Свящ. Павел Флоренский. Восхищение в миры иные
ПЕРЕХОД ЧЕЛОВЕКА В МИРЫ ИНЫЕ
представляется как ВОСХИЩЕНИЕ
или как ПОХИЩЕНИЕ его трансцендентными существами,
а сама восхищающая сила - как (...) ВИХРЬ,
как сильный ВЕТЕР,
и притом налетающий с шумом...
Незримый, неосязаемый и, однако, могучий
и порою всесокрушительный порыв ветра,
конечно, есть символ наиболее сродный
потусторонним силам, врывающимся в мир
всякого житейского попечения
и восхищающим отселе человека
в миры иные.
(...)
Человек умирает только раз в жизни,
и потому, не имея опыта,
УМИРАЕТ НЕУДАЧНО.
Человек не умеет умирать,
и смерть его происходит ощупью,
в потёмках.
Но смерть, как и всякая деятельность,
требует навыка.
Чтобы умереть вполне благополучно,
надо знать,
как умирать,
надо приобрести навык умирания,
надо выучиться смерти.
А для этого необходимо умирать ещё при жизни,
под руководством людей опытных,
уже умиравших.
Этот-то ОПЫТ СМЕРТИ и даётся
подвижничеством.
В древности училищем смерти были мистерии.
У древних переход в мир иной
мыслился:
либо как РАЗРЫВ, как провал, как ниспадение,
либо как ВОСХИЩЕНИЕ.
В сущности,
все мистерийные обряды имели целью
уничтожить смерть, как разрыв.
Тот,
кто сумел умереть при жизни,
не ПРОВАЛИВАЕТСЯ в преисподнюю,
а ПЕРЕХОДИТ
в иной мир.
Посвященный не увидит смерти -
вот затаенное чаяние мистерий.
Не то,
чтобы он оставался вечно здесь;
но -
он иначе воспринимает кончину,
чем не-посвященный.
Для не-посвященного загробная жизнь -
это абсолютно-новая страна,
в которой он не умеет разобраться, -
в которую он рождается,
как младенец,
не имеющий ни опыта, ни руководителей.
Посвященному
эта страна уже знакома, -
он уже бывал в ней, уже осматривал её,
хотя бы издали и под руководством людей опытных.
Он уже знает
все пути и перепутия потустороннего царства
и переходит туда не беспомощным младенцем,
а юношей или даже взрослым мужем.
Он,
как говорили древние,
знает карту иного мира
и знает наименования потусторонних вещей.
И потому он не растеряется и не запутается там,
где от неожиданного толчка и по неопытности,
придя в себя после глубокого обморока,
не-посвященный не найдется,
как поступить,
и не поймет,
что делать.
(...)
Господь есть Господь
НИСХОДЯЩИЙ с неба,
а человек -
лишь восходит навстречу Ему
с земли.
+++
Священник Павел Флоренский. "Не восхищение непщева"//Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1996. Т.2. С.162, 167, 188.
Свидетельство о публикации №110101507866
Владмира 28.01.2011 18:22 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2010/04/11/7035
Борис Пинаев 28.01.2011 19:29 Заявить о нарушении