Конкурс к 65-летию Победы, 1 тур, Бондаренко

Продолжается Конкурс к 65-летию Победы http://stihi.ru/2010/05/08/7313 . Оценки судей и итоги первого тура можно найти на страничке:
http://stihi.ru/2010/10/14/1329 .
Для участников – комментарии Тимофея Бондаренко, судьи нашей площадки. Тимофей Бондаренко прокомментировал все стихи первого тура Конкурса к 65-летию Победы http://stihi.ru/2010/06/17/928 , но сейчас мы публикуем его замечания – довольно жесткие - лишь по выбывшим произведениям. Текст Тимофея Бондаренко не редактировался и за него несет ответственность лишь автор. :)

Спасибо всем за участие в Конкурсе.

С уважением,

Организаторы площадки




Тимофей Бондаренко.

А вообще - впечатление тягостное...
Дикая заштампованность, неряшливость, невежество, пластмасса.
Впрочем по своим общим впечатлениям отдельный пост напишу.
Понимаю, что очень многих "обижу" - но нельзя так к святой теме относиться!
Тяп-ляп с немытыми руками и дурной головой..
Только один стих заслуживает действительно хорошей (но увы, не отличной) оценки.
В ряде случаев вынужден был ставить высокие оценки откровенной пластмассе.
Но хоть ремесленно более-менее сделанной...
И высокая оценка означает только то, что стихи-соперники - вообще провальные.

С уважением
========================================================
Группа 1.

В последние окопы
Евгений Крысин


Гремят парадные оркестры, страна – у Вечного огня.
Всех неизвестных  и известных у обелисков чтит, скорбя.
Сирень, гвоздики и тюльпаны собой украсили гранит,
Великим нашим ветеранам народ спасибо говорит.

Власть демонстрирует заботу, любовь и искренность свою,
А годы делают работу - всё меньше ратников в строю.
Хлебнув из чаши поражений, они с проклятьем на устах
К Победе шли через сраженья, спружинив волю. На рейхстаг!

А жёны, матери и дети в тылу трудились, как могли.
И многих нет уже на свете, поклон им низкий до земли.
В боях седели ветераны, теперь их запросто честят
В освобождённых ими странах - там победителей не чтят.

Бесстыдно, зло во многих бедах винят отважных стариков,
Их за Великую Победу там ненавидят, как врагов.
Мы и в России часто слышим из репортажей в новостях:
То сносят памятник погибшим, то что-то строят на костях.

И защититься словно чтобы, на сердце выстрадав рубцы,
В свои последние окопы уходят старые бойцы...

По форме - плюс, то что выдержана внутренняя рифма.
Выдержана цезура
Рифма огня-скорбя выпадает.
Стилистка изложения - много неуклюжих строк, местами - коряг
(вроде "спружинив волю", "на сердце выстрадав рубцы").
По содержанию - идея, что в могилки уходят как в окопы.
Но обоснована только ссылками на заграницу.
Где действительно многие не любят.
Но надо быть точным - ненавидят не за великую победу,
а за то, что выгнав фашистов, стали навязывать свою идеологию.
(В чем ветераны, конечно же не виноваты.)
В ряде строк - смысловые нестыковки.
Связь седения с тем, что честят - как-то не просматривается.
"И многих нет уже на свете, поклон им низкий до земли."
-автор хоть сам-то читает, что написал?!

---------------------
стихи о Войне
Юрий Чигринов


...Потом, потом, потом, потом
Мы вас - посмертно - пожалеем:
Тебя - с кричащим немо ртом,
Тебя - с цыплячьей тонкой шеей.

Марк Богославский.

Мы отходили без "ура",
Едва зарыв две трети роты.
За что-то нас Господь карал.
Промчался в «эмке» генерал.
И мамку звал девятый ротный.

Вертясь меж пастями воронок,
Стегал конягу ездовой.
В подсумках ехали домой
Штампованные похоронки…

И мы учились убивать.
Ведь есть профессия такая.
В атаках крыли бога мать,
В орущий рот штыки втыкая!

Да с проворотом!.. и ножи
Вершили страшную работу.
(И он хотел конечно жить -
Мой первый "гансик" желторотый...)

В обшитых тёсом блиндажах,
Не хуже их убитых спали.
И дух немецкий не мешал
Забыть: за Родину! за Сталина!..

Нам снились женщины! И борщ.
И почерневшими губами
Мы припадали к соку рощ
Берёзовых. И тёрлись лбами
О пахнущий дождями хвощ.

Но был немыслимо далёк
Тот дух в носу, как смерть внезапный!
КалЕчный северо-восток
Нас костылём толкал на запад.

А их гортанный - «ля-ля-хОх!
Выбрасывал нас из окопов.
И упивался мщеньем Бог,
Всевидящим мигая Оком.

И оседал на дали гул.
И затыкал тряпицей рваной
Пацан в разорванном боку
Дыру...
И оскальпированный луг
Дымил обугленною раной.

Похожая на фею смерть
К нему протягивала руку.
А Дух кричал: « Уснуть! Не сметь!»
И, как березка санинструктор,
Таща его пыталась петь...

