Странные люди

В те времена, когда я впервые встретил "странных людей", моё восприятие мира было настолько дискретным, что мне приходилось стягивать прорехи сознания суровыми нитками таковости, аксиоматичность которых была весьма сомнительна.
Говоря о странных людях, я не имею в виду социальных изгоев, или диссидентов, или еще каких оригинальствующих (вынужденно или добровольно) субъектов. Тех вокруг было предостаточно и в своем большинстве они не вызывали никаких эмоций. Чудики, алкаши, бомжи, легальные или нелегальные проповедники… все они что-то постоянно хотели и ради этого хотенья готовы были выделываться (или выделяться, как они думали) любым доступным способом.
Эти двое, с которыми я познакомился через маминых друзей, были с виду вполне адекватны. Да, они, как сейчас  говорят, нестандартно ориентировались, но поскольку мой папаша педрильствовал еще тогда, когда мне 13 стукнуло, я бы только за это не зачислил их в подотряд "инаковых", не путать с иноками и инакомыслящими (диссидентами).
Парочка жила в двушке, обставленной не то чтобы оригинально, а, скажем, самобытно. У них была солидная разница в возрасте. Молодому 27, а второму примерно 42. Молодой, вундеркинд от биологии, кандидат наук, его звали, по-моему, Юра, когда разговаривал, брызгал слюной так, что приходилось увертываться, сохраняя при этом видимость естественного человеческого желания не застаиваться подолгу и не засиживаться в позе памятника Гоголю (не того, а того - Андреевского), или кому другому, Островскому, например, у Малого театра.
Второй как-то странно причмокивал, будто что держал за щекой. Впоследствии, нечто похожее я видел, слушая по телеку выступления Гайдара. Звали второго Максим. Он работал в энциклопедии и имел уже докторскую степень.
Объединяла их безапелляционность высказываний и многозначительность взглядов, которыми они часто одаривали друг друга.
В остальном они были настолько не похожи, что приходилось только догадываться о причинах такого устойчивого симбиоза.
Поначалу они страшно раздражали любого, кто соглашался с ними общаться. Но достаточно быстро появлялось ощущение, что им ведомо нечто, лежащее за пределами обыденного сознания.
Конечно же, не ориентация была тому причиной. Я и не догадывался о ней, пока доброхоты не просветили. Черт их разберет, что тут первично, а что – курица, однако факт – они отличались от других чем-то необъяснимым.
Максим был родом из Одессы и потчевал нас одесскими байками, типа:
- Хая, переставь старшенький казанчик на младшенькую дырочку.
И они вдвоем раньше всех начинали ржать, брызгая слюной и причмокивая.
Вполне понятно, что все разговоры интеллигенции начала 70-х сводились к тому, что кто смог достать и прочесть, или попасть и посмотреть. И вот тут начиналось нечто противоестественное для моего сознания. Основные оценки, которые они давали нашим кумирам, сводились к трехбалльной шкале:
1. Полное говно
2. Говно
3. Нууу… может быть… что-то в этом есть.
Поначалу такая фронда мне даже импонировала. Революционность и нонконформизм (знал ли я смысл этих слов?!) диктовала мне всё еще юная гормональная сфера. Однако, когда почти весь наш Олимп (как мы его себе рисовали) покрылся толстым слоем какашек, я тоже выпал в осадок.
Как, и Феллини, и Антониони, и Бергман?? И Толстой, и Хэм, и… прости господи, Ремарк?! Нет, это уже слишком. Они называли что-то альтернативно, но чтоб я вспомнил. Моему возмущению просто не было предела. Можно представить, что происходило с друзьями моей мамы, преподавателем ВГИКА, например, или еще не очень седой библиотечной крысой. Что позволено Раневской, то не…
А они резко переводили разговор на "торсионные поля", ноосферу и прочую лабуду. Кто об этих прибамбасах думал в то время, когда Грундиг и Сони нельзя было разглядеть даже в фильме Рязанова "Берегись автомобиля"?!
Так бы и не замутнили моего сознания эти гамадрилы, если бы вскоре я не стал замечать им подобных, вычленяя их из общей массы пакетно-мыслящих. Хотел я того или нет, но эти двое запустили во мне какой-то скрытый механизм, который как кухонный "перемалыватель" утилизировал все, накопившиеся в моей башке, культурологичные полуфабрикаты. Свято место пусто не бывает и "процесс пошел". Шаблончик: "но это уже другая история", тут очень к месту.
Через несколько лет я узнал, что труп Максима с многочисленными ножевыми ранениями обнаружили на каком-то пустыре. Что стало с Юрой, я не знаю. Только вспоминая эту странную парочку… а они, при всем своем апломбе, казались такими неприкаянными… я грустно так смотрю в пространство… примерно так, как смотрел в небо герой романа Алексея (простите Максим и Юра) Толстого "Аэлита".


Рецензии
А что такое они знали? Возможно, это только казалось, что знали? Я такого народа тогда немало повидал - слегка отстранённые, говорят с тобой полупонятно и убедительно, внимательно и участливо, но недолго. Ибо налетает мрачноватая тень на высокое чело, мысль отлетает в эмпиреи и рождается потом в муках идея взять портвейна. Не на свои деньги.

Владимир Байбиков   15.11.2010 12:35     Заявить о нарушении
Простите, Владимир, но мне кажется, что вы невнимательно читали мой текст. Эти ребята никоим образом не походили на описанных вами "лунатиков". Они были вполне социально адаптированы (один доктор наук, другой кандидат) и не только портвешок, но и вообще не пили. Тем более за чужой счет. Наоборот, когда я попадал к ним домой, они угощали нас всякими затейливыми блюдами. Не помню точно, но по-моему они были вегетарианцами. А странность их заключалась в особом восприятии мира, не таком, "как у всех". Я их отнюдь не идеализирую (в тексте это есть), но и не отдать им должное тоже не вправе.
Благодарю за визит.

Виктор Кй   16.11.2010 07:53   Заявить о нарушении
Нет, насчёт социального статуса персонажей я не пропустил информации. Но ведь тогда некоторое инакомыслие вообще было модным, фрондирование этакое... Ну у студиозов - там попроще, конечно, было... Я жил в акадмгородке под Н-ском, так каких только идей там люди не носили, о чём только не спорили - от политологии до эсхатологии, как говорится. А уж торсионные поля и "тайная доктрина" немало умов будоражили. От бихевиоризма до шаманизма - всё было. Каша. Но: таки никто ничего хорошо не знал, основательно не изучал, так, базары одни. А и доктора наук были, читавшие (якобы) Книгу мёртвых...

Владимир Байбиков   16.11.2010 13:40   Заявить о нарушении
Их "странность" была внутренняя. И не суть, на чем основана. Они мне просто глаза открыли... (нет не они и не сразу)... что можно как-то по-другому видеть. А книга мертвых (египетская) меня когда-то весьма впечатлила.) А вот "тибетская" не очень.

Виктор Кй   16.11.2010 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.