Аллюзии - одним файлом

Агата – ритуал поцелуя – завидуя звездам – возвращение – зеленые двери – хорошо если есть выбор – разница в 16 градусов широты – индивидуация по Жюлю Верну – грусть вечеров – достойная фраза – Путь Д’Артаньяна – жизнь по Мишлену – что я делаю в одиночестве – неподвижность – обман – круглосуточное счастье – Берлинский филармонический в Риме – никаких причин – в образе Мюнхгаузена – усадьба «Димензино» – встроенный факс – инструкция по обретению бессмертия – романтика моря – Вольтер и крест – замечательная жизнь в Шамордино – ходячая крепость – резервист – подземные реки – по странам и векам – Ваня на диване – о сущности литературы – что нужно для полного счастья – на горах – бледное сияние зимнего дня – Шерлок Холмс и тот знал больше – забота о живом – Детская комната – в джунглях причин и следствий – свидание с Роб-Грийе – есть и любить – одинокий охотник – Лондон ему нравился – истина и вера – путешествие в поисках себя – рога оленя – приближается всадник – повторение сказанного – Мэри Годвин – Клише непристойности – призрак Габриэль – продавец льда грядет – что произошло с культурой в двадцатом веке – мыслить чисто

============================================

АГАТА

                Эдгару По

«почему ты никогда не садишься в это кресло»
спросил я его
«мне чудится что в нем сидит она»
тихо ответил он
«ведь это было ее любимое кресло»
и я увидел Агату
с бледным лицом и черными волосами
она смотрела на меня
темными зрачками из глубины глазниц
а потом встала


РИТУАЛ ПОЦЕЛУЯ

мать приходит вечером в детскую комнату склоняется над ребенком и дарит ему поцелуй
об этом ритуале писали Брентано и Пруст
я вспоминаю как мать подходила к моей постели и касалась губами лба
я тоже целовал ее и моя обида таяла
а обижался я потому что она рано укладывала меня спать
и не разрешала смотреть фильмы которые шли в прайм-тайм
теперь я живу один и смотрю не только фильмы которые начинаются в девять но и те что кончаются заполночь
когда я выключаю DVD-плеер или телевизор натягиваю одеяло и засыпаю ко мне приходит и целует меня Мила Йовович
часто вместо нее ко мне приходит Сандра Буллок или Джина Гершон
иногда Ума Турман или Жюльет Бинош
иногда надо мной склоняется Одри Тату или Наоми Уоттс
иногда Джессика Симпсон иногда Меган Фокс
они целуют меня во сне и случается что от этих поцелуев я просыпаюсь
а потом долго не засыпаю
и вспоминаю о том поцелуе который предшествовал сну а не следовал после
и думаю о том как трудно быть взрослым

_________________________________________
     1. «...благословляя поцелуем в лоб и щеку». – Ф. Брентано. «Романсы о Розарии».
     2. «...я утешался мыслью, что, после того, как я лягу, мама придет меня поцеловать». – М. Пруст. «По направлению к Свану».


ЗАВИДУЯ ЗВЕЗДАМ

выходишь усталый
из художественного музея
с альбомом Да Винчи
и завистью к звездам
счастливцы
они всегда смотрят
вниз

______________________
       «Звезды смотрят вниз» – роман А. Кронина.


ВОЗВРАЩЕНИЕ

бежать навстречу высокому солнцу
оставляя позади голубые горы
и белый туман
среди кустов осыпанных то ли росой
то ли дождевыми каплями
в заповедной стране
где исполняются все желания
приближаясь к дому
где тебя помнят и ждут
к месту назначенной встречи
о которой ты едва не забыл
здесь в этом волшебном саду
то что омрачало превратится в сияние
то что преследовало обернется заботой
девушка в белом подведет тебя
к распустившемуся цветку
и ты узнаешь в нем самого себя

___________________________
     «...то был зачарованный сад» – Г. Уэллс. «Дверь в стене».


ЗЕЛЕНЫЕ ДВЕРИ

в то время повсюду мне попадались
зеленые двери

некоторые я открывал
а некоторые были слишком тяжелы
и не поддавались

за теми что мне удалось открыть
виднелись обычные улицы
дворы пустыри

за теми что не поддались
скрывалось как я теперь думаю
то же самое

_____________________
     «...и вдруг очутился перед длинной белой стеной и зеленой дверью...» – Г. Уэллс. «Дверь в стене».


ХОРОШО ЕСЛИ ЕСТЬ ВЫБОР

жизнь интересна
когда у тебя есть выбор

например
купить книгу Уэлша
или заказать в баре эскалоп

если выбора нет
жизнь становится скучной

это происходит в двух случаях

первый
когда ты настолько богат
что проблема выбора исчезает

второй
когда ты настолько беден
что вообще не покупаешь
ни книг ни мяса

есть правда и третий
вариант

когда ты не богат
и не беден
все у тебя вроде
в порядке
но что-то в твоей душе
сломалось
и тебе на все наплевать

_______________________________
      «Нужно было четко выбирать между приобретением пластинки и приятным времяпрепровождением за пинтой и мясным пирогом в «Спайэрс-баре» – ближайшем к фабрике пабе». – И. Уэлш. «Клей».


РАЗНИЦА В 16 ГРАДУСОВ ШИРОТЫ

до августа еще далеко
три недели но когда они
пройдут наступит август
жаркий грозовой или
прохладный дождливый
прибалтийский август
не пара американскому
питтсбургскому
август на широте 40
совсем не то что август
на широте 56
и если захочешь
написать о местном
августе то не напишешь
того что написал
Дос Пассос
в «Больших деньгах»

______________________
     «знойное питтсбургское лето постепенно вползало в жаркий август с привычным удушливым углекислым газом и дерущими глотку дымами от плавильных печей блюмингов прокатных станов в редакции начались разговоры о проникновении красных агитаторов» – Дж. Дос Пассос. «Большие деньги».


ИНДИВИДУАЦИЯ ПО ЖЮЛЮ ВЕРНУ

наше «эго» наше сознание
поначалу плавает в бессознательном
словно подводный корабль
капитана Немо
лишь изредка поднимаясь на поверхность
чтобы капитан мог окинуть взглядом
море и горизонт
посмотреть в бинокль
на проплывающий мимо лайнер.
но с возрастом укрепляясь
наше сознание
выделяется из бессознательного
и становится кем-то
вроде атамана разбойников Айртона
которого в наказание
за убийства грабежи и другие преступления
высадили на необитаемый остров
снабдив оружием консервами
спичками инструментами
чтобы он мог отбиваться от хищников
и добывать себе пропитание
к старости наше сознание вновь слабеет
оно теряет свою строптивость
и тратит нажитое на покупку участка в Айове
где и проводит дни занимаясь
возделыванием земли разведением скота
ремонтом обуви и одежды
тихими вечерами
отдыхая от дневных занятий
оно обыкновенно
сидит в кресле под лампой
пьет чай
курит трубку
и читает романы Жюля Верна

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
     «Из тех богатств, что хранились в ларце, завещанном капитаном Немо обитателям острова Линкольна, большая часть была употреблена на покупку обширного земельного владения в Айове». – Ж. Верн. «Таинственный остров».