Весна. Сиренью жахнул МАЙ!
Природа сделала свой выбор:
Из жаждущих любви не выбыв,
Он впрыгнул на ходу в трамвай.
И выпрыгнул, ЕЁ увидев…

Перед рассветом снег синел,
Вбирая солнца изотопы.
Во сне он рвёт с плеча шинель,
Выпрыгивая из окопа.

Меньше - было бы лучше.
Размер не выдержан.
Полно ритмических огрехов.
Бессистемно меняется схема рифмовки.
Встречаются сомнительные рифмы.
спали-сталина - вообще не лезет.
Стих длиннющий.
Содержание - какая-то каша.
Эпиграф неизвестно к чему приклеен.
Такое впечатление, что автор сам не разобрался, что же он хотел сказать.
В стихе полно кривых и бессмысленных "образов".
Начиная от пасти воронок и кончая пытающейся петь березкой
и "солнечными изотопами"
Стилстика местами - автопародия.
-----------

Неизвестному C
Тиль Уленшпигель

Он спит под листвой опавшей,
вжавшись в земную твердь,
не повзрослевший, ставший
навек победившим смерть.

Лежит рядом с меткой пулей,
мягко вошедшей в грудь
где-то в конце июля
в том сорок втором году.

И плачут над ним осины,
листьев склоняя шаль.
Облако в небе синем -
ведь это его душа.

А сколько ещё по свету
белому - так, как он,
кануло камнем в лету,
предсмертный глотая стон?

И сколько таких же судеб?
Нам ли - судить о них...

Пусть не забудут люди
второй мировой войны.
--

Незатасканная ритмика стиха.
Правда она не очень подходит к элегической интонации стиха.
Здесь просится что-то более плавное.
Неуклюжие переносы в 1 и 4 строфе.
Рифмовка - нормально.
По содержанию - не оригинально.
"вжавшись в твердь - неуклюже.
"ставший навек победившим" - коряга
"склоняя шаль"
Облако в небе... - смотрится откровенным заимствованием,
да еще произвольно  вклеенным.
"камнем в лету" - криво.
Вообще - стилистика изложения неуклюжая.

====================================================
Группа 2.


Двадцать пять...
Виктор Райн


Когда бы я, вот так ещё старался
Мозгами свою память напрягать
Ведь в том бою один я жив остался
Хотя нас было ровно двадцать пять.

Вокруг летали бомбы страшным воем
По-русски  матом кляли чью-то мать
Осталось только пять в неравном бое,
А было нас тогда ведь двадцать пять!

Из боя вышло нас тогда немного
И что тогда с нас можно было взять,
Но были мы, по совести, герои,
А ведь героев было двадцать пять.

В строю в живых стояли, не стонали
Нас обогрели, дали чистый спирт
Комбат вручал нам ордена, медали
Все двадцать пять могли бы получить

Нас всех накрыло возле переправы,
А берег Вислы был почти что взят
Он был нам нужен, и мы были правы,
Не прав был только разорвавшийся снаряд

Вдвоём остались, был он с виду малый
Мы были рядом с ним всегда, везде
Не уследил его я  под Варшавой
Он был на мушке у НКВД.

Потом Берлин, была весна, Победа!
У стен Рейхстага смог я постоять
Никто тогда со мною рядом не был,
Могли тогда стоять все двадцать пять!

Пришёл домой, я был родным так нужен
Других устали жены просто ждать
Я  был Герой Советского Союза
Все двадцать пять могли ведь тоже стать.

       *  *  *
Когда бы я, вот так ещё старался
Мозгами свою память напрягать
Ведь в той войне один я жив остался
Хотя нас было ровно двадцать пять...

-------
Размер не выдержан.
Полно скользких рифм.
Стих затянут.
И на таком уровне лучше писать покороче.
Стиль изложения корявый.
Уже первые две строчки убивают начисто.
Чистая автопародия.
И с арифметикой что-то не то.
То один в бою остался, то пятеро, то двое.
То один в живых - во всей войне.
То один у рейстага.
То только у него одного жена дождаться решила.
Ужос!
Нелепости изложения.
Бомбы ругались матом
снаряд с виду малый на мушке у НКВД
Перечислять все стилистические
и смысловые огрехи просто не вижу смысла.
Совет один - не пишите длинных стихов,
научитесь хотя бы короткие доводить до ума.

-------------------------------------


Победа!
Александралт Петрова

Пропитана земля солдатской кровью,
Закончилась тяжёлая война,
Победы радость, смешанная с болью -
В руинах сорок пятого весна.

Он поднял наше знамя над Рейхстагом,
В улыбке счастья горечь от потерь,
Застыв на миг под этим красным флагом,
Что символ духа Родины теперь.

С боями шли, своей достигли цели,
Почётных много у бойцов наград,
Они сражались честно, как умели
И праздник заслужили, и парад.

Всегда гордится подвигом держава,
Героям память вечная и слава!

