Наши немцы в Германии
И по высказываниям их, живут они в Германии довольно таки неплохо: в достатке, в успехах, по крайней мере не жалеют о том, что сорвались когда-то со своих насиженных мест в далекую и неизвестную им историческую родину.
Но каждый раз, при каждом разговоре, сознание отказывается верить в то, что всё у них там хорошо и безоблачно, как они утверждают.
Да, да…проглядывают у них иной раз в речи нотки превосходства. Вот, мол, вы тут лапотники, возитесь ежедневно в своих проблемах и российском бидламе, а мы богаче вас, сытней, уверенней в завтрашнем дне, спокойней, все двери мира перед нами открыты, везде нас ждут.
Но нет-нет, да мелькнет в разговоре ли, во взгляде ли, в неуверенном ли движении какая-то неуловимая чёрточка, сводящая на нет их показную браваду.
Но вслух об этом ни- ни. Как-же! Тогда и восхищаться ими перестанут, и завидовать перестанут, и усомнятся в правильности их выбора.
Долго я пытался разгадать этот феномен: выспрашивал все подробности из их будничной, повседневной жизни, но как слепой на невидимую преграду, постоянно натыкался я на глухую непроницаемую стену, куда посторонним людям, не из их замкнутого круга, вход категорически воспрещен.
Да и ладно, думаю, пусть пыжатся друзья мои, коли им это нравится.
Но вот открыли на сайте «Одноклассники» мои бывшие земляки новую поэтическую рубрик. И понеслось, словно плотину прорвал мощный речной поток:
Любовь Е…
Мы - эмигранты, но по доброй воле...
Оставив позади наш отчий дом,
Мы обрекли себя на жизнь в не-во-ле...
И сказок мы ещё каких-то ждём...
Мы - эмигранты...волей судьб гонимы...
И, затерявшись на чужой земле,
Хочу спросить, а кто...и где мы...
Кто ждал нас в этой сказочной стране...
Мы - эмигранты...только мы чужие...
Для той земли, где мы теперь живём...
Мы - не такие, да...мы не такие,
Друг друга, вряд ли, мы когда поймём...
Мы - эмигранты...души наши плачут...
Сердца тоскуют по земле родной...
Но, это - жизнь...нельзя было иначе...
Но, что поделать...очень я хочу домой!
Галина Г…
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры.
Там свято хранятся традиции предков
И люди плохие встречаются редко.
Там радость так радость! Беда не беда.
Гостям в каждом доме рады всегда.
Там разные нации в мире живут,
Там вечные ценности - знания и труд.
Самая лучшая ты на земле
Родина матушка - слава тебе!
Вы спросите где это, я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
"Осы маган улы Отан,
Касиеттi жер Казакстан!"
Фрида Р…
Живя вдалеке и тоскуя,
Я в руки беру телефон.
Разговорной нитью связуя,
Тоску разгоняет он.
"Сыночек, дрова заготовил?
А как у тебя с кормами?
А в голосе что? Тревога?"
"Да нет, всё нормально, мама."
Так пролетают годы
Считаем мы дни до встречи,
Скрывая свои невзгоды,
Скрывая свои огорчения.
Души моей отражение-
В стихах моя радость и боль,
Я в них нахожу выражение
Значению слова любовь!
Любовь ко всему живому,
К детям и внукам любовь,
К единственному, родному
С которым связала кровь.
Во сне я часто бываю
В России и в Казахстане,
Проснусь и опять вспоминаю-
Между нами границы и страны.
И здесь я живу интересно,
Скучно мне не бывает!
Мой график настолько тесен,
Дня не всегда хватает
Светлана М…
В бескрайнюю степь Казахстана
Зовёт нас душа каждый год
Взглянуть как сторонка родная
Без нас улетевших живёт
Прилив ностальгической боли
Порою не знает границ
Как много осталось там в сёлах
По жизни знакомых нам лиц
Ни в чём не кляня свою долю
Мы с вами не в силах забыть
Ту прелесть родного раздолья
Где в детстве нам выпало жить
И пусть нас судьба разбросала,
Но нынче мы встретились вновь.
В нас чувство единства осталось,
Что всюду роднит земляков,
Не рвите с прошедшим - О люди!
Нет доли тому кто с ним рвёт
Что было что есть и что будет ,
Пусть в памяти рядом живёт,
Пусть ветер не студит вас колкий
К былому святую любовь
И пусть никогда не умолкнет
В сердцах ваших Родины зов!
Фрида Р…
Этнические немцы едут Германию
И становятся здесь "русаками".
И всё здесь другое. Непонимание,
Того, что порой случается с нами.
Были чужими в России,
Звали нас там "немчурой",
Здесь превратились мы в "русских"-
Ирония жизни людской.
С клеймом "шпион" приклеенным,
В годы репрессий деды,
В сталинских тюрьмах расстреляны,
Повороты жестокой судьбы.
Инженеры, врачи, юристы?
Кто вы теперь в Германии,
Женщины рады "путцкам"
С высшим образованием?
Двумя культурами гордитесь,
Двух великих народов дети!
Богатство душ сберегите,
Что важнее всего на свете!