ГРУСТЬ ВЕЧЕРОВ

знаешь ли ты эту легкую грусть вечеров?
как будто уходящий день что-то тебе обещает,
но ты уверен, что обещание не исполнится,
и потому тебя охватывает сладкая грусть.
обещание все же лучше, чем ничего.
летние вечера созданы для таких обещаний…
как и другие – зимние, весенние, осенние.
летом обещание несет в себе теплый воздух,
весной – запах и вид сирени,
зимой – звезды и белеющая по-неземному луна,
осенью – сухие красные листья.
яснее всего обещание слышится за городом,
но его можно услышать и в городе.
слышал ли ты когда-нибудь это обещание
так же отчетливо, как его слышу я?

–––––––––––––––––––––
     «Близились те часы, предшествующие сумеркам, которые всегда вызывают ощущение легкой грусти». – Ж. Верн. «Кораблекрушение "Джонатана"».


ДОСТОЙНАЯ ФРАЗА

эта фраза похожа на статуэтку
а может быть и бронзовый памятник
она энергична как и тот человек
которого она описывает
она так же крепка мускулиста
мужественна благородна
в ней столько же достоинства
сколько его и в человеке
о котором здесь идет речь
вот эта фраза которую наверное
лучше было бы записать
одной строкой

«Он был, бесспорно, характерным
представителем белой расы»

–––––––––––––––––––––––––––
     «Он был, бесспорно, характерным представителем белой расы... Высокий, крепкий, покрытый густым загаром, он казался наделенным недюжинной силой и несокрушимым здоровьем. Мужественные и благородные черты одухотворенного лица, высокий, изборожденный морщинками лоб мыслителя, осанка и движения этого человека выражали чувство собственного достоинства». – Ж. Верн. «Кораблекрушение "Джонатана"».


ПУТЬ Д'АРТАНЬЯНА

     На лестнице дерутся, и ты удивляешься, хотя и сам при каждом удобном и не очень удобном случае достаешь шпагу.
     На площадке сплетничают о женщинах, и ты краснеешь, хотя опыт любовных похождений у тебя есть, и немалый, но здесь ты слышишь о таких чудесах, которые тебе и не снились.
     В приемной насмехаются над кардиналом, и ты покрываешься холодным потом, хотя и сам не прочь отпустить колкость на чей-то счет.
     Твой путь в кабинет капитана мушкетеров превращается в церемонию посвящения: ступив на лестницу робким провинциалом, ты подходишь к дверям хитроумным придворным, прекрасно осведомленным о всех тайных механизмах двора.
     Конечно, ты помнишь наставления отца, но сердце твое не осуждает, а скорее одобряет то, что ты видишь и слышишь.
     И ты уже знаешь, что поступив на службу Его Величества, будешь подниматься все выше и выше, к самой вершине, пока в руке у тебя не окажется жезл маршала Франции с золотыми лилиями, а на месте сердца – железное ядро, пущенное неприятелем за минуту до того, как командующий гарнизоном прикажет вывесить белый флаг.

___________________________
      «У самой лестницы положение стало еще затруднительнее». – А. Дюма. «Три мушкетера». Гл. II. «Приемная г-на де Тревиля».


ЖИЗНЬ ПО МИШЛЕНУ

лейтенант бросает бокал на пол
он сердится
трусость французов
лишила его возможности показать себя
в деле
доехать до Парижа
не услышав ни единого выстрела
каково
в публичном доме
на темной французской улочке
он пьет французское вино
и ругает мадам
девиц
парижан
французскую армию
всех французов
годы
что он провел на занятиях в аудитории
на плацу в поле
потрачены зря
а вместе с ними и жизнь
в такой войне не сделать карьеры
он вернется в Германию лейтенантом
он состарится лейтенантом
умрет лейтенантом
каково
его отец в двадцать шесть
имел чин майора
хотя дошел только до Марны
во всем виноваты
эти слабаки французы кричит лейтенант
их беспримерная трусость
сделала из него
туриста
и вся оставшаяся жизнь
будет для него туристической поездкой
как его поездка в Париж
он приехал сюда туристом
и уедет туристом
наконец
появляются две девицы
лейтенант выбирает маленькую смуглую
унтер-офицер
уходит с пышной блондинкой
а читатель
наливает шампанское
из бутылки которую они не успели
раскупорить
и пьет думая о том
почему он тоже чувствует себя
в жизни туристом
то ли потому
что неохотно ищет опасности
то ли потому
что жизнь отступает перед ним
как французы
перед германской армией
так и не ответив себе на этот вопрос
он выходит из дома
и всю ночь бродит по Риге
воображая что это оккупированный Париж

_______________________________
     1. «Жалкая французская армия превратила меня в туриста!» – И. Шоу. «Молодые львы».
     2. «Мишлен» – краткое название популярных туристических справочников, издаваемых компанией «Мишлен» («Michelin»).


ЧТО Я ДЕЛАЮ В ОДИНОЧЕСТВЕ

когда я один
я делаю все чтобы унять тоску и тревогу
читаю газеты смотрю телевизор
кормлю аквариумных рыбок
пью кофе
жарю бифштекс
играю на рояле мазурки Шопена
рассматриваю иллюстрации в альбоме Ван Гога
выхожу из дома погладить уличного кота
звоню в аэропорт чтобы узнать когда прилетает президент Чехии
на сайте «Евроспорт» просматриваю ролик «Картер делает 147»
мне нравится как он делает эти 147
быстро уверенно и даже с юмором
просто удивительно что среди спортсменов встречаются такие люди
и что вообще такие люди встречаются
ставлю диск с каким-нибудь фильмом
например «Живешь только дважды» или «Малхолланд-драйв»
не потому что они самые любимые
а потому что ближе всего стоят на полке
пью кофе со сливками
звоню в аэропорт и спрашиваю не прилетел ли президент Чехии
выхожу на балкон и смотрю на уличного кота
кот прячется среди одуванчиков черный среди желтого странно при таком сочетании он почти незаметен
думаю почему Топалов в последней партии матча на первенство мира так поспешно взял на f5
пытаюсь пройти очередную миссию в «Героях меча и магии» но на второй неделе попадаю в засаду сто пятьдесят крестоносцев кто бы мог подумать а лужайка выглядела так дружелюбно
играю 12-й этюд Шопена «Революционный»
медитирую на второе предложение из «Диссеминации» Деррида
«текст впрочем всегда остается невоспринимаемым»
вспоминаю свою первую учительницу
и мальчишку который отнял у меня значки
вспоминаю имена актеров и актрис исполнявших главные роли в «Аватаре»
выпиваю банку холодного пива
вычисляю число «пи» до тридцать первого знака
думаю о том что делал Роже Витрак когда оставался один
звоню в аэропорт и спрашиваю не прилетел ли президент Чехии Вацлав Клаус
снова звоню в аэропорт чтобы узнать когда ближайший рейс в Париж
я не собираюсь в Париж но приятно знать что если захочу то смогу сегодня пройтись вдоль Сены
так много дел которыми можно заняться чтобы унять тоску и тревогу
но самое действенное средство
написать о них

_____________________________
      «Журнал “Литература” действительно несколько лет назад спрашивал... “Что вы делаете, когда вы одни?” – «Тогда мы жили в тоске и тревоге». – Р. Витрак. «Внутренний монолог и сюрреализм».