------
Размер выдержан
Рифмы - приемлемо.
Содежание - немудрящее изложение ходячих штампов.
Стилистика - корявовата.
Кто такой "он" - из второй строфы?
Как чертик из ящика.
Кто стал символом духа- он или флаг?
И кстати, "красный флаг" - скользкое выражение.
Красным флаг был и у фашистов.
Третья строфа:
Первые две строки - неуклюжи.
"Они сражались честно, как умели
И праздник заслужили, и парад."
- ну прямо как для детского сада написано.
Несомненное достоинство стиха - его краткость.
Автор хоть не стал поэмой читателя изматывать.

---------------------------

Мой прадед Василий погиб на войне
Татьяна Лодзина


Василий – собирательный образ всех без вести пропавших солдат
Один из моих дедов до сих пор в их числе. Погиб на Кавказе.

Мой прадед Василий погиб на войне.                Он песни любил распевать о весне,
Успел он жениться и выстроить дом,
Сейчас мы в нем с папой и мамой живем.

Успел он березку свою посадить,
Успел даже сына и дочку родить,
Любил балалайку, гитару, баян
Чечетку под "Яблочко" бил, как пацан.

Беда налетела, накрыла страну,
Не мешкая, прадед ушел на войну,
Взрывал он, стрелял и собой заслонял,
Надежнее был, чем у танка броня.

Не раз выводил из засады солдат,
В разведку - на брюхе со связкой гранат,
В боях рукопашных – всегда впереди,
И орден брильянтом сиял на груди.

Но пал он в неравном со смертью бою.
Там птицы об умерших песни поют,
Омытый дождями лежит меж берез:
Кресты, обелиски, заросший погост...

Возьму я гитару, ударю в струну,
И песнь о погибших в боях затяну,
И вспомнится тягостный дедов удел,
Все то, что любил он, о чем тогда пел.

Нам выпало мирное небо с тобой.
И все же, не кончился праведный бой.
Пока не схоронены все до конца,
Война будет камнем давить на сердца.

--------
размер выдержан
Рифмы - приемлемо.
По содержанию - набор штампов.
Написано длинно и неумело.
Местами коряво.
Прадед успевший родить пару детей - круто!
Да еще посадкой берез занимавшийся.
Заслонял собой вместо танковой брони.
Выведение солдат из засады, да еще в разведку.
Бой неравный со смертью.
Небо выпало откуда-то.
Орден с бриллиантом - это орден Победы что ли?
Крутой прадед был!
"Возьму я гитару, ударю в струну,
И песнь о погибших в боях затяну,"
- ну как сам автор не чувствует
нелепости этих строк...
В общем - неуклюжий и бестолковый
набор штампованных образов.
С нелепым "эпиграфом".
Могло бы быть и покороче.
Кстати - неплохо поется на мотив "Гренады"
:-)))

==============================================
Группа 3.

Спасибо деду за победу!
Полонина Ирина


***

Ранним утром далёкого мая
Также пели в садах соловьи,
И, огонь на себя принимая,
На краю обожжённой земли
Шли в атаку бойцы за победу,
За отчизну – за родину-мать,
Свято веря, что этим рассветом
Не придётся уже умирать.

Им казалось, не хватит патронов
На последнем войны рубеже,
Но взмывали над рейхом знамёна
В ярко-красном своём кураже.
Из орудий летели снаряды,
Сотрясая Берлин и рейхстаг,
И готовился маршал к параду,
И чеканили воины шаг.

Новый май, год две тыщи десятый,
Салютует победе опять,
И выводят под руки ребята
Стариков у огня постоять.
Столько лет с той поры миновало,
Но я замер вчера у стены...
Там на доме в начале квартала
Написали углём пацаны:

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ,
ВСЕМ СОЛДАТАМ - ПОКЛОН ДО ЗЕМЛИ.
СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ,
ЗА ТУ ПАМЯТЬ, ЧТО В СЕРДЦЕ ХРАНИМ.
СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ,
ЗА ТОТ МАЙ В СОРОК ПЯТОМ ГОДУ.
СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ
И ЗА ТО, ЧТО С НИМ РЯДОМ ИДУ...
--------
Размер соблюден.
Рифмы - приемлемо
Содержание и стилистика -
увы очередное неуклюжее сочинение на вольную тему
Исправьте орфографию во второй строке.
А то нелепо получается.
"огонь на себя принимая" - мура какая-то.
На сеья принимая, значит, отводя от кого-то. От кого?
"бойцы за победу"
"за победу, За отчизну  за родину-мать," -
этот набор штампов совершенно безболезненно можно было выкинуть.
"не хватит патронов" - у немцев что ли?
Вроде у нашей армии в тот период с этим проблем не было.
"Но взмывали над рейхом знамёна
В ярко-красном своём кураже."
"Над рейхом"- ?
И главное, непонятно - чьи знамена - наши или фашистские?
Из орудий, видимо, арбузы могли лететь.
Ни к какому параду "маршал" (кто - Конев или Жуков?) не готовился.
Об этом тогда не было речи.
А воины, чеканящие шаг при штурме - ну и бред.

