Когда уносит в открытое море. Предисловие

 Вначале был берег. Устланный ракушками, пучками гниющих водорослей, мёртвыми медузами. Потом была лодка с вёслами в скрипучих уключинах. Затем волны и ветер, уносящие скорлупку в открытое море. Бесполезно было налегать на вёсла — берег стремительно «отъезжал» вдаль. И тогда стало страшно. В той лодке нас было трое — я, жена, дочура-крохотуля. Угораздило же «половину» увязаться за мной в это экстремальное плаванье, да ещё и ребёнка прихватить. Всё остальное происходило «на адреналине». Сбив ладони до кровавых мозолей, я всё же выгреб к пляжу на краю Бердянской косы. Я «в глубь мощны вёслы» упирал. Жена вычёрпывала из щелястого шлюпа воду, скребя по днищу консервной банкой. Если не считать этого эпизода и того, что путешествие к тёплому и ласковому Азовскому морю происходило в год чернобыльской катастрофы и столкновения пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Пётр Васёв», более идилличного времени я в своей жизни не припомню. Отдых в домике на самом краю Бердянска с лижущими пляж волнами у самой калитки и перевёрнутым вверх дном шлюпом у забора организовал тесть, проработавший всю жизнь на помнящей подвиги Стаханова донбасской шахте. Жена моя Лариса была тогда в возрасте, которого теперь достигла дочь, — юная, очаровательная, почти ребёнок. У нас получился бурный филологический роман, из-за которого мне пришлось уйти от предыдущей жены.

 Вначале я хотел написать рассказ, в котором гастролирующий гипнотизёр (мы ходили на его выступление в санаторий, где лечился Николай Островский) неожиданно для неподдающегося его пассам героя становится магом, управляющим событиями. Для того чтобы убедить скептика в своей гипнотической силе, он, как колоду карт, передёргивает времена — и, сидя в зале, неверующий Фома оказывается в утлой посудине между сталкивающимися судами (в двойном смысле этого слова, и в одном из них — между судом совести и судом свыше). Другой вариант замысла подразумевал разработку темы «бархатного сезона». В конце концов я понял, что пишу роман ужасов. Так уж случилось, что наше поколение (его называли «инфантильным») уносило по бурному морю раскрепощений и «отвязок», в котором женщина, дружеские попойки, рок-н-ролл, неумеренное чтение книг менялись местами, могли вытеснять друг друга, но так и оставались непременными ингредиентами теперь уже уходящего в прошлое образа жизни. Девяностые годы позволили выплеснуться Эросу нашего поколения с его декадентством и диссидентством в эпатировании системы — на взбурливших желанием освобождения от геронтократической партократуры площадях, в поэзии, в журналистике тех лет.
 
 Несмотря на фантастику и постмодернистические розыгрыши, этот роман, без сомнения, автобиографичен. И всё, что в нём описано, произошло (и что самое непостижимое — происходит до сих пор) не только с героем, но и с автором. И античность, и Фрейд, и Набоков стали внутренней сущностью, приводящей в движение пружины и шестерни судьбы. Конструируя «лолитиста» Гаврилова, мне не пришлось что-то вымучивать. Это всё пережито. Как и психоделический драйв с «улётами» в параллельные реальности. «Неадекватного», диссидентствующего героя мне тоже придумывать не надо было. Среди уныло «правильных» коллег-журналистов (они составляют цементирующее большинство) всегда найдётся Главврач, который в два счёта приляпает диагноз «метафористу» (сейчас почти все редакторы и издатели просят писать плохо, пресно, бесстилево).
 
 Роман воспроизводит ужасы промывочной мозгов, в которой даже самые сокровенные глубины внутреннего мира оказываются гремучим «ершом» из «набоковщины», сюжетных повторов братьев Стругацких, голливудских штампов, эзотерического китча, поэзии начала века и пущенного в митинговый оборот «Слова о полку Игореве». Одновременно всё это представляет собою проекцию «журнализма», «рекламизма», «сенсационности» на подсознание героя, по мере сил сопротивляющегося атакам масскультовского суррогата. 

 Поражение Гаврилова — это тот крах, на обломках которого мы продолжаем наше путешествие в будущее, где деструкция личности, распад «Я» на бесчисленные осколки, скорее, не экзотика, а норма. Форма романа-кроссворда, в котором каждая из загадок требует отгадки (желающим предоставляется возможность вписать свои прочтения в пустые квадратики итоговой таблички), оказалась наиболее удобной для создания текстового «полотна», как бы смонтированного из обрывков показаний суду, следствию, кухонных откровений с друзьями, лечащими врачами, духовидцами. В конце концов неизбежно должно было выясниться, что текст представляет собою фальсифицированное уголовное дело, «концы» в котором найти так же сложно, как и объяснить, для чего давил не на ту «кнопку» оператор Чернобыльской АЭС? А тем паче — зачем капитаны сухогруза и пассажирского корабля сделали всё для того, чтобы повторить катастрофу «Титаника», в новом издании которой роль слепой и неуправляемой силы в виде айсберга выполнил зрячий «морской волк» уже обречённой на распад советской империи.