НЕПОДВИЖНОСТЬ

вытолкнут из времени
вытолкнут из длительности
вытолкнут из действительности

путешественник с разбитым коленом
неисправным компасом и обгоревшей картой

постоялец
потерявший ключ
позабывший шифр на входном замке

лазутчик спецагент не помнящий
своего имени ни настоящего ни выдуманного
цели операции номера сейфа

аэробус зависший в воздухе
и не способный сдвинуться с места

сторож без вверенного объекта
пограничный столб без границы

астероид без траектории
дровосек без леса

стрелок без мишени
пустыня без миража

__________________________
     «Мое  колено сгибалось все хуже,  но  это  было уже неважно». – С. Беккет. «Моллой».


ОБМАН

обманчивые деревья на обманчивом снегу
обманчивый снег на обманчивой земле
обманчивая земля под обманчивым снегом
на котором ты оставляешь свои следы
уходящие к горизонту

_______________________________
     1. «Пуста и покойна, лишена «я» природа всего сущего; в реальности нет никакого индивидуального существа. Нет ни конца, ни начала, ни середины, все обманчиво, в реальности нет ничего: это подобно грезе или сну». – Махаяна абхисамая сутра. (Д. Т. Судзуки. «Основные принципы буддизма махаяны»).
     2. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется». – Гоголь. «Невский проспект».
     3. «Ибо мы как срубленные деревья зимой. Кажется, что они просто скатились на снег, слегка толкнуть – и можно сдвинуть их с места. Нет, сдвинуть их нельзя – они крепко примерзли к земле. Но, поди ж ты, и это только кажется». – Ф. Кафка. «Деревья».


КРУГЛОСУТОЧНОЕ СЧАСТЬЕ

в детстве я представлял рай как большую комнату по стенам которой от пола до потолка высятся книжные шкафы а на полках блестят или темнеют книжные переплеты
райская жизнь представлялась мне нескончаемым чтением непрерывным поглощением книг
хотя и дорогой ценой но я исполнил свою мечту
конечно мне пришлось для этого умереть но не так как умирают обычные люди
расставшись с жизнью я продолжал жить
такое случается когда человек превращается в вампира
я стал вампиром и обрел бессмертие
кроме бессмертия я получил еще и способность к магии
теперь я могу приобрести любую книгу сразу как только она покинет станок
я могу наслаждаться чтением и днем и ночью
и я наслаждаюсь им так как не наслаждаются самые страстные книгочеи-люди
я читаю все подряд мемуары памфлеты экономические трактаты философские труды любовные романы детективы боевики триллеры
но больше всего мне нравятся книги о вампирах а из книг о вампирах мне больше всего нравятся книги Энн Райс
она так верно изображает внешнюю и внутреннюю жизнь вампиров что одно время я был совершенно уверен что она  принадлежит нашему племени
когда я убедился в своей ошибке то решил исправить положение сделав ее одной из нас
я хотел чтобы «Вампирские хроники» продолжались вечно а это могло быть только в том случае если бы их автор обрела вечную жизнь
не буду рассказывать как мне удалось достичь своей цели
скажу только что Энн сама подсказала мне некоторые детали плана
разумеется она сделала это неумышленно просто следуя своему вдохновению
это подтверждает мои слова о ее выдающемся таланте
итак я достиг своей цели сделав Энн Райс вампиром
я подарил ей бессмертие и теперь обеспечен интересным чтением навсегда
можно сказать что я создал свой рай
конечно для этого мне пришлось заплатить дорогую цену
но я не жалею
все религии согласны в том что райская жизнь наша высшая цель что ради вечного счастья можно здесь на земле отказаться от чего угодно
как вампир я лишен почти всех человеческих радостей но есть кое-что в чем люди могут мне позавидовать
за сутки я могу прочесть около тысячи книг а иногда мне случается прочесть и больше
каждый день и каждую ночь я читаю два-три новых романа Энн Райс
я знаю что не ошибся в выборе
с этим удовольствием круглосуточного беззаботного чтения не сравнится ни обед в дорогом ресторане ни катание на лыжах ни продвижение по службе ни выигрыш в карты ни покупка недвижимости на Лазурном Берегу ни любовь

______________________________
     «По всем стенам от пола до потолка тянулись книжные полки, мерцали кожаные переплеты. Это был наш мир – мой и Клодии...» – Э. Райс. «Интервью с вампиром».


БЕРЛИНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ В РИМЕ

Берлинский филармонический играет Пятую Бетховена прекрасный зал Аббадо уже под семьдесят но дирижирует он очень живо оркестр играет замечательно финал захватывает всех когда симфония заканчивается зал встает мужчины в темных костюмах женщины в темных платьях крики «браво» аплодисменты

Аббадо пожимает руки оркестрантам кланяется публике аплодисменты Аббадо уходит потом возвращается кланяется уходит возвращается и так несколько раз наконец оркестр покидает сцену но публика не расходится крики аплодисменты

Аббадо выходит и кланяется позади него пустые стулья пюпитры он один на пустой сцене крики и аплодисменты Аббадо кланяется и уходит

мне вспоминается последняя ремарка в «Стульях» «сцена остается пустой со стульями эстрадой паркетом засыпанным конфетти дверь широко распахнута в темноту»

я понимаю сходны лишь декорации Аббадо проложил себе дорогу в жизни стал главным маршалом императором флейт гобоев валторн барабанов скрипок и контрабасов

но публика

я вспоминаю продолжение ремарки «гул невидимой толпы смех шепот ироническое покашливание все это должно длиться довольно долго чтобы реальная публика расходясь унесла с собой это впечатление»

я думаю о публике выходящей из концертного зала много ли среди этих людей главных маршалов главных директоров главных редакторов главных врачей главных президентов

много ли среди них среди нас таких как Аббадо у каждого ли есть своя Миссия каждый ли несет Послание Весть

что будет выбито на наших плитах

может быть что-то нечленораздельное вроде
ДРР ЩЩЛЫМ ПРДРБР
КРР ГРР НЫРГ

_____________________________________
     «...он поворачивается к доске, берет мел и пишет большими буквами: ДРР ЩЩЛЫМ... ПРДРБР...» – Э. Ионеско. «Стулья».


НИКАКИХ ПРИЧИН

никаких причин заниматься тем или этим
никаких причин заниматься чем-нибудь вообще
никаких причин говорить или не говорить
и если говорить то именно то а не это
и если не говорить то именно так а не иначе
и даже воображения недостаточно
чтобы придумать причины
достаточные для того
чтобы заниматься тем или этим
чтобы заниматься чем-нибудь вообще
чтобы воображать отсутствующие причины
добиваясь их присутствия
по крайней мере в воображении
и действовать исходя из этих причин

–––––––––––––––––––––––––
      «Ни на что нет никаких причин, это все знают». – Э. Ионеско. «Воздушный пешеход».