Про третью строфу - ничего особенно плохого не скажу.
Но и ничего хорошего.
Что там "написали пацаны" - не знаю.
Но то, что написал автор...
Как там говаривал Станиславский?..
.
И что со слухом у автора?
Неужели он не слышит, КАК звучит
"Спасибо деду за победу" ?
Ужоснах...
------------------------------------------------

Память
Геннадий Титов
          "О людях, что ушли, не долюбив,
           Не докурив последней папиросы..."
                Н. Майоров "Мы"

Парень в поле лежал,
он упал, как бежал...
В феврале, на закате,
на проклятой войне,
пальцы, сжав на гранате,
лицом в чёрный снег.
Сила долго из тела
уходить не хотела.
Он подняться пытался,
в небо жадно взглянул,-
тихо снег опускался,
ворон крал тишину.
Снег не таял вокруг
в, ночь протянутых, рук.
Ветер волосы русые
гладил пальцами синими.
Сколько, парни безусые,
Вас легло за Россию?!
Память павшим и слава живым!
Ветеранам и вечно юным...
Чёрный "юнкерс" кружит
над горящим июнем...
Красный флаг над рейхстагом
светлым маем парит...
Мой отец ещё мальчик,
а дед мой- убит!
---------
Размер не выдержан, гуляет как хочет.
Отсутствие разбивки на строфы никак не улучшает дела.
Рифмовка - не очень.
синими-россию, рейхстагом-мальчик.
Содержание.
Из всего написанного могу отметить только "ворон крал тишину"
-вот это - хорошо!
Остальное достаточно стандартно.
Местами неуклюже.
Но серьезных коряг нет.
Концовка - какой-то винигрет, имеющий сомнительное отношение
 к первой части стиха.
---------------------

Про победу 1945 года
Наталья Казакова 2

            Посвящаю маме.

...Победили!
Кресты в окопах,
На полях
легендарных сражений.
Эй,вы,грязные
солдафоны,
Зажигайте
под музыку гения!

Полководец Адольф-парень бравый,
Исстрадавшийся манией величия,
Покоритель Европы ярый
Жизнь покончил
хреново
до неприличия.

Усики столбиком,чубчик набок,
Взгляд застывшей коровы бешеной.
Это он,
без правил
и рамок,
Стал над миром
палачным грешником.

Жизнь поставил на свою победу.
Знал ли он тогда,что так будет?
Обломилось!
Призвали к ответу
Всех,кто воду в реке мутит.

Обломали зубы прямо под Москвой,
Сталинград стальной ответил силой.
Он остался в памяти -герой
С общей неопознанной могилой.
-----
Про размер и говорить не стоит.
Рифмы прихрамывают.
Корявое построение маскируется разбивкой на "строки".
Ведь если записать нормально, то по звучанию получается что-то вроде
"Победили кресты в окопах,"

Содержание
Что не банально - то мутно.
Коряги и смысловые и стилистические.
Кто же кресты в окопах ставит?!
Кто имеется в виду под грязными солдафонами - те, кто победил?
Далее неинтересные упражнения по теме Адольфа.
Ну, кроме бешеной коровы. да еще застывшЕй
Правда, я бешеных коров не видел, и не могу сказать, что это означает.
Но видимр, ужжжасное ругательство.
А война с десятками миллионов жертв почему-то
названа замутнением воды в реке.
В концовке - неясно о ком идет речь.
До сих пор все было об Адольфе.
Так это он остался в памяти героем с неопознаной могилой?
И такой стих про Адольфа - посвящается маме?

==================================================
Группа 4.


Медь горит на литаврах и трубах
Шаламов Андрей Владимирович


Посвящается Дню Победы и нашим Ветеранам

Медь горит на литаврах и трубах,
Серебром отливает кларнет,
Музыканты идут друг за другом,
И струится им музыка вслед.

Разливается медь духовая
Над весёлой и праздной толпой,
Вторят им перезвоны трамвая,
Что увозят уставших домой.

День Победы и праздник парада,
Всё отлажено чётко и в такт,
Ветераны в блестящих наградах,
Вновь проходят, печатая шаг.

Время сморщило лица и руки,
И отметило их сединой,
Но торжественной музыки звуки,
Звуки жизни, что стали судьбой.

Может это – последний их выход,
Может это – последний парад,
Пусть последний! – Пройдут они лихо,
Прозвенев перезвоном наград.

А потом они сядут в сторонке
И возьмут валидол под язык,
Близких вспомнят, друзей похоронки,
К смерти близких ... никто не привык.

Не стареют душой ветераны,
Они память тех огненных лет,
В их сердцах незатянуты раны,
След далёких и важных побед ...