Детям эту любовь передайте,
К русским нашим корням!
Русский язык не забывайте,
Как хранили немецкий,
в России живя!
Ностальгия…она душит, щиплет за душу, вызывает некстати нечаянную слезинку у тебя на впалой щеке, нечаянный легкий грудной вздох в шумной толпе чужих людей, странное ночное бдение, когда вдруг проснешься заполночь в мягкой кровати и сразу не поймешь, что так гнетет, ранит душу, не дает уснуть до ранних утренних лучей за занавеской окна. Кто хотя бы раз испытал это чувство, тот понимает, что избавиться от ностальгии не помогут никакие ухищрения, никакие земные блага и удобства; она заполняет все клеточки твоего организма истосковавшегося по чему-то сразу не определяемому, рвётся наружу стихом ли, рассказом ли ближнему о своих странных печалях, телефонным звонком ли на Родину, разговором с соседом по несчастью, встреченным случайно в гипермаркете или на обычной улице.
И кажется иному эмигранту, что подхватил он где-то какой-то особый душевный вирус, противоядия которому еще не найдено во всем мире.
И окажется вдруг на поверку, что не так уж он и далек от истины – этот заболевший ностальгией эмигрант.
Ведь, как известно, термин «ностальгия» является изобретением швейцарского врача Иоганна Хофера (1688 год), с легкой руки которого ностальгия долгое время считалась болезнью (так она трактуется и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даляя). Философия, психология и социология стали интересоваться ностальгией лишь в первой половине XX века. Развивая идеи Анри Бергсона, его ученик Дюркгейма Морис Хальбвакс в 1920-е годы поставил проблему социальной обусловленности памяти и выдвинул тезис о том, что воспоминания являются не репродукцией, а реконструкцией прежнего опыта человека. Из этого следует, что воспоминания, в том числе ностальгические, не в точности воспроизводят ход прошлых событий, а включают в себя субъективные оценки и ошибки того, кто вспоминает. В этом заключается парадокс ностальгии: люди тоскуют даже по ужасным периодам прошлого.
Вопрос о том, какие события лучше запоминаются: связанные с положительными (ностальгические воспоминания) или отрицательными эмоциями, — является дискуссионным. П. П. Блонскийй в работе «Память и мышление» пришёл к заключению, что дольше всего помнится неприятное. Большинство же других авторов пришли к противоположным выводам. Так, исследование В. В. Нурковой показало, что «в нейтральной ситуации жизненных воспоминаний предпочтение отдаётся позитивным событиям, что отражает индивидуальную избирательность автобиографической памяти (исключение составляют только двое из 60 человек)».
Мой тёзка, Новиков Е.В., исследуя отношение к ностальгии в различных культурах и в истории философии, пришёл к выводу, что за некоторым исключением ностальгия в них оценивается положительно. По словам А. А. Гусейнова «многие из великих моралистов черпали идеалы из прошлого, полагая, что там остался золотой век. Согласно их представлениям, человечество движется вспять. Основной признак деградации они усматривали в том, что люди всё больше отдают предпочтение материальным интересам перед моральными обязанностями. Они стремились остановить губительный, с их точки зрения, процесс смешения критериев».
Говоря об этическом смысле ностальгии, о её роли в принятии человеком моральных решений, Е. В. Новиков относит её к типам моральной рефлексии , однако считает, что вопреки расхожему мнению нравственные последствия ностальгии неоднозначны. Например, К. Ясперс описал случаи убийства детей юными нянями-провинциалками, которые избавлялись от своих подопечных в надежде, что после этого смогут вернуться на родину, поскольку нянчить будет некого. И. М. Савельева и А. В. Полетаев полагают, что «фетиш прошлого… очень многое определил в содержании немецкого национал-социализма… Будущее, согласно фашистской политической программе, должно было быть завоёвано путём обращения к прославленному, сословно-народному прошлому».
В целом же, согласно Е. В. Новикову, ностальгия играет позитивную роль в жизни человека и общества: способствует утверждению идентичности «Я» человека, укрепляет связь с ранними этапами его жизни, с «корнями», формирует моральные идеалы, сохраняет моральные ценности прошлого и обеспечивает преемственность традиций, «примиряет» в общественном сознании прошлое с настоящим, стабилизирует отношения между оппонентами в споре («породнив» их между собой через общее прошлое), «ломает» коммуникативные барьеры между людьми и т. д
Само слово «ностальгия» происходит от греческих слов: ;;;;;; (возвращение на родину) и ;;;;; (боль). Все современные словари русского языка фиксируют также второе значение термина — «тоска по прошлому».
И вот уже едут эти «добровольные эмигранты» семьями ли, поодиночке ли обратно в Казахстан, Россию, в Украину.
Потому что не встраиваются они в чужой порядок вещей, да и сами коренные немцы, что тут говорить изрядно устали от капитализма, самые ужасные формы которого пытаются привить в России недальновидные политики. И вот уже немцы: и западные и восточные, по опросам в 80 процентах хотели бы жить в социалистическом обществе.
Добро пожаловать к нам, но не как в 1941, а добрыми гостями. Мы всех примем и всех ассимилируем.
Свидетельство о публикации №110101803117