В ОБРАЗЕ МЮНХГАУЗЕНА

сам себя вытаскивал
из тины
брел один по пустыне
и ни разу рядом
не просвистело ядро
на которое
мог бы вскочить

______________________
     «Мне суждена была неминуемая гибель, если бы не сила моих рук». – Г. А. Бюргер. «Удивительные путешествия барона Мюнхгаузена».


УСАДЬБА «ДИМЕНЗИНО»

что-то вроде тургеневской усадьбы поместий Остин или Гарди а если нет то хотя бы что-то
похожее на Баскервиль-холл но разумеется без этой ужасной собаки
вокруг дома большой сиреневый сад позади озеро с лилиями и кувшинками
длинные аллеи лип кленов дубов
в гостиной мраморный камин пушистые ковры люстры свечи на столе посуда из фарфора и серебра
старые душистые вина коктейли коньяк бренди
удобные кресла
мягкие голоса живые взгляды живой разговор о литературе живописи музыке философии
глубокие мысли тонкий юмор острые парадоксы
за стеной библиотека с тысячами томов
наверху спальни с тончайшими простынями
никаких забот по уходу за домом и территорией
никаких гостей никаких звонков
никаких ураганов и наводнений
и конечно бессмертие

__________________________
     «А эта комната! Ковры, мебель... – Все это димензино». – К. Саймак. «Отец-основатель».


ВСТРОЕННЫЙ ФАКС

передо мной встала стена
вроде той что встала
перед героем книги Эрленда Лу

в стену был встроен факс
с радиотрубкой

трубка всегда молчала а факс
работал непрерывно но лезло
из него только два слова
fuck you

_________________________
     «Он сказал, что каждый день тысячи людей, наверное, сталкиваются с тем, что перед ними словно бы вырастает стена». – Э. Лу. «Наивно. Супер».


ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБРЕТЕНИЮ БЕССМЕРТИЯ

если хочешь стать Кащеем
посади дерево и дождись
когда оно вырастет
повесь на него сундук
а сундук тот изготовь сам
в сундук посади
робота-зайца
в зайца робота-утку
в утку запрячь
яйцо с музыкой
а в яйцо положи иглу
все эти гаджеты
сконструируй и сделай сам
и вложи в них всю
свою душу

______________________
     «Смысл жизни заключается в том, на что она потрачена смерть садовника не подкосит дерева но сруби плодоносящее дерево и садовник будет убит»...» – А. де Сент-Экзюпери. «Цитадель».


РОМАНТИКА МОРЯ

для одних
романтика моря это далекий горизонт
волны закаты

а для других
сундуки полные драгоценностей
и монет

ни один пират
ни разу в жизни не восхитился
золотом заката

но каждый пират
всю жизнь мечтал о сундуке полном
золотых монет

одни
тратят деньги на то чтобы
увидеть море

а другие
скитаются по морю чтобы
разбогатеть

_________________________
     «Мы должны хорошенько припрятать сундук на этом берегу. В случае, если кому-нибудь из нас удастся избежать виселицы, он вернется сюда, чтобы воспользоваться богатством и пожить в свое удовольствие». – Э. Берроуз. «Тарзан».


ВОЛЬТЕР И КРЕСТ

читать Вольтера за утренним чаем
а Поппера по вечерам
мнить себя просвещенным
русским интеллигентом
западной ориентации
и вдруг потерять все сбережения
потерять квартиру машину
и оказаться в хибарке
на территории бывшего кладбища

неприятное соседство
хотя ты и презираешь ужастики
и предпочитаешь фильмам Роба Зомби
программу «Дискавери»

однажды ты замечаешь как шевелятся могилы
и что-то трещит и кто-то воет
и дрожа читаешь по ночам Рассела и Юма
чтобы рассеять эти галлюцинации
разогнать страхи
обездвижить могилы

и нисколько в этом не преуспеваешь

в полночь они выбираются из-под земли
идут пошатываясь к избушке
а ты швыряешь в них Вольтера
Дидро Мандевиля Поппера
но Просвещением их не возьмешь
просветители для них
все равно что падающие каштаны
Адорно и Хоркхаймер летят мимо цели
припасенный на крайний случай Деррида
наносит лишь незначительный урон
лишь слегка замедляет движение

на электрическом будильнике
светится 1:35
и они числом 135
вваливаются в твою хибарку
переступая через упавшую дверь
теснят тебя в угол

ты шепчешь
«упаси Господь от таких врагов»

и внезапно комнату озаряет свет

появляется ангел с крестом
и полным собранием Ильина

на каждого мертвеца приходится
по толстому тому

мертвецы корчатся воют
рассыпаются в прах

гремят трубы
трезвонят колокола

ангел торопливо подает тебе
том за томом

ты метко швыряешь их

и отступает враг

_____________________________
     «Я Вольтера и Поппера по ночам каждый день читаю. И не допущу, чтоб в моих могилах свистели, пищали или шевелились». – Ю. Мамлеев. «Живое кладбище».


ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ШАМОРДИНО

замечательная эта жизнь
без Буковски без Эллиса без Хичкока без Тарантино
жизнь в которой лопухи бьют по ногам
и крыша течет
и дрова гниют под дырявым навесом
и хочется чаю да нету
и Вера первая красавица деревни ходит в мужском пиджаке
и летом нужно крутить веялку
или бросать сено что легче только на первый взгляд
а на самом деле труднее
и не звенят трамваи
и никто не играет по вечерам Сен-Санса
и Вера отвечая урок смотрит куда-то вдаль
когда-то и ты смотрел вдаль
мечтал попасть на Северный полюс написать роман
а сейчас смотришь на Веру
на ее красные руки
на ее каштановые волосы
и думаешь о Пушкине
о том как он жил в деревне и писал стихи
вроде «я вас любил» или «я здесь Инезилья»
и возвращаешься мыслями в класс
только когда кто-то говорит «а Верка-то плачет»

_______________________________
     «Багреева плачет, – говорит кто-то». – Булат Окуджава. «Новенький как с иголочки».


ХОДЯЧАЯ КРЕПОСТЬ

с первого дня рождения
он получил назначение в крепость

где-то в Марокко
или на границе империи

неважно

и потом он всюду носил
эту крепость с собой

его так и прозвали
«ходячая крепость»

ходячая крепость была его домом
вернее убежищем

а настоящий дом располагался
где-то в другой вселенной

там где он жил до рождения

он возвращался в ту вселенную
с помощью музыки

музыка была его проводником
из крепости в дом

но сила музыки истощалась

год от года ей становилось труднее
проходить этот путь

и однажды она уже не смогла
сделать то о чем он ее просил

с тех пор он не покидал крепости
он остался в ней навсегда

он передвигался в этой крепости
по стране данной ему с рождения

поля этой страны были для него
полями сражений

он вел оборонительные бои

он воевал ради того
чтобы иметь возможность
изредка навещать свой дом

но когда он лишился проводника
не осталось причины
продолжать эту изнуряющую
борьбу

и он принял решение

он отключил радары прожекторы
разрядил пушки ружья
убрал минные поля спустил лестницы
открыл все двери

и спокойно ждал
когда к нему войдет враг

____________________________
     По мотивам аниме-фильма «Ходячий замок» («Движущийся замок Хаула», 2004), фильма «Легионер» (1998) и романа Д. Буццати «Татарская пустыня» (1940).