-----------
Размер выдержан
"Они", "Они","Они" - как нарочно.
Рифмовка - нормально.
Содержание в прицмпе все понятно.
Ничего оригинального.
Изложение и стилистика - увы, не без огрехов.
Кларнет  полескивает серебряными деталями.
А отливание - неточно.
Музыканты - идут цепочкой?
Музыка тащится за ними?
"праздная" толпа - странный упрек - а что, должна делами заниматься?
Перезвоны увозят?
Уставших - увозят прямо во время парада?
"праздник парада" - ?
"Вновь проходят" - зациклились, что ли?
Лица и руки, отмеченный сединой - это круто!
Звуки стали судьбой. - а это о чем?
- на парады гоняют - не отвертишься?
...лихо они вряд ли пройдут.
"прозвенев перезвоном" - круто!
Похоронки фронтовики вроде не получали.
Их гражданским слали.
А раны - следы и от поражений.
В прямом смысле.
А в переносном, сердечные раны от побед - ну и чушь.
.
Очень неряшливый стих.
--------------------------


Вечные огни
Гуляка Сергей

Вечные огни
                светят по стране...
Нам
      напоминают
                о былой войне
и о трудных годах,
                что давно прошли,
что на головы отцов сединой легли.
Вечные огни...
                Надпись на плите...
Слава
          тем героям, что лежат в земле!
Слава
          тем, кто смело на врага вставал,
за родную землю
                жизнь свою
                отдал.
Вечные огни
                светят по стране..
Горе материнское...
                Слёзы на плите
пламя отражая,
                как огнём горят,
ведь в могилах этих
                сыновья лежат.
Вечные огни.
                Караул застыл.
Фронтовое лихо и голодный тыл –
вместе
           все
                ковали
                для врага заслон –
павшие,
             живые –
                Вам
                земной поклон.
-------
 Как я понимаю, автор претендует на тонический стих.
Лучше бы он это не делал.
Тонический стих для достойного звучания требует
куда большего владения техникой,
и куда большего внимания к звуку.
А если этого нет - то не стоит и пытаться.
Нелепая разбивка по лесенкам.
Такое впечатление, что автор плохо понимает, что такое тонический стих.
Это не лесенки сами по себе...
И в качестве тонического стиха - это - провал.
Или это - не тонический стих.
Но что тогда?
.
По общему содержанию - вполне стандартно.
Увы, про матерей и сыновей - а сколько же лет матерям?
Время идет, а штамп повторяется...
Слезы старушек, горяшие огнем - откровенное лимпопо.
И горящие по причине нахождения сыновей в могилах.
Кование заслона - это круто.
И главное, кто ковал (см текст) - лихо и тыл!
Интересная компания.
В конце - всем поклон...
.
Расхристанный но вполне заштампованный стих.

-----------------------------

Письмо Эпизоды войны. Эпизод VII
Вовка Пресненский


"Вторые сутки в окруженье,
И обстановка не ясна.
Стрелять сказал на пораженье
И политрук, и старшина.
Пока затишье перед боем,
Пишу тебе сейчас письмо.
В живых из взвода только двое.
Когда дойдёт к тебе оно..."

Внезапно строчка оборвалась.
Письмо до дома не дошло.
От боли где-то сердце сжалось
И счастье в прошлое ушло.
-----
Размер соблюден
Рифмовка - ну терпимо и не более.
Содержание
Оригинальностью не блещет.
Разве что, оригинальным приказом - стрелять на поражение, причем дважды повторенным.
Видать, ЛГ туповат был, и ранее стрелял - не попугание - в воздух.
Или ранее они разгоном демонстраций занимались?
Политрук и страшина видать были не из взвода.
ЛГ только своих считал.
"внезапно" - нелепое слово, если иметь в виду читающего письмо много лет спустя.
До дома не дошло (видать из-за окружения. Строчка могла оборавться по куче причин, не обязательно смертельных)
А с чего сердце сжалось?
Телепатия?
И какое счастье там было среди войны,
когда близкий человек на фронте?!
Кому писалось письмо - так и осталось неясным.
Содержание письма - какое-то соплежуйское. Плоховато политрук поработал! Так не принято было писать. Тем более, учитывая военную цензуру.
Пустоватый и неуклюжий стих.

==============================================

Группа 5.

Ветеранам
Анна Селиванова


За вёсны – белоснежные садами,
А не сединами в мальчишеских висках.
За то, что грозы в шелковистых облаках,
А не пожарища грохочущих баталий,
В которых вы, потери не считая,
Во имя нас и мира выживали.

За чистый дождь, которым плачет небо,
Давно забыв, как безутешных матерей
В святых молитвах за сынов и дочерей
Сушили слёзы горькой скорби беспросветной.
Но знали – сын живой воюет где-то,
И верили в победу нашу слепо.

