Отрывок элегии перевод Симонида Кеосского

Симонид Кеосский (также Симонид Младший, сын Леопрепа, ок. 556 — ок. 468 до н. э.) — один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии. Дядя Вакхилида. Симонид родился в г. Иулия на о. Кеос. Стихи и музыку изучал с детства. Возглавляя хор при храме Аполлона в г. Каррее, сочинял гимны для делий (праздников в честь Аполлона). Посчитав родной город малоперспективным для применения и развития своих способностей, переехал в Афины, где в большом почете жил при дворе тирана Гиппарха, покровительствовавшего литературе (и где к Симониду позже присоединился Анакреонт). После убийства Гиппарха (514 до н. э.), удалился в Фессалию, где пользовался защитой и покровительством Скопадов и Алевадов (знаменитых фессалийских династий). После битвы при Марафоне вернулся в Афины, откуда вскоре уехал в Сицилию по приглашению Гиерона I, тирана Сиракуз, при дворе которого провел остаток жизни. Был близким другом Фемистокла и Павсания Спартанского. Погиб ок. 468 до н. э.; причина смерти неизвестна.Общегреческое признание Симонид получил после греко-персидских войн, когда воспел знаменитые битвы при Марафоне, Саламине и Артемисии. Как ученый, Симонид считался основателем мнемоники и преобразователем греческого алфавита. Ему приписывалось введение двойных согласных  и различие долгих гласных на письме. Как сообщает Цицерон, однажды патрон Симонида Скопас упрекнул поэта в том, что в хвалебной оде, посвященной победе Скопаса в гонках колесниц, Симонид уделил слишком много места Кастору и Поллуксу, и слишком мало самому победителю. Скопас отказался оплатить оду в полном размере, предложив Симониду обратиться за вознаграждением к этим божествам. Вскоре затем Симониду передали, что с ним хотели бы поговорить двое молодых людей. Когда Симонид покинул пиршество, крыша зала упала и раздавила Скопаса и его гостей. Симонида вызвали на раскопки завала и попросили распознать погибших. Поэту удалось это сделать, сопоставляя личность погибшего с местом, которое тот занимал за столом. Поблагодарив Кастора и Поллукса за такую оплату хвалебной оды, Симонид использовал этот опыт в разработке «театра памяти», т. н. метода локусов (мест), системы организации памяти, которая широко использовалась в устной общественной практике до эпохи Возрождения.



Нет постоянства в мире людей, - и все изменяется,
Ведь сказано ж было однажды одним мудрецом:
Род за родом листвою с древа срывается,
Соединяя наше начало с вечным концом…

Только из нас очень мало, кто эту мудрость оценит,
В порыве безумства с любовью юное племя живет,
Даже не видя исчезнувших в мраке мгновений,
Народ наслаждается жизнью, когда сам от жизни цветет…
Нет места мыслям о Смерти, как и о тяжких недугах,
Когда волшебною ласкою светится нежная плоть,
И разве влюбленным думать о страшных разлуках,
Когда их Эрос воздушный страстями смог побороть…

Но как же ничтожен наш разум, и как ослеплен, и как жалок,
Все юные дни пролетят, не оставляя следа,
Ищи же то место, где  свет мысли будет так ярок,
Что в постижении мира, все небо обнимет  душа…


Рецензии