РЕЗЕРВИСТ

все вроде бы так
но чего-то все-таки не хватает

время бежит в крепости Бастиани
и лейтенант Дрого стареет
вот он уже капитан
и его беспокоит печень

все вроде бы так
но чего-то все-таки не хватает
чтобы увлечься этой
талантливо рассказанной историей

печальной историей
напрасного ожидания

как ты увлекался раньше
другими историями
такого рода

пусть даже написанными
намного хуже

в те далекие годы эта история
показалась бы тебе
лучшей из всех
что были придуманы
романистами
и всех тех что были
по-настоящему пережиты

но сейчас хотя ты и читаешь ее
с интересом
она представляется тебе
литературой

всего лишь хорошей
литературой

волноваться
и ждать чего-то
от жизни
литературы
это удел лейтенантов

а тебе давно уже присвоили чин майора
и отправили доживать в резерв

–––––––––––––––––––––––
     «С каждым днем Дрого все отчетливее чувствовал разрушительную силу времени и тщетно старался сдержать ее». – Д. Буццати. «Татарская пустыня».


ПОДЗЕМНЫЕ РЕКИ

подземные реки соединяют между собой
все водоемы на поверхности земли
и в глубине одного можно увидеть
то что происходит в другом

бывает так что где-то в пещере
гниют водоросли
выросшие без света
и отвратительное зловоние
встречает каждого кто хочет взглянуть на эти ростки
оно так нестерпимо
что любопытному приходит в голову мысль
гниют ли здесь только водоросли
или что-то еще
и он не решается идти дальше
поворачивает назад
выходит на свет
вдыхает свежий воздух
но запах пещеры запутался в его волосах
въелся в кожу
и он велит подать лошадь
и скачет так быстро как только может
чтобы развеять
этот зловонный запах
а потом
объявляет охоту на кабанов
и долго бродит по лесу
с ружьем
и выходит к озеру
и видит сидящую на берегу красивую девушку
с длинными волосами
которая плачет неизвестно о чем
он влюбляется в нее
и делает ее своей женой
и приводит в дом
где он родился
и где вода отдает гнилью
потому что дом построен рядом с пещерой
в которой что-то гниет
и кажется что каждый поселившийся в замке
тоже начинает гнить заживо

именно так все и происходит
здесь все гниют
деды бабушки отцы матери
сыновья внуки
и новая жилица не может избежать
действия этой гнили
она бледнеет слабеет и умирает
и тогда
о чудо
все остальные обитатели замка
чувствуют прилив сил

словно юная красота
была жертвой
которую требовал водоем в пещере
и возможно не первой

______________________________________
     «Г о л о. Пора бы, наконец, изучить немного эти подземелья». – М. Метерлинк. «Пеллеас и Мелисанда».


ПО СТРАНАМ И ВЕКАМ

читаешь чтобы убежать в другой город
другую страну другое время

например в Берлин 1928-го года
чтобы побродить там вместе Дёблином
или Биберкопфом это уж как придется

но не встречаешь там ни того ни другого
и непонятным образом оказываешься
на скотобойне а потом и вовсе
возвращаешься в 2010-й год в Латвию
где только что приняли закон
разрешающий забой скота
без предварительного оглушения

потому что
для получения «кошерного»
или «халяльного» мяса полагается
перерезать корове горло и потом
терпеливо ждать пока она не умрет

__________________________
     1. «Приносят большой чан, придвигают его. Огромное животное взбрыкивает задними ногами. Нож вонзается ему в шею возле самого горла, надо осторожно нащупать острием артерию, у такой артерии очень прочная оболочка, она хорошо защищена. Но вот она вскрыта, потом еще одна, и горячим, дымящимся, черным, счерна-красным ключом бьет из-под ножа буйная, ликующая кровь, заливает руки мясника...» – А. Дёблин. «Берлин. Александерплац».
     2. Франц Биберкопф – главный персонаж романа А. Дёблина «Берлин. Александерплац» (1929).


ВАНЯ НА ДИВАНЕ

Дядя Ваня сидел
на диване,
правдой жизни
опечален и удручен,
спрашивал:
«Соня, что будет
с нами?»

и Соня сказала:
«Ах, дядя, милый дядя,
все очень просто:
будем работать, а потом
умрем».

____________________________
      «СОНЯ. ...а когда наступит наш час, мы покорно умрем...» – А. Чехов. «Дядя Ваня».


О СУЩНОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ

страдания не выносят
софизмов
страдания не выносят
метафор
страдания не выносят
поэзии
страдания не выносят
слов

вся литература
в сущности
весела

_________________________
     «Страдания не выносят софизмов...» – Платон. «Аксиох».


ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПОЛНОГО СЧАСТЬЯ

для полного счастья
необходимо иметь отечеством
град знаменитый и славный
род знаменитый и славный
отца знаменитого и славного
знаменитых и славных братьев
знаменитого и славного дядю
много детей которые в будущем
станут славными и знаменитыми
и еще больше внуков таких же
знаменитых и славных
а главное совершить много
знаменитых и славных дел самому
вот что нужно для полного счастья
а неполного счастья
как известно не бывает
и если судьба отказала тебе
в чем-то одном из перечисленного
то считай что ты лишился
всего что нужно для полного счастья
и что удел твой собирать марки
играть на флейте на скачках в лотерею
или писать стихи

____________________
    «Для полного счастья необходимо прежде всего иметь отечеством град знаменитый и славный» – Плутарх. «Демосфен».


НА ГОРАХ

есть в этом что-то возвышенное
что-то успокоительное
философы и в трудное время
найдут подходящую гору
чтобы днем собирать урожай
а по вечерам изучать
«Критику чистого разума»
и спорить о Гельдерлине

________________________
     «...в юности Хайдеггер частенько проделывал этот путь; и вот теперь он вновь идет знакомой дорогой, чтобы в трактире у стен замка провести небольшой семинар, в то время как внизу, в долине, французские войска наступают на Зигмаринген, куда бежали остатки коллаборационистского правительства Виши». – Р. Сафрански. «Хайдеггер».


БЛЕДНОЕ СИЯНИЕ ЗИМНЕГО ДНЯ

в феврале небо чаще безоблачное
голубое но светится оно недолго
и даже голубизна его будто покрыта
инеем

февральское небо похоже на семя
которое так и не проросло
на цветок который не распустился
на окоченевшее тело
синей птицы

а если ты заблудился в жизни
то это небо будет висеть
над тобой каждый день в любое
время года

бледное небо февраля
небо проигранных пари
незавершенных дел

небо похожее на прозрачный
февральский лед

в который вмерзли
серебристые
рыбы

_________________________________
     «И мы вышли из этого печального дома навстречу бледному сиянию зимнего дня». – А. Конан Дойл. «Пропавший регбист».