За зелень трав и тишину туманов,
Что укрывают невернувшихся с войны –
Они навечно в скорбной памяти страны.
За ваших душ незаживающие раны
И сердца кровотОчащие шрамы -
ЗЕМНОЙ ПОКЛОН ВАМ – НАШИ ВЕТЕРАНЫ !
----
Размер соблюден.
А вот со схемой строфы - приходится разбираться.
Что не есть хорошо.
Полно "плохих" рифм , что вносит путаницу.
Возможно, АББСАС - ?
Но считая-баталий - рифма не хуже, чем садами-считая.
Или АББССА? небо-слепо.
Черт ногу сломит.
Содержание.
Увы, в стихе даже с грамматикой трудно разобраться.
Какой-то косноязычный навал.
С содержанием - не легче.
Приходится продираться.
Первые же строки - какие к черту седины в мальчишеских.
Точнее - весны белоснежные сединами в мальчишеских...
Ужоснах!
Да кому интересно всерьез разбираться в этих нагромождениях.
ГРозы в шелковистых облаках - мура. Грозы - в грозовых тучах.
Солдаты, оказывается, не воевали. а "выживали".
Вторая строфа - совсем бессвязно. Начата "за...", в конце
- период оборван и вставлено другое.
А скорбь что-то плохо описана.
слезливая, горькая, беспросветная - мало, мало прилагаков навешано!
надо бы хоть десяток.
И то - ведь по живым и победоносным иначе скорбеть-то нельзя.
"невернувшихся" - исправьте орфографию, а то так и тянет прочитать "навернувшихся"
.
Земной поклон за раны и шрамы - оригинально!
Я-то думал - что за другое уважают ветеранов...
Правда, раны принимаются только незаживающие
и шрамы - кровоточащие (во, открытие в медицине!)
.
Ну как можно так неряшливо и запутанно писать...

-----------------------------------

Ко Дню Победы. Мой дед
Серега Прохоров


Души павших,  стучатся набатом!
Всех найти, что в болотах лежат.
Найден дед мой с пустым автоматом
Среди груды фашистких солдат.

Этот бой был,  конечно, жестоким
Перегрелся от пуль автомат.
Знаем мы, что победы истоки
В силе духа советских солдат.

Всюду слышались раненых стоны
Почернел от смертей белый свет.
Когда кончились в диске патроны
В рукопашную ринулся дед.

Он своими стальными руками
Рвал фашистов за Родину-мать.
Этот подвиг рождался  веками
За Отчизну, чтоб насмерть стоять.

Нелегка эта наша  победа:
Ветеранам всем низкий поклон.
Мне остался на память от деда
Лишь солдатский стальной медальон.
------
размер соблюден
"срЕди" "кОгда"
Рифмовка - нормально
Содержание и стилистика.
- ничего особенного.
За исключением неуклюжести и местами коряг.
Первое же предложение даже грамматически нелепо.
Запятая вообще обессмысливает строку.
Если же читать без запятой
"Души павших стучатся набатом!"
-то все равно коряга получается.
набатом - не стучатся.
Да и по смыслу - спустя 65 лет - это заведомо не так.
Какой к черту набат, когда выросли новые поколения...
Вторая строка - грамматически бессвязно.
И почему - только в болотах?
Следующие две строки - неуклюжий гротеск.
К тому же далее - дед ринулся голыми руками рвать фашистов.
Откуда же - найден с автоматом?
В следующей строфе - жестокость боя , перегрев "от пуль".
И видимо, супротив перегрева - дух советских солдат?
Увы, и далее - неуклюже и в духе ужастиков.
Руками рвал - ну прямо фильм про оборотней.
И все это - корявым языком, да еще попорчено нелепыми препинаками.
"Этот подвиг рождался  веками
За Отчизну, чтоб насмерть стоять."
.
Нормальные здесь только две последние строки.
Кстати, "стальной" - редкостная деталь...

---------------------------------------

Воинам страны посвящается...
Дмитрий Грифф


Прольется свет на черные породы
Гранитных плит с узорною резьбой.
На фото парни русского народа
С короткою солдатскою судьбой.
На каждом камне по звезде героя,
На каждом - слезы жен и матерей.
Друзья и братья молча выпьют стоя,
Украдкою слезу смахнут скорей.
В последний путь проводят автоматы -
Три скорбных залпа громом в небеса.
И выстрелы звучат, как постулаты,
Но мать не может это осознать.
Январский ветер расправляет ленты,
И опускает нежно на гранит.
Снежинки белые скользят по монументам -
Ребят всю зиму будут греть они.
Мы будем помнить наших русских воинов!
Они погибли за покой страны,
За то, чтоб нам с тобой дышалось вольно,
За то, чтоб светлыми ночные были сны.

---
Размер вначале соблюден, в конце - пошел в разнос.
Рифмы - приемлемо.
Содержание - перепев навязших штамеов.
Стилистика - корявая от начала до конца.
"черные породы гранитных плит" - коряга
"парни русского народа" - коряга
На каких-то камнях - звезды героев.
Выпивание и залпы - так речь идет о похоронах?
Где, каких - ?
"выстрелы как постулаты" - коряга.
Чего не может осознать мать - неясно.
"наших русских" - странная конструкция.
А наших нерусских?
В общем, ясно, что ничего не ясно.
Кого-то хоронят. И все.

=========================================

Группа 6.

Фронтовикам
Виктор Мурзин

За много лет, под прочной мирной кровлей,
Затих атаки судорожный глас.
Но мы замешаны на той солдатской крови,
Которая в атаках запеклась.

Покуда живы мы, нам помнить это.
И с вами, у кого седой висок,
Еще не раз дойдем до Дня Победы,
Поднимем знамя мира на флагшток.