 Ощущение того, что нас продолжает уносить в открытое море, не оставляет. Гипнотизёр-экстрасенс стремится проникнуть в глубины подсознания, чтобы, манипулируя нашими грёзами, извлечь выгоду. Вряд ли получившийся текст — приговор диссидентству, беснованию, как индивидуальному, так и коллективному. Но и не любование всеми этими прелестями. «Расчленёнка», которой подвергается герой, исчезая как личность, пожалуй, даже не содержит и освобождения в катарсисе. И если реальный Иван Дыркин вывел на площадь участников перфоманса под лозунгом «Котам котарсис», то ощущающий себя приконченным в лабиринтах подсознания персонажем компьютерной «стрелялки» Гаврилов не может обрести даже такого хеппи-энда, потому что он не на площади, а в каталажке (даже если это пятизвёздочный отель, в котором он «занимается любовью» с ограбившей его обворожительно-юной бандиткой).

 Как и требует того ритуал, шаман расчленён, но до конца не сросся. Он гноеточит. Сваливаясь из верхних миров в нижние, он застревает среди чудовищ низа. У него нет возможности шаманить, как у играющего Карлсона актёра «Глобуса» Саши Соловьёва, выходящего на «монстрацию» с пофигистским транспарантом «Горн вам в зубы»! Потому что он не Архангел (пусть даже с электромоторчиком и пропеллером вместо крыльев за спиной), возвещающий о Конце Света, а сам — смерть его, монстр в паноптикуме неполезных ископаемых.
 Вот то, что получилось в результате почти полуторадесятилетнего перекраивания текста со «сложной издательской судьбой».
Автор


Рецензии
Хотела написать в замечаниях, но решила написать в "рецке" - хотя ещё ничего не прочитала, по сути, так наскоком...
Юра! Главное сделано, раз есть "в наборе", значит обязательно книга выйдет.
Хочу, дать совет (хотя, вы, наверняка, про этот вариант знаете) текст
надо записать на голос, не знаю, как это в инете называется, у меня муж сейчас только так книги "чатает"
Доброго, вечера! И от души поздравляю, ни минутки не сомневаюсь, что написали шедевр! Буду читать!
Ваша шпионка,

Любовь Ушакова   19.10.2010 17:25     Заявить о нарушении
Люб,(можно буду завать Клавдией!?) книга -то уже вышла. И ты имеешь дело с мастером бестселлера мирового масштаба.

Юрий Горбачев   19.10.2010 19:13   Заявить о нарушении
ЭЙ!Шутишь? ПРАЗД!!!!!!!!!!!! РАВЛЯЮ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Очень Рада!)
Клавой?))) Ни за что в жизни, её только ленивый не хлопает по несколько тасяч раз в день!!!!!)))
Юр, это за что же я в такой немилости???
теперь серьёз, книга до Екатеринбурга доберётся? А как из рук автора?
Вобщем объясните, пожалуйста, Где, Когда??

Любовь Ушакова   19.10.2010 20:11   Заявить о нарушении
Люб, так уже добралась до всех бургов. Сети же! Но , как всегда читателей интересуют только обложки и зхаголовки , но не содержание. Дя собственно и я некоторых писателей знаю только по их теле-выступлениям. Просто текст этот - в сущности стихопроза. Все насквозь прорифмовано. Но читатель -исчез. О чем собственно не только мои книги,но и другие умные люди пишут..А Клавой не буду звать так и быть...Кстати в городе -инопланетяне, они претворяются манекенами. Это всё Алта2ская Принцеа-в романе об этом...

Юрий Горбачев   19.10.2010 20:23   Заявить о нарушении
Так, в инете, я поняла!
А настоящяя КНИГА, та, что 30 экз. Пахнущяя краской, где в мечтах автограф МАСТЕРА,....
Или читать в инете?

Любовь Ушакова   19.10.2010 21:04   Заявить о нарушении
Так ее ж расхватали-бестселлер! И к тому же культовая книга, ведь она об атаке инопланетян, приходящей через информауионные вирусы. Народ вроде ромнчики детективные почитывает, а на самом деле его уже пришелец клыком прикусил...

Юрий Горбачев   19.10.2010 21:15   Заявить о нарушении
Ну и ну! Опять разыграл! Пойду напьюсь!!!))))))

Любовь Ушакова   19.10.2010 21:19   Заявить о нарушении
Да всё серьёзно. Эта книга даже в "Ад Маргинем" была заброшена моей дочерью, ко орая видеал там байкерский мотоцикл. и я имел длительный разгвора с исзаделями почтенного кнтр-культурного издасьлеьсва-хорошошие ребята. Зачитали...А вот Мишеля Уэльбека "Лавкрафт против человечества" - издали.

Юрий Горбачев   19.10.2010 22:04   Заявить о нарушении
эй, народ, поделитесь о чем вы так горячо....ничегоо не понял...но чувствую...хочу прикоснутся к этому чуду...
с любопытством

Юрий Поплавский   21.10.2010 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.