ШЕРЛОК ХОЛМС И ТОТ ЗНАЛ БОЛЬШЕ

мое невежество
велико
я не имею никакого
представления
о политическом
устройстве
Монако
о правилах игры
в поло
о том почему
горит фосфор
и не знаю
как рассчитывается
подъемная сила
крыла

_______________________
     «Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания». – А. Конан Дойл. «Этюд в багровых тонах».


ЗАБОТА О ЖИВОМ

я решил дышать через маску чтобы не причинять
вреда мельчайшим организмом летающим в воздухе
ведь жизнь повсюду в воде воздухе даже в огне
и так я жил несколько месяцев пребывая в духовной
и физической чистоте вернее думая что я в ней
пребываю а потом вспомнил что внутри меня
тоже живут крохотные организмы одни из них
дружественные они помогают мне переваривать
пищу а другие враждебные и с ними борется
моя иммунная система и я понял как ни поверни
а мне суждено стать убийцей тысяч живых существ
и прекратить это убийство я могу только одним
способом покончив с собой что я и сделал не
сообразив что лишаю пищи и естественной среды
обитания множество мельчайших существ
населяющих мой организм и я осознал что выхода
из этой ситуации нет мы созданы чтобы убивать
мы прирожденные терминаторы шварценеггеры
ганнибалы лекторы и дракулы и эволюция
это лишь Голливуд природы MGM мироздания
и не нужно париться по этому поводу а нужно
постараться хорошо сыграть свою роль

_________________________
      «Нынешняя неофундаменталистская ориентация католицизма... сужает взгляды христиан, принуждая их занимать позиции материалистические и в то же время пантеистические чуть ли не вплоть до восточного панпсхизма, гуру которого не снимают с лица повязку, чтобы при вдохе и выдохе не причинялось зла каким-нибудь микроорганизмам». – У. Эко. «О душе зародышей».


ДЕТСКАЯ КОМНАТА

Я клянусь
всеми силами сопротивляться
тинейджеризации поэзии

Мейнстрим современной эпохи
это растущая инфантилизация культуры
и всей социальной сферы

Тинейджерство не обходит стороной
даже политику

Если приглядеться эту тенденцию
наверняка можно заметить
и в промышленности
и в военном деле

Тот кто пытается
повзрослеть в мире тинейджеров
гребет против течения

И тот кто пытается
остаться взрослым в мире тинейджеров
гребет против течения

Капитализм
товарно-денежные отношения
свободный рынок
неизбежно превращают мир в танцпол
и детскую комнату

Тинейджеры постепенно захватывают
все сферы жизни
при попустительстве
и явном или скрытом содействии
многих взрослых

Такое содействие не оставляет человека
без изменений

Те кто содействуют тинейджерам
в установления контроля
над миром
сами превращаются в тинейджеров

Поэтому взрослых в мире
становится все меньше и меньше

Урочный час для планеты
давно наступил

Вторжение состоялось

И все же я клянусь
всеми силами сопротивляться
тинейджеризации поэзии

Пусть моя лодка невелика
но она еще на плаву

И я гребу против течения

________________________
     1. «Детская комната» – название одного из рассказов Р. Брэдбери на тему взаимоотношений взрослых и детей.
     2. «А что у вас за игра? – крикнула мать ей вслед. – Вторжение! – на бегу бросила Мышка». – Р. Брэдбери. «Урочный час».
     3. «Вытеснение гламурными новостями новостей собственно политических выводит на авансцену  сформировавшегося наконец субъекта четвертой власти. Это – тинейджеры,  новые законодатели мод, уже приступившие к управлению миром с помощью доступных им инструментов». – А. Секацкий. «Журналистика тинейджеров».


В ДЖУНГЛЯХ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ

оказывается
распространение комиксов
не в последнюю очередь
было вызвано тем
что их любили рассматривать
американские солдаты в Корее

причинно-следственные связи
в нашем мире переплетаются
самым невероятным образом

они похожи на корейские
джунгли и порой так запутаны
что на их распутывание
уходят десятилетия и века

__________________
     «Рассматривание их (комиксов) было основной формой досуга срочных военнослужащих в Корее...» – Д. Скал. «Книга ужаса».


СВИДАНИЕ С РОБ-ГРИЙЕ

вторжение английской полиции
остановлено стеклянной перегородкой
ладонь напрягается упираясь
в город вычерченный рейсфедером
безупречная имитация жестоких грез застывает
готовая в любой момент продолжить прерванную прогулку
все это происходит среди ветвей
скрывающих мужчину в вечернем костюме


ЕСТЬ И ЛЮБИТЬ

славное занятие работать
продавщицей в отделе
штор и гардин большого
европейского магазина

я убедился в этом посмотрев
отрывок из передачи на Fox Life

мне даже захотелось окончить
курсы продавцов и поработать
в таком отделе

ради этой цели я готов был
выучить французский или довести
свой английский до совершенства

потом я перешел на Fox Crime
и оказался в центре заварушки
с участием живых мертвецов

меня удивило что ходячие
мертвецы думают только
о пище что им больше
ни до чего нет дела

они не обустраивают свои дома
не тащат из разбитых магазинов
гардины шторы и другие
предметы обихода

а как бы они могли хорошо
устроиться!

я проникся сочувствием
к их жалкой жизни после смерти
и вернулся на Fox Life

передача о продавщице штор
и гардин уже закончилась

две молодые дамы за столиком кофе
обсуждали своих любовников

перед ними стояли тарелки с едой
в которой они рассеянно
ковырялись вилками

они были очаровательно живыми
и думали о любви

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
     «Есть, молиться, любить» – книга Элизабет Гилберт (2006).


ОДИНОКИЙ ОХОТНИК

сердце – одинокий охотник
на птиц и зверей,
еще более одиноких,
чем сердце, –
птиц и зверей в одиноких
лесах,
одиноких заводях,
одиноких полях.

одинокое сердце стреляет
навскидку:
так много дичи,
что попасть
не составляет труда.

сердце стреляет почти
наугад –
в птиц и зверей,
одиноких жителей
одиноких лесов,
одиноких полей, –

стреляет почти наугад,
потому что знает:
попасть нетрудно
в одинокую птицу
или одинокого зверя,
когда бродишь один, –
успевай только
досылать патрон, –

но главная цель
всей охоты –
одиночество сердца –
ускользнет
от любой пули,
даже выпущенной
в упор.

––––––––––––––––––––––––––
     «Сердце – одинокий охотник» (1940) – первый роман Карсон Маккалерс.