Покуда живы мы, остаток ваших болей
Не растворится, не исчезнет в нас.
Как не исчезнут мужество и воля,
Взлелеянные героизмом масс.
------
Размер не выдержан.
Неприятный ритмический сбой в 3 строке и в 9.
Рифмовка - терпимо
Содержание.
В принципе понятно, но косноязычно и с корявыми "красотами".
Первые две строки - коряга.
3,4 - ужастик.
А запекание в атаках - что за ежик...
А кровь, пролитая в оброне - наверное не в счет...
Что именно предлагается помнить - неясно.
Что "нас" замесили?
6 строка - коряга.
Какое еще знамя мира, и при чем тут флагштоки - аллах ведает.
Суля по всему - сие знамя поднимается только на День Победы.
9,10 строки - армянская загадка про нерастворимый остаток.
Последние две строки - вот это да.
Оказывается мужество и воля - продукты героизма.
А я-то до сих пор думал, что наоборот...

-----------------------------------------

Война в сердцах людей еще жива...
Светлана Белянина


Война в сердцах людей еще жива,
Еще слышны раскаты громовые.
Как вслушиваясь в "Говорит Москва",
Встречали горькие сороковые...

В местах, где мы живем сейчас с тобой,
Шли каждый день сражения когда-то.
И поднимались на кровавый бой
Восемнадцатилетние ребята...

И грохот танков, как раскаты гроз,
И свежие осколочные раны...
...Идут сегодня, не стесняясь слез,
По площади седые ветераны.

Они войну сквозь годы пронесли -
За мир нелегкой оказалась плата.
По всей стране - поклоны до земли
Могилам Неизвестного солдата.

Уж сколько с той поры минуло дней,
Но о войне не забывают деды.
И мы не вправе забывать о ней
Во имя торжествующей Победы!

---
Размер выдержан
Ритмически грязновато написано.
Особенно сбивает 8 строка.
гОворит, горькиЕ, нА, нЕ, зАбывать
Рифмовка - нормально.
Содержание - в основном традиционные штампы.
Первая строфа - бессвязно.
Невнятен переход от 1,2 к 3,4 строкам.
Раскаты как вслушивались - черт ногу сломит в такой грамматике.
"каждый день" - ну ладно, художественное преувеличение,
как и исключительно 18-летние.
Танки как раскаты гроз - ну ладно, сойдет - да только к чему?
По мне, так танки - вещь куда более неприятная, чем гроза.
"свежесть" ран, причем сугубо осколочных - к чему?
"войну сквозь годы пронесли" - сомнительный комплимент.
"Могилам одного" - корявое выражение.
Последняя строка - тоже. Только портит.
Без нее было бы лучше.
-------------------------------------

Солдату
Виктор Люсин

Ноют фантомною болью
Раны обугленных дат.
Хлеба Насущного поле
Пашет убитый солдат.
За Куликовскую  пашню,
За Православность Небес
Воин в сражении павший,
Памятью нашей воскрес.
В Лету уходит эпоха -
Войн мировых времена.
В сердце хранятся у Бога
Русских солдат имена.
-----
Размер выдержан
Рифмы-нормально
Содержание
Первые две строки - просто невнятны.
Далее - мистика.
Воскресший солдат.
Правда На Куликовом поле пашни не было.
"за православность небес" - надо понимать,
за религиозную исключительность и нетерпимость?
Увы, невнятно написано.
Более-менее нормально - только последнее 4-стишие
------------------------


Рецензии
Тимофей, вас близко нельзя подпускать к разбору стихов. Вы же их не читаете, а бегло просматриваете. А это не одно и то же. Лучше бы отказались от роли заштатного критика. Так было бы честнее и лучше не только для вас, но и для всех. И я говорю не только о своем газетном опусе. Свой-то я скинул так, мимоходом. Просто для спортивного интереса. Итак:
1. Что значит "размер не выдержан"? Перед вами обращение в фронтовикам, идет обычная стилистическая градация. Зачин, а потом раскрытие темы. Вы, видимо, ничего о градации не слышали, "Практическую стилистику" Розенталя не изучали, поэтому удивились ритмическим сбоям.
2. Корявые красоты, коряги, ужастики - это тропы, Тимофей. И у каждого автора они свои. Самое главное, чтобы свои были, а не заёмные.
3. А вы хотели знамя войны поднять на флагшток? Праздник Победы - это как раз и есть напоминание о мире, о том, что мы не живем в состоянии войны. На кой ляд тогда праздник?
4. Никакой армянской загадки, Тимофей. Вам бы только поверхностную заданную метафору похвалить, а то, что боль старшего поколения не растворится, не исчезнет в нас, вам этого не понять, потому что вы об этой боли, наверное, только в книжках читали.
5. И самое глупое из написанного вами - это про "наоборот". То есть из-за чего я и затеял этот сыр-бор, хотя времени было жаль бодаться.
Вы так и не поняли, чьи мужество и воля не исчезнут. Не чьи-нибудь, а наши, мои! Понимаете. Именно героизм солдат, зафиксированный и переданный в виде художественных произведений и документов, является основой для воспитания мужества и воли будущих поколений. И не надо было про "продукты", это из другой оперы, это из современной жизни корпораций и папарацци.
Вот так вот, Тимофей Бондаренко. Вы же, по всей вероятности, член Союза писателей и прочая, прочая?..

Группа 6.

