ервые… мои…и…
Куц сидел у окна и молчал. Молчала у рояля и Софья Павловна, показывая взглядом Владимиру, что все он исполнил блестяще...
- Хм… - очнулся вдруг от Куц. – Ты слышал раньше эту арию?
Владимир утвердительно кивнул.
- Да, перед экзаменом по музыкальной литературе. На нем ставят на минуту отрывок из не понять чего, а ты должен угадать, что и чье звучит… Вот и слушал, запоминал…
Куц опять помолчал с минуту.
- Тогда поздравляю тебя, молодой человек! В финале ты был Демоном, кающимся в любви Женщине! - он рывком встал и, протянув Владимиру руку, заключил. - Свободны, господин Демон!
Улыбнулась из-за рояля и Софья Павловна…
Владимир вышел из класса, прошел коридором и, оказавшись на залитой солнцем улице, радостно вдохнул полной грудью.
Нет, с таким учителем он обязательно станет петь! В Большом – не в Большом, но будет! У него же есть голос!
Он представил себе на миг, как выступает на большой сцене, как зал взрывается аплодисментами, и ему стало сладостно страшно и здорово одновременно от той перспективы, которую уже не раз представлял себе...
Он остановился посреди двора консерватории, радостный и ошалелый, решая, куда идти – домой, в общежитие, или…
А что…
Действительно…
Чего откладывает?!
Именно сейчас и пойти к Людке, сказать ей все…
Что…
Что любит!
Как этот…
Как Дух Изгнания!
«Я то-от… которому внимала… »
* на фото - Д.Хворостовский в роли Демона
* этот романс Демона из оперы по оперным канонам является арией
* http://www.youtube.com/watch?v=sljs5c6xioo Третий романс Демона из оперы «Демон» А.Рубинштейна. Исполняет Ф.Шаляпин. 1925 г.
Свидетельство о публикации №110101900394
Наталья Исаева Горецкая 02.02.2014 00:00 Заявить о нарушении