ЛОНДОН ЕМУ НРАВИЛСЯ

      «Неплохой город Лондон, – думал он, листая страницы. – Лондон мне нравится. Богатые люди в нем одеваются просто. Это замечательно».
     Он закрыл книгу, отдал ее библиотекарю, получил читательский билет, вышел из библиотеки, пересек улицу, сел в машину, припаркованную у магазина «Роберто Кавалли», и уехал в Преображенское.
     На следующий день обедал у патриарха, интересовался его мнением о книге Брауна и фильме Гибсона. Патриарх выразил надежду, что в ближайшие дни царь издаст указ, запрещающий распространение книги и демонстрацию фильма. Выслушав патриарха, одобрительно кивнул и сказал: «Посмотрим!»
     Ближе к вечеру сыграл один сет в паре со стольником Зиновьевым против Хованских, Ивана и Петра. Хованские победили со счетом 10:8.
     Расстроенный, назначил Зиновьеву сто ударов плетью, а Хованских приказал той же ночью сослать в Сибирь.
     Ужинать собирались у Голицына. Однако он отправил бояр к князю, а сам, никого не предупредив, сел в машину и уехал в Преображенское.
     Император Кан-Хий прислал грамоту с мирными предложениями. Грамоту прочел и велел отослать обратно с припискою: «Смотри у меня!»
     Поехал в Пресбург на Яузе, там приказал стрелять из пушек. Стреляли долго, и никто не попал. Тогда он сам навел пушку, зарядил, запалил, но тоже промазал. По второму разу, однако, попал. Обрадованный, велел выдать всем пушкарям по червонцу.
     Купаясь в Яузе, топил понарошку князя Щербатова. Потом приказал окольничему Шепелеву два раза переплыть реку туда и обратно. Выпил банку «Туборга» и сказал, что «Клинское» лучше. Не дождавшись возвращения Шепелева, сел в машину и уехал в Преображенское.
     Осенью отобрал полсотни боярских и дворянских детей для обучения заграницею. Помимо явной государственной пользы, от этого дела была и другая, секретная польза: дети в чужих краях становились как бы залогом верности их отцов, – предусмотрительность не лишняя ввиду того, что он сам подумывал провести несколько месяцев заграницею.
     Собрал всех выбранных на берегу и напутствовал их долгой речью. Сказал, что нужно учиться, учиться и учиться, чтобы догнать и перегнать страны развитого капитализма в сфере высоких технологий.
     Помахал отплывающим шляпой и крикнул «Allez! Come on!»
     После этого обедал в японском ресторане «Фуджияма». Гулял по набережной. Посетил Зимний дворец. Проиграл в казино «Конти» три тысячи рублей и, расстроенный, уехал в Преображенское.
     В начале года отправился в Англию на яхте, которую сделал сам. Прибыв в Лондон, оделся как простой фабричный – в длинные брюки, блузу и фуражку. Боярам говорил, что здесь все богатые люди одеваются просто, и чем богаче, тем проще.
     Осмотрев Гринвичский госпиталь, сказал на обеде у короля: «Рекомендую вам переменить дворец ваш на госпиталь, а госпиталь на дворец». Шутка имела успех; назавтра ее напечатали все газеты. Это его сильно обрадовало.
     Вернувшись в Преображенское, тосковал по Лондону. Приказал купить футбольный клуб «Арсенал». В покоях велел поставить плоский телевизор Philips с 34-х дюймовым экраном, а на крыше – тарелку. Смотрел все матчи премьер-лиги. Зарегистрировался на форуме сайта http://premiership.ru под ником Петр Михайлов.
Все государственные дела передал князю Долгорукому.
     Жил уединенно. Преображенское покидал раз в год, чтобы посетить финальный матч чемпионата Англии. Ездил, разумеется, инкогнито. Одевался при этом очень просто: в кроссовки Адидас с верхом из замши, джинсы от Гальяно и тишотку от де ля Рента.
     О последних годах жизни известно мало. На могильной плите выбита надпись: «Самый верный признак истины – краткость и простота. Ложь всегда бывает вычурна и многословна».
 
______________________________
     «...и уехал в Преображенское» – «Петр уехал в Преображенское» – «...уехал в село Коломенское, а оттоле в Преображенское». – А. С. Пушкин. «История Петра I».


ИСТИНА И ВЕРА

ты взыскуешь истины а тебе предлагают веру
но веру можно утвердить только на чем-то что находится внутри тебя самого
столп веры должен опираться на прочный фундамент
что бы этот фундамент из себя не представлял
а если внутри тебя пустота обратиться в верующего непросто
о подобном скачке говорил вроде бы Кьеркегор
но он похоже изобрел лекарство для собственного употребления
если внутри тебя пустота тебе нужна только истина
потому что истина основывается на самой себе
для веры нужна расположенность склонность или какая-то кьеркегоровская решимость
а для истины достаточно ее самой
вот только отыскать истину очень трудно
ее следы ведут в мрачную Годрикову Впадину где наверняка затаились Пожиратели смерти
но другого пути нет ты должен рискнуть
если пройдешь этот путь до конца и останешься жив то обретешь истину которая может оказаться мрачнее любого пейзажа
но ты заранее согласился
есть особое достоинство в том чтобы погибнуть с истиной в голове
так ты считаешь
это достойнее чем жить с верой в сердце
может быть ты думаешь так потому что твои родители мертвы и твой любимый учитель погиб и дружба не может возместить потери
если бы не это неизвестно еще что бы ты предпочел истину или веру
но теперь вопрос решается сам собой
и ты трангрессируешь в заснеженную деревушку где возможно найдешь меч истины и встретишь утро в последний раз

__________________________
     «Все то же самое: выбор веры. А ему нужна истина». – Дж. Роулинг. «Гарри Поттер и Дары смерти».


ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОИСКАХ СЕБЯ

не так уж важно
как все будет в итоге
хорошо или плохо

у тебя есть брат
и это хорошо

у тебя есть друзья
и это хорошо

у тебя есть девушка
и это хорошо

у тебя есть велик
и велосипедный шлем
и это хорошо

ты научился очищать
свою душу
через игру и веселье
и это хорошо

не думай о Вселенной
и времени

жизнь это путешествие
в поисках себя

и если оно удалось
то все в порядке

все идет так
как надо

все хорошо

––––––––––––––––––––––––
     1. «Путешествие в поисках себя» – книга С. Грофа.
     2. «Я по-прежнему не знаю, в чем состоит связь вещей и будет ли все в конце концов хорошо». – «...может быть (но именно только может быть), я – настоящий цельный человек». – Э. Лу. «Наивно. Супер».
     3. «Все было хорошо» – Дж. Роулинг. «Гарри Поттер и Дары смерти» (заключительная фраза).


РОГА ОЛЕНЯ

рога оленя ветвятся
как ветвится жизненный путь

но что бы ты ни выбрал
в конце пути
с тебя голову снимут
сделают из нее
чучело
и повесят на стену

не беспокойся приятель
какой бы трудной
ни была дорога
тебе хватит времени
отдохнуть

___________________________
     «С о н я. ...Мы отдохнем!» – А. П. Чехов. «Дядя Ваня».


ПРИБЛИЖАЕТСЯ ВСАДНИК

комната вдруг расступается
превращается в лес
или прерию
и он появляется
из-за деревьев или горизонта

он приближается
в сапогах из шкуры ягуара
с наброшенным на плечи плащом

с мертвым взглядом
уткнувшимся в лошадиный бок

и собственной головой
в черном сомбреро
притороченной
к передней луке седла

___________________________
     «Приближается всадник» (1978) – фильм-вестерн (реж. Дж. Пакула) с Джейн Фонда и Джеймсом Кааном в главных ролях.
      «Человек приближается верхом на лошади... В нем есть что-то непривычное для глаза, жуткое». – Майн Рид. «Всадник без головы».


