Литературное завещание Арсения Тарковского

 
 
В 1991 году в издательстве «Художественная литература» выходит в свет посмертный трёхтомник Арсения Тарковского, в котором во 2-м томе на странице 130 опубликовано загадочное стихотворение:

ЭПИТАФИЯ СКОРОХОДУ

Царь Александр Македонский воздвиг усыпальницу эту –
Да упокоится в ней раб-скороход Автопед!
Триста три тысячи стадий отмерил он правой ногою,
Столько же стадий другой – левой ногою пройдя.
Если ты веришь Зенону, сложи эти числа, прохожий!
Молви: Хитрец Автопед бегал всегда босиком!

Вопрос: кому адресована эпиграмма? Для того, чтобы на него ответить, необходимо уведомить читателя, что весь сатирический раздел 2-го тома посвящён мне, Вадиму Алексееву. Я имею честь быть учеником Арсения Тарковского, хотя знаком с ним только по переписке. Я послал ему в юности письмо с просьбой прислать свои стихи, на которое он очень холодно ответил: стихи присылайте, но не обессудьте, мол, если ответа никакого не будет. Но Тарковский ответил, прислав письмо по моей просьбе не туда, где я служил в армии, а домой. Его прочёл мой отец и «потерял». Сколько я раз пытался выведать у него, что же мне ответил Тарковский, но отец так и унёс эту тайну в могилу. Я предположил, что Арсений Александрович очень нелестно отозвался о моих стихах и папа, щадя моё юношеское самолюбие, намеренно скрыл от меня этот отзыв. Больше я Тарковскому не писал и ни разу с ним не встречался.

Каково же было моё изумление, когда я обнаружил целый раздел, посвящённый мне, в трёхтомнике Тарковского! О своих чувствах я уже рассказал в автобиографической повести «Денница» (найдите её в поисковике). В разделе содержались короткие рецензии на мои стихотворные удачи. Например, сонет Анри де Ренье

ПЛЕННИЦА

Ты бросилась бежать, проворна и легка,
Дав мне пощёчину за дерзкое вторженье,
Твой слишком гордый нрав не вынес униженья,
Когда тебе на грудь легла моя рука.

Беги же, так и быть, беда невелика.
Но знай: тебя найдёт моё воображенье,
Ибо мой быстрый взор, сковав твои движенья,
Тебя уже пленил, отныне – на века!

В том месте, где сейчас стояла ты, нагая,
Я глыбу мрамора воздвигну, дорогая,
И сняв за слоем слой отточенным резцом

Тяжёлую кору со статуи холодной,
Я обнажу твой стан, прекрасный и бесплодный,
И вновь упьюсь твоим разгневанным лицом!

…удостоился следующей эпиграммы-рецензии:

НА СТАТУЮ МЕЛИТЫ

Встала Мелита с постели и левой ступила ногою
Фидий увидел её. Дева осталась нагой!

Можно предположить, что «Эпитафия скороходу» написана как рецензия на мой же перевод сонета Ренье:

ОТПЕЧАТОК

Пускай мне не дано в сверкающем металле
Навек запечатлеть свой профиль или фас,
Ведь боги всё равно не каждому из нас
Оставить на земле свой след предначертали.

Я изваял свой лик на глиняной медали,
Где трещины легли морщинами у глаз,
Дополнив мой портрет, и странно, всякий раз
Я замечаю в нём всё новые детали.

Ах, всё пройдёт, но я, зажмурившись, в тоске
Оставить от себя желаю на песке
Под гулкий рокот волн, задумчивый и мерный,

Свой оттиск призрачный, бегущий в никуда,
И в нём – лицо моё, чей слепок эфемерный
С волной нахлынувшей растает без следа.

Раб-скороход Автопед – это… «бегущий в никуда» лирический герой сонета? Если бы не одно но: Арсений Тарковский знал моё юношеское стихотворение (оно в числе других было опубликовано в журнале «Континент» № 66):

Сяду в кресло, выпью чаю,
Прикурю от лёгкой спички…
Я нисколько не скучаю,
Я люблю свои привычки!

Посмотри как бесприютно
В новом доме новосёлам –
Лучше жить сиюминутно
В одиночестве весёлом!

Просто жить и безыскусно,
Вечно слыть за домоседа…
Лишь порой немножко грустно
Не зависеть от соседа.

И я по жизни вполне соответствую своему стихотворному автопортрету. Города, в которых я побывал за свои 55 лет, можно пересчитать по пальцам. Да и бегаю я плоховато – плоскостопие… Похоже, Тарковский адресовал это стихотворение не мне, а кому-то другому. Кому же тогда, если не мне?  Для того, чтобы аргументировать свою догадку, я должен познакомить читателя с термином анаграмма. Обратимся к Википедии.
 

Анаграмма (от греч. ;;;- — «снова» и ;;;;;; — «запись»)  — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или нескольких). В ряде случаев анаграммами принято также называть иные в функциональном отношении (то есть не являющиеся литературным приёмом) рекомбинации буквенного или звукового состава слов. В частности, анаграмма является частым способом конструирования псевдонимов: Харитон Макентин — псевдоним-анаграмма Антиоха Кантемира и т. п. (Википедия).

Но игра в анаграммы не такая уж и глупая, если её расширить. Для этого к буквам основного слова (если это существительное или прилагательное) добавляются буквы падежных окончаний единственного и множественного числа… Например
«Автопед»: АВДЕИМОПТУХЫ:

Автопед, Вадим, это петух.
Автопомпа в попе Автопеда…
Но пожар при этом не потух!
Ты не Автопед? Тогда – победа!