Фронтовикам
Виктор Мурзин

За много лет, под прочной мирной кровлей,
Затих атаки судорожный глас.
Но мы замешаны на той солдатской крови,
Которая в атаках запеклась.

Покуда живы мы, нам помнить это.
И с вами, у кого седой висок,
Еще не раз дойдем до Дня Победы,
Поднимем знамя мира на флагшток.

Покуда живы мы, остаток ваших болей
Не растворится, не исчезнет в нас.
Как не исчезнут мужество и воля,
Взлелеянные героизмом масс.
------
Размер не выдержан.
Неприятный ритмический сбой в 3 строке и в 9.
Рифмовка - терпимо
Содержание.
В принципе понятно, но косноязычно и с корявыми "красотами".
Первые две строки - коряга.
3,4 - ужастик.
А запекание в атаках - что за ежик...
А кровь, пролитая в оброне - наверное не в счет...
Что именно предлагается помнить - неясно.
Что "нас" замесили?
6 строка - коряга.
Какое еще знамя мира, и при чем тут флагштоки - аллах ведает.
Суля по всему - сие знамя поднимается только на День Победы.
9,10 строки - армянская загадка про нерастворимый остаток.
Последние две строки - вот это да.
Оказывается мужество и воля - продукты героизма.
А я-то до сих пор думал, что наоборот...

Виктор Мурзин   29.11.2010 01:36     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор Мурзин!

Конечно же, Вы вольны именовать ритимические огрехи "градациями" ил чем там еще.
Но звучание стиха от этого лучше не станет.

Самое главное, чтобы свои были, а не заёмные.
Во-первых,заемных у Вас тоже хватает.
Тот же "седой висок" - на одном конкурсе, посвященном веретанам - так ни одношо стиха без седых висков не обнаружилось...
Я кстати, сам из своих стихов трижды выкидывал эти седык виски. Уж очень упорно лез этот штамп. Но все же обошелся без него.

А во-вторых - тропы должны быть осмысленными. И вставленными по делу.
Вот взять Ваше "мы замешаны на той солдатской крови,
Которая в атаках запеклась.".
Кровь запеклась - означает - загустела, свернулась, образовала коросту.
Ну и на кой тут это запекание вообще?
Как можно что-то "замешать" на запекшейся?
И почему не на живой крови?
И при чем тут атаки? Запекание именно во время атаки, а скажем, не после.
Что оэначает вообще замешивание на крови?
.
Столько невниятицы и тумана лишь в одном "тропе"
А ведь Вы не авангардную мозготрахалку пишете, а публицистический стих.
На такие темы, как я считаю, писать надо четко, ясно, доходчиво.
.
Что касается Ваших педагогических изысков, признаюсь, я и не подумал, что Вы пишете о себе, а не о тех солдатах.
Тема-то вроде не о том.
Да и сомнительно все это.
Вы хотите, сказать, что без фильмов о ВОВ - Вы бы выросли безвольным хлюпиком?
Я так не думаю.
Впрочем, это другая тема.
И - опять о стилистике. "взлелеянные" - неудачное слово по стилистике.
Воля и мужество - и "взлелеять"...
.
Со стилистикой - у Вас вообще провал. Весь стих стилистически коряв и неуклюж.
За исключением штампов. Но не исключая и их использования.
.
--------
Что касается моего участия в судействе - Ваши претензии направляйте организаторам.
Впрочем, если Вас поддержат другие участники, готов отказаться от судейства.
Это вовсе не "доходное место".
И кстати, если Вы считаете себя хорошим знатоком, как надо - то кто Вам мешает писать альтернативные отзывы м разборы?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   30.11.2010 12:12   Заявить о нарушении
Один из организаторов категорически против исключения Тимофея Бондаренко из состава судей. Тимофей чуть ли не единственный, кто подверг подробному разбору неуклюжее стихотворение Мурзина. Мне показалось, что это пустая трата времени. Уровень стихов низковат для разбора.

Тимофей, что там с конкурсом переводов? Ждем твоих оценок.

Костя Сергеев   30.11.2010 18:36   Заявить о нарушении
Оценки все есть (от Тимофея уже пару дней), я постараюсь сегодня вывесить, но не гарантирую. У меня завтра семинар со студентами. Учу их уму-разуму! :) Завтра точно будут оценки. И сам со студентами новому учусь.

Вадим Волков   30.11.2010 20:13   Заявить о нарушении
1. Почему же, Тимофей, сразу коросту? Вы всё хотите сразу довести до логического конца. Так ведь и жизнь заканчивается смертью. Может быть, её тоже будем называть предсмертье?
2. То, что вы убираете "седые виски" из своих текстов - это ваша слабость, а не заслуга. Вы сделайте так, чтобы расхожий штамп, использованный вами, нашел новую интерпретацию, стал новой кровью, вот тогда я вас буду принимать как поэта.
3. Ну, а замечание о "замешивании на крови" вообще полный абзац! Всё, Тимофей! Мы с вами просто смотрим в разные стороны. Разговор закончен.

Виктор Мурзин   01.12.2010 15:03   Заявить о нарушении