ПОВТОРЕНИЕ СКАЗАННОГО

я подожду
пусть она подойдет
тихо словно какое-то маленькое животное
к реке или ручью чтобы напиться
и тогда я брошусь на нее
и уткну головой в ил
и буду ждать пока она захлебнется
и перестанет дергаться
как ждал Михаэл приканчивая козу
потом я сделаю с ней то же что Михаэл
разрежу брюхо
вытащу внутренности
освежую
отрежу кусок
и зажарю над костром
остальное придется закопать в землю
как это сделал и Михаэл
желудок человека несоразмерен козе
а его ум несоразмерен правильной мысли

каждый разумеется знает
что то же самое говорил Паскаль
в заметках
которые после его смерти
были изданы под общим названием
«Мысли»

–––––––––––––––––––––––––
     «И только когда руки и ноги начали неметь в холодной воде, К. поднялся и выпустил козу из рук». – Дж. М. Кутзее. «Жизнь и время Михаэла К.».


МЭРИ ГОДВИН

Мэри Годвин
ты слышишь стук

Мэри Годвин
отвори свое сердце
и узнай кто стучит в него днем и ночью

не бойся Мэри
что угодно лучше чем чем выносить этот стук
гадать кто стучится

отвори ему
Мэри
кем бы он ни был
ребенком или чудовищем

отвори Мэри

будь храброй Мэри
и напиши свой первый роман

____________________________
     Первый ребенок Мэри Годвин и Перси Биши Шелли родился и умер в 1815 г. Мэри преследовали видения умершей девочки. Роман «Франкенштейн» она начала писать на следующий год. Второй и третий ребенок Мэри родились и умерли вскоре после выхода романа. Выжил только четвертый (Перси Флоренс Шелли, 1819 – 1889).


КЛИШЕ НЕПРИСТОЙНОСТИ

     Непристойной литературы написано так много, что в этом жанре появились свои клише, банальности, «потертые места». Фантазии непристойных писателей от Дидро до Уэлша и Гийота кристаллизовались и выпали в осадок. Нет больше ничего шокирующе непристойного, – и даже такого непристойного, которое бы не вызывало ощущения дежа вю. Литература контркультуры оказалась в той точке, на которой замер кинематограф ужастиков: авторам остается только создавать римейки и посмеиваться (в открытую или тайком) над классикой жанра. Книгочей и синефил больше не чувствует, что его шокируют или пугают – он чувствует, что его хотят шокировать или напугать. И от этого зевает. Так влюбленный, которого поначалу бесконечно трогают слезы его возлюбленной, со временем перестает обращать на них внимание, видя в них проявление дурной погоды, приравнивая их к дождю.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
      «И после шока от первого впечатления ты понемногу привыкаешь». – И. Уэлш. «Лоррейн едет в Ливингстон» // «Экстази».


ПРИЗРАК ГАБРИЭЛЬ

в китайском ресторане «Ган Бей»
я видел призрак Габриэль
Витткоп

следом за писательницей шли тихо
другие призраки по виду
ее герои

французы немцы арабы индусы
больные нищие убийцы
лесбиянки гомосексуалисты
садисты некрофилы

толпа прикольных маргиналов
медленно прошла
по залу

а Габриэль была как королева
и положила на мой стол
цветок

венерин башмачок

–––––––––––––––––––––––––
     «Сегодня вечером я сходил в цветочный магазин за венериными башмачками и украсил ими своего друга Жерома, цвет которого уже прекрасно сочетается с желтыми, зелеными, коричневыми и фиолетовыми оттенками орхидей». – Г. Витткоп. «Некрофил».
     Габриэль Виттко'п (1920 – 2002) – французская писательница.


ПРОДАВЕЦ ЛЬДА ГРЯДЕТ

и скатывались по лестнице
выбегали навстречу
покупали пригоршнями
натирали щеки
лизали глотали
бросали в воздух
рассыпали по земле
давили ногами
отступали на шаг
и рассматривали
пели песни
водили хороводы
разбегались
и перепрыгивали

благодушию продавца
не было предела

––––––––––––––––––––––––––––
     «Продавец льда грядет» – пьеса Ю. О’Нила (1939), фильм Дж. Франкенхаймера (1973).


ЧТО ПРОИЗОШЛО С КУЛЬТУРОЙ В ДВАДЦАТОМ ВЕКЕ

двадцатый век это время когда умных и чутких людей стало тошнить от красивости
поэтому они пририсовывали усы Моне Лизе
меняли местами носы и уши
разрушали мелодию
отказывались от больших букв и знаков препинания
но они не отказывались от искусства
и это не было противоречием
потому что искусство заключается в изобретении нового взгляда на вещи
а каковы эти вещи приятные или неприятные и каков этот взгляд умиляющийся или ужасающийся это неважно
главное чтобы он охватывал и целое и детали
чтобы он сам представлял собой небывалую вещь в этом дряхлеющем мире

но если все дело в последовательности и новизне почему же эти чуткие люди не стали творить новую красоту
почему они предпочитали ужасное отвратительное
даже скуку они предпочитали наслаждению красотой почему
да потому что наслаждение стало сомнительным с нравственной точки зрения
не чувственное а именно духовное наслаждение стало предосудительным
именно трапезы духа казались теперь трапезами Валтасара
и тот кто по-прежнему лелеял в себе любовь к гармонии выглядел дезертиром

но мало-помалу «красивое» снова вошло в моду даже среди меньшинства
протест против красоты выродился в эпатаж и приколы
наступила последняя эпоха в истории западной культуры когда приятные произведения стали напоминать малиновый мусс а неприятные прививку от ветряной оспы
несмотря на это а возможно и благодаря этому цивилизация продолжала успешно развиваться
врачи придумывали новые лекарства программисты внедряли новые технологии инженеры и ученые готовили полеты на Марс
вот только не было уже нового Уитмена чтобы воспеть все эти свершения свободным стихом и нового Рильке чтобы оплакать погибшую культуру в рифмах

––––––––––––––––––––––––––––––
     «Если под влиянием этой книги люди нового поколения обратятся к технике вместо лирики, к военно-морской службе вместо живописи, к политике вместо критики познания, то они поступят так, как я этого желаю, и лучшего нельзя им пожелать». – О. Шпенглер. «Закат Европы». т. 1.


МЫСЛИТЬ ЧИСТО

краеугольный камень дня
продан за бесценок
и вывезен покупателем
в неизвестном направлении

хорошо если удастся выбраться
из-под обломков к вечеру
и в уединении
заняться чистым мышлением

––––––––––––––––––––––––
     «...та логика, которая содержала бы только правила о том, как чисто мыслить предмет, должна была бы исключать все знания с эмпирическим содержанием...» – И. Кант. «Критика чистого разума» («О трансцендентальной логике»).


Рецензии