Мы видим, что выделенная часть четверостишия является анаграммой имени «Автопед», а невыделенная – допиской, которая, благодаря максимально точной рифме (это обязательное условие!) самовосстанавливается до четверостишия. Смыл восстановленной части столь же объективен, сколь и анаграмма! Что же такое «автопомпа»? Здесь мы снова обратимся к Википедии:

Анальная пробка Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Анальная пробка, плаг (англ. butt plug) — сексуальная игрушка — фаллоимитатор специфической формы, предназначенный для введения в анальное отверстие. Отличается меньшим размером, чем обычные фаллоимитаторы и имеет расширение у основания, служащее для того, чтобы воспрепятствовать проваливанию анальной пробки вглубь кишечника.
 
Анальная пробка применяется как женщинами, так и мужчинами. Может служить для стимуляции ануса, расслабления перед анальным сексом или для сужения влагалища. Последнее может использоваться как для женщин с широким влагалищем (например, когда мышцы влагалища ослаблены после родов), так и просто для усиления ощущений во время секса и ускорения наступления оргазма у женщины.

Правила эксплуатации анальной пробки рекомендуют использовать её со смазками. Наиболее подходящая для этого смазка на силиконовой основе. Эти рекомендации основываются на том, что в прямой кишке отсутствует естественная смазка, как во влагалище, а силиконовые смазки имеют самое длительное скольжение, и концентрированные продукты не требуют большого количества смазки.

В настоящее время магазины, занимающиеся продажей сексуальных игрушек, предоставляют широкий ассортимент разновидностей анальных пробок. Они различаются по форме, размерам, цвету, их изготавливают из силикона, латекса, дерева, стекла, металла и прочих материалов. Существуют модели, снабжённые механизмом «эякуляции» или вибрирующим устройством. Некоторые анальные пробки дополнительно декорируются для сексуальных игр (пробка в виде лисьего хвоста[1], хвоста кролика[2], пробка для игры «в кольца»[3]), или украшаются драгоценными камнями. Кроме того, имеются варианты способные увеличиваться в объёме за счёт нагнетаемого воздуха.

См. также

Сексуальные игрушки

Tristan Taormino The Ultimate Guide to Anal Sex for Women. — Cleis Press, 1997. — ISBN ISBN 1-57344-028-0

Анальные стимуляторы

Human anatomy and DIY plugs

(конец цитаты)

Сразу оговорюсь, что мне анальную пробку предлагали в качестве подарка, новенькую, в упаковке, только что привезённую из-за границы. Я этот подарок не принял. Итак, я не Автопед. Автопед не я!  Кто же тогда адресат эпиграммы Тарковского? Для этого нам следует заглянуть в анаграммы имени «Чернобыль» БЕИЛМНОРХЧЮЯ:
1
Не было лучемора Чернобыля,
Но учения Минобороны.
Лауреату же премии Нобеля
Саркофаг готов вместо короны.

2
Обобрали чиновные хари
На Чернобыле Римслян, они
Город-сад могли б в знойной Сахаре
Ефиопам воздвигнуть в те дни!

3
Римляне ценили чёрный юмор
И чернухой я их не хочу
Удивить, но был в родном краю мор:
Дай я тебя, детка, подлечу!

4
Я люблю белый хлеб,
Коли чёрного нету.
Саркофаг так нелеп...
Стыд-то на всю планету.
Где Борис ваш, где Глеб?
Всяк чеканит монету.
На одной - Змей ли слеп? -
Враг. Сулит бездну мне ту.
Не предал персть земле б
Горбачёва я. Нет у
Гея совести. Склеп -
Для него. Нет-и-нету
Обречён он. Хвалеб
Новых ждёт... Гимн сонету!



POSCRIPTUM

15 октября 1990 — советский лидер Михаил Горбачёв награждён нобелевской премией за вклад в снижение международной напряжённости и осуществление политики гласности. То, что
Нобелевская премия до неприличия политизирована, нет нужды говорить. Но на этот раз
Нобелевский комитет ударил в грязь лицом со всего размаху. Нобелевскую премию дали…
Автопеду! 

Я, конечно, ожидал, что никем иным как пасквилянтом и негодяем меня не назовут на сайте Поэзия. Ру за публикацию о Лермонтове и вернулся я не для того, чтобы собрать урожай похвал. То обстоятельство, что Московское издательство «Аграф» выпустив книгу: Шарль Бодлер. Искусственный рай. – М. 1997. -  (Она есть в поисковике, рассмотрите!) поместило на обложке пасквиль на меня, Вадима Алексеева (я знаю, как это доказать) никого не возмутил. На обложке изображён мастурбирующий Наполеон. Послушайте, господа московские интеллигенты, но если вам можно так глумиться над поэтом при жизни, почему мне, ошельмованному, нельзя ответить  той же монетою, тем более, что чтенье  анаграмм и энграмматический вывод объективны? Лермонтова обвиняю не я, а Такрковский, точно так же как Тарковский обвиняет не меня, а Горбачёва.  Я готов ответить за свои слова перед любым судом. Я не боюсь ни смерти, ни застенка. Но я не желаю, чтобы моё государство игнорировало улики, обличающие виновника развала моей родины и хочу, чтобы те, кто меня ошельмовал, были названы поимённо.

P.P.S.

Даннвй пост был удалён с сайта Поэзия. Ру. Неужели мне отказано в праве на защиту? А то ведь отдалённые потомки могут понять, что «Эпитафия скороходу» адресована мне, Вадиму Алексееву, а не Михаилу Горбачёву!